Смекни!
smekni.com

Базилика Сен-Дени (стр. 4 из 5)

В откосах всех трех порталов размещались демонтированные в восемнадцатом веке статуи-колонны, о которых мы в настоящее время имеем представление по рисункам Бернара де Монфокона 69(1729 год), а также по тем образам, которые предлагает нам последовавший вскоре за Сен-Дени западный портал Шартра.

Кроме того, некоторые головы сохранены в художественной галерее Вальтера в Балтиморе и в отдельных коллекциях (The Fogg Museum of Art, Harvard University, Cambridge, Mass; the collection Jean Osouf, Paris, France).

Таким образом, с этого момента, исследования, посвященные иконографии западного фасада, обрели под собой, наконец, твердую почву. Однако, вопрос о принадлежности скульптуры Сен-Дени раннеготическому стилю оставался дискуссионным. Ряд исследователей рассматривали ее в контексте романского искусства.70 Однако, П. Блам, в своем подробном анализе состояния и стиля центрального портала постаралась убедительно показать, что скульптурная программа Сен-Дени кардинально отличается от скульптурных программ высокой романики. Скульптурная программа порталов западного фасада первого готического храма вводит новые понятия и эстетические отношения, отличные от романских, и несмотря на наличие некоторых стилизаций, заимствованных из словаря романского искусства, безусловно заслуживает определения "готической". Сравнивая Страшный Суд в Сен-Дени с монументальными представлениями этой темы в известных романских порталах (Отен (1130), Муассак (1115)), она отмечает, что "новое спокойствие и дидактическая ясность"71 сменили эмоциональную бурю романских композиций Страшного Суда, которые "заслуживают эпитета "эпопеи хаоса"72. Но, обращаясь вместо этого к интеллекту, скульптурная программа трех западных порталов в Сен-Дени представила комплекс иконографических формулировок, отражающих теологические идеи, находящиеся тогда в обращении в Иль-де-Франс."73 В хорошо организованной иконографической схеме этого скульптурного ансамбля она видит "единство, которое появляется как одна из главных особенностей готического стиля в архитектуре ли, в скульптуре или в иконографии."74 Этой же точки зрения придерживается П.Джерсон, чьи иконографические исследования западного фасада еще в 70-е годы показали, что все три портала соединены взаимосвязанной программой75.

Список литературы

1. Объединил этих трех персонажей в девятом веке аббат Хильдуин. Hilduinus abbas s. Dionysii, Areopagitica sive Sancti Dionysii vita, P.L.106, cols.13-24; По поводу развития легенды о св. Дионисии см Crosby S. McK. The Royal Abbey of St-Denis: From Its Beginnings to the Death of Suger, 475-1151.(ed. and completed by Blum Pamela Z), New Haven, 1987. (Crosby S. McK. …1987), pp.4-5,453-456 nn.5-17, 18-25., а также Loenertz R.J. "La légend parisienne de S.Denys l’Areopagite, sa genèse et son premier témoin", Analecta Bollandiana 1951, 69, pp.217-237.

2. [Fortunatus], Passio sanctorum martyrum Dionysii, Rustici et Eleutherii (известный также как Gloriosae), в Monumenta Germaniae historica, ed. Bruno Krusch,Auct.antiq.4, pt.2, Berlin, 1885, pp.101-105.

3. Второй текст Страстей св. Дионисия (Post beatam et gloriosam) был составлен между 826-833 годами. См об этом Brown E.A.R. Le basilique Saint-Denis, Zodiaque, 2001 (Brown E. … 2001), рр.42-51.

4. Brown E.…, 2001, рp.42-51.

5. Там же.

6. Formige J., L’Abbaye royale de Saint-Denis. Reacherches nouvelles par Jules Formige, Paris, 1960. ( Далее Formige J....1960).

7. Crosby S.Mck.., The Abbey of St-Denis: 475-1122. New Haven, 1942.; Crosby S.Mck.. L’abbaye royale de Saint-Denis. Paris, 1953.; Crosby S.Mck.. "A Carolingian Pavement at Saint-Denis. Preliminary Report.," Gesta, 1970, 9, №1, pp.42-45.; Crosby S.Mck.. "The West Portals of Saint-Denis and the Saint-Denis Style", Gesta, 1970, 9, №2, pp.1-11.; Crosby S.Mck.., and Blum P. Z., "Le Portail central de la faсade occidentale de Saint-Denis," Bulletin Monumental 131, (1973), рp. 209-66. (Далее Crosby S.Mck.. and Blum P. Z., "Le Portail central …); Crosby S.Mck.. …1987. и др.

8. Crosby S.Mck.. …1987.

9. Кросби (Crosby S.Mck.. …1987, pp.15-17) считает, что огромные блоки галло-римской кладки, украшенные щитами амазонок, многократно были использованы в фундаменте церкви, построенной на этом месте около 475 года. На основе датировки саркофагов и более ранних археологических данных Кросби сделал вывод, что св. Дионисий был похоронен на существовавшем до этого кладбище.

10. Vita Genovefae virginis Parisiensis, в Monumenta Germaniae historica, ed.Bruno Krusch and Ernst Dümmler, Script. Rer. Mer.3 Hanover, 1896, pp.204-238.

11. Formige J....1960, р.5.

12. М.Фелибьен (Felibien M., Histoire de I'abbaye royale de Saint-Denys en France (Paris, 1706); reprint Paris, 1973. (Felibien M…).рр.3,52) сообщает о разрушении церквей после смерти Констанстина.

13. Crosby S.Mck.. …1987, рр.13-26.

14. Crosby S.Mck.. …1987, р.27

15. Cхему первых построек в Сен-Дени и планы сооружений (M.Wyss) см. Brown E. … 2001, сс.50-51.

16. Gregoire de Tours, Liber in Gloria Martyrium, 714;(цит. По Formige J. ... 1960, p.41)

17. Formige J. ... 1960, р.IX, pp.39-58.

18. Crosby S.Mck.. …1987, pp.29-50.

19. Brown E. … 2001, рp.52-53.

20. Formige J. ... 1960, p.49

21. Коронование короля Пипина Короткого, его жены Берты и двух сыновей Карла (768-814) и Карломана (768-771) в 754 году происходило в базилике Сен-Дени (см. об этом Brown E. …2001, рр.54-57.)

22. Suger. De Administratione, XXV, ed. Panofsky E. Abbot Suger on the abbey church of St.-Denis and its art treasures, Princeton, New Jersey, 1979, (Далее Panofsky E. Abbot Suger…), p.45.

23.Brown E.. … 2001, р.56.

24. Колокольня по приказу Вильгельма Завоевателя была построена аббатом Ивом к 1075 году и вскоре обрушилась. Основания башни, со стороны входа в базилику с северной стороны обнаружены раскопками 1947 года (См. Crosby S.Mck….1987, рp.96-100, особенно pp.97,98.)

25. Formige J. ..., 1960, р.65.

26. Formige J. ..., 1960, р.65.; План реконструкции церкви (версия Ж.Формиже), задуманный Сугерием, приведен в: Formige J. ..., 1960, р.67. План трех строительных кампаний Сугерия см.: Grant L. Abbot Suger of St-Denis. Church and State in Early Twelfth-Century France, London and New York, 1998, p.323.

27. см. об этом Crosby S.Mck.. …1987, рр.267,271.

28. Suger. De Administratione, XXVIII-XXIX, ed. E. Panofsky, Abbot Suger… p.48-53.

29. Crosby S.Mck.. …1987, p.268.

30. "Ворота Сугерия" с юго-западной стороны аббатства по гравюре Мартине (Martinet) см.: Brown E. … 2001, р.82.)

31. Formige J. …1960, p.97.

32. Crosby S.Mck.. …1987, p.264; E. Panofsky, "Note on a controversial passage in Suger’s de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii", Gazette des Beaux-Arts, 6-th ser., 24 (1944), p. 95-114; Clark W.W. " Suger’s Church at Saint-Denis: The State of Research"// Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium/Ed. P.L.Gerson, The Metropoliten Museum of Art New York, 1986, Second printing, 1987 (A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987)), pp.105-130.

33. Brown E.. … 2001, p.58

34. Там же.

35. Brown E..… 2001, p.58-59.

36. На тему грабежа 1435 г. см. Félibien М, p.347-348, а для ситуации 1567 г. – см. там же, p.398; и Dom F.Jacques Doublet, Histoire de l’abbaye de S. Denys en France, Paris, 1625, pp.1313-1314, 1347-1349. (цит. по Blum P.Z. "The Lateral Portals of the west Fasade of the Abbey Church of Saint-Denis. Archeological and iconographical considerations"// (A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.199 –227. (Blum P.Z. " The Lateral Portals…)

37. Reau L. Les monuments destruit de l’art francais, histoire du vandalisme, vol.1 Du Haut Moyen Age au XIX siecle, Paris, 1959, pp. 224-227, 306-307. (цит. по Blum P.Z. " The Lateral Portals…)

38. Brown E. … 2001, р.60.

39. Brown E.. … 2001, pp.60-61.

40. Там же.

41. Подробнее о витражах см. Grodecki, Louis. Les Vitraux de Saint-Denis, etude sur le vitrail au XII siecle (Corpus Vitrearum Medii Aevi), France "Etudes" Paris, 1976; Caviness, Madeline Harrison "Suger’s Glass at Saint-Denis: The State of Research" // A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.257-272

42. Gaviness M.H. "Suger's Glass at Saint-Denis:The state of Research"// A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pр.257-272

43. Зарисован Б. де Монфоконом хранится в Париже, Национальная библиотека, ms. fr. 15634/1, fol. 162r

44. Grodecki L. "The Style of the Stained-Glass Windows of Saint-Denis"// A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.273-282.

45. Suger, De Administratione, ed. E. Panofsky, Abbot Suger…, рp.46-47.

46. См. об этом Brown E. …, 2001, p.85; Crosby S.Mck.. …, 1987, p.187, n.44,50,51 p.488.

47. См об этом Crosby S.Mck.. …,1987, p.187, n.44,50,51 p.488; Кросби упоминает о свидетельстве Doublet (Histoire de l’abbaye de S. Denys en France, Paris, 1625, p.285), из которого нам известно, что двери представляли сцены "Страсти Христа и его Воскресения или скорее Вознесения" (текст Сугерия De Administratione, ed.Panofsky Е. Abbat Suger…, рp.46-47) и фигуру Сугерия, "распростертого на земле"; из акта инвентаризации семнадцатого века мы знаем, что фигура монаха с тонзурой, распростершегося у ног Христа была включена в сцену ужина в Эммаусе. Из изображений до нас дошел только рисунок Винченцо Скамоцци (1552-1616), который не проясняет деталей, но ясно свидетельствует о том, что каждая из дверей имела по четыре медальона.

48. О реставрации 1771 года делал записи Альфред Готье - органист аббатства, он же сделал запись об удалении статуи – трюмо. См. об этом: Alfred Gautier, Journal qui fait suite à Félibien, Paris, Bibliotèque Nationale, ms. fr. 11681, fol.20r.;(цит.по Blum P.Z., "The Lateral Portals…,рp. 199-228.)

49. Blum P.Z., "The Lateral Portals …, pp. 199-228; Crosby S.Mck.. and Blum P. Z., "Le Portail central…, pp. 209-266, особенно р.210. - В процессе этой реставрации был изменен уровень плиточного пола нефа и западных пролетов, что сократило пропорции входов – преобразование, которое сохранилось до наших дней.

50. Франсуа Дебре использовал слишком тяжелый камень, и вес его надстройки оказался непомерным для основания башни выполненного из более легкого камня. – Blum P.Z., "The Lateral Portals…, рp. 199-228

51. Памела Блам (Blum P. Z. "The Lateral Portals…, рр.198-202) отмечает, что "Брюн старался устранить повреждения без помощи любых посторонних вставок" в то время как, "работа реставраторов 18 века показывает целеустремленное изменение стиля двенадцатого столетия", и считает что "варварское обновление каждой фигуры" тимпана правого портала может быть скорее приписано реставраторам 1771 года.

52. Crosby S.Mck.. and Blum P. Z., "Le Portail central …рр. 209-66, особенно р.210.

53. Mâle É L’art religieux du XII, siecle en France, Paris, A. Colin, 1922 pp.176-182, 221-222, (Англ. перевод E. Male Religious Art in France:The Twelfth Century, A Study of the Origins of Medieval Iconography, ed.Harry Bober Princeton, N.J.,1978 ( pp.177-178), (pp.177-183, 221-23)

54. "Par des preuves aussi bien visuelles que documentées, nous sommes obligés d'éliminer - pour retrouver l'œuvre du XII e siècle - presque toute la sculpture de la façade ouest de Saint-Denis, sauf certaines plinthes sous les pieds des anciennes figures des piédroits, des fragments conservés dans des musées de France et des États-Unis, et certaines parties du tympan et des archivoltes du portail central." См. W.Stoddard. The West Portais of Saint-Denis and Chartres, Sculpture in the Ile-de-France from 1140 to 1190, Cambridge, Mass., 1952, p. 3.

55. Formige J....1960, pp.84-87;

56. Baron Francoir de Guilhermy, Monographie de l’eglise de Saint-Denis, Paris, 1848; Baron Francoir de Guilhermy, Paris, Bibliotheque Nationale, ms.n.a. fr.6121, fol 56r.

57. Персье, Шарль (1764-1838) – ведущий французский архитектор, законодатель вкусов в период империи Наполеона I. Для датировки рисунков Персье – George Huard, "Percier et l’abbaye de Saint-Denis", Les monuments historiques de la France 1(1936), рp.134-135.