Смекни!
smekni.com

Образ политического лидера в русском фольклоре (стр. 2 из 2)

Царь (царевич) является действующим лицом в следующих типовых сюжетных моделях: он выступает в роли верховного судьи, разрешает конфликт; он обращается к народу с просьбой, обещая вознаграждение; он дает трудновыполнимое задание;он – воин, победитель темных сил.

Функции царя в сказках, как правило, заключаются в разрешении спорных вопросов в критических ситуациях и командовании войском. В первом случае к царю прибегают как к последней инстанции: по сюжету, именно решение царя определяет судьбу сторон, оказавшихся перед сложной проблемой. Следовательно, истинный политический лидер должен уметь принимать решения, устраняющие общественные конфликты. Сказочные персонажи не оспаривают царского суда. С одной стороны, это указывает на отождествление воли носителя власти с законом, но с другой стороны, царь в сказках почти всегда действует по-справедливости. Он возвышает и награждает правых, а обманщиков и лиходеев наказывает. Это означает, что в народном сознании идеальный политический лидер должен руководствоваться принципом справедливости. Кроме того, заслуживает внимания факт, что по сюжету царь лично разбирает дело конфликтующих сторон. В этом отразилось народное желание иметь политического лидера, непосредственно знакомого с общественными нуждами и близкого к массам.

Идея близости царя и народа нашла выражение и в сюжетах, когда царь обращается к своим подданным, вне зависимости от их социального статуса и материального положения, за помощью. Так явно воплотилась мысль, что носитель власти нуждается в народной поддержке, черпает из нее свою силу. Игнорирование социальных различий при выборе царем его добровольных помощников указывает на определенную демократичность образа. Предполагается, что царь ценит личные достоинства и заслуги больше других показателей. Поэтому он щедро награждает за оказанную ему услугу. Это еще раз подтверждает справедливость царя, и, кроме того, указывает на еще одну приписываемую ему черту: верность своему слову. Царь выполняет обещанное, иногда даже вопреки своему желанию. Значит, в народном сознании истинный политический лидер должен уметь отвечать за свои слова и поступки. Слово царя – закон и для него самого.

Царь может дать трудное задание, угрожая карой за неисполнение. Как правило, персонаж-исполнитель и не предполагает возможности не подчиниться. Здесь нашло выражение отождествление приказа носителя власти с нерушимым законом. Но в то же время исход неизменно благоприятен для послушного персонажа: ему сопутствует удача, и полагается награда. Таким образом косвенно [c.20] отразилась идея взаимного обязательства между верховной властью и народом: народ обязан повиноваться ее постановлениям, но взамен должен получать явную выгоду.

Исполнивший царское задание получает именно ту награду, которая была обещана; чаще всего это материальные блага или вхождение в царскую семью, влекущее наследование царства. Следовательно, в фольклоре обладатель личных качеств победителя естественно претендует на роль политического лидера.

Победа, чаще всего военная, должна быть одержана над злыми сверхъестественными силами. Преодоление этих сил наделяет победившего правом на власть. Эта власть предполагает и защиту государства от врагов (именно поэтому потенциальный царь в сказках проходит проверку на боеспособность). Умение обеспечить покой жителям своей страны – одно из важнейших для политического лидера. Согласно сказочным сюжетам, царь (царевич) в качестве предводителя войска или обороняет страну, или предпринимает военные походы за ее пределы. И то, и другое он делает с успехом. Значит, в патриархальном сознании настоящий политический лидер должен обладать способностями главнокомандующего. Кроме того, борьба с темными силами имеет сакральный смысл: лидер государства выступает защитником от всего нечистого, неправославно-христианского.

Царя, не соответствующего вышеуказанным критериям, в сказках ожидает расплата: его сменяет другой, более отвечающий народным представлениям об истинном политическом лидере. Это означает, что в массовом сознании присутствовала мысль о возможности замены политического лидера в случае его неспособности выражать народные интересы. Следовательно, политическим лидером может быть лишь тот, кто этого заслуживает, в силу обладания особыми качествами и осуществления приписываемых ему функций.

Необходимо сделать замечание по поводу половозрастного и семейного положения политического лидера в русском фольклоре. Это обязательно мужчина, достигший определенной зрелости. Наличие супруги – непременный атрибут. Это не только повышает в глазах народа престиж любого мужчины (“Не женат – не человек”), но и способствует упрочению стабильности, так как гарантирует продолжение рода, а для царя – династии. В сказках жена главы государства часто наделена многими добродетелями, (что, видимо, добавляет штрихи к его положительному образу), но в дела не вмешивается. Царь обычно имеет детей, обеспечивающих возможность престолонаследия. В такой форме народное сознание выразило идею преемственности политической власти: члены одной семьи подразумеваются схожими по своим личным достоинствам и способам управления государством.

Подводя итоги предпринятой попытки анализа русского фольклора, можно сделать вывод, что в нем сложился положительный образ политического лидера. Он назван царем (царевичем) и наделен особыми полномочиями и чертами. Существование мира и государства без него немыслимо. Царь является связующим звеном между Небесной и Земной сферами, проводником божественной высшей воли и одновременно ответчиком перед ней за благополучие своего народа. Царь – гарант стабильности государства, [c.21] надсоциальная сила, воплощение закона для всех, верховный арбитр, выразитель общих интересов. Он мудр, проницателен, справедлив и милосерден. Противодействие царских слуг и местных властей не дает царю в полной мере проявить заботу о народе. При личном рассмотрении спорных дел царь выносит исключительно справедливые решения: награждает за заслуги и карает за обман, жестокость, присвоение чужого. Царь не может обойтись без народной поддержки. Он способен оценить по достоинству оказанную ему услугу, возвысив помощника вне зависимости от его социального статуса. Исполнитель царского задания сам может претендовать на верховную власть в государстве. Царем становится только победитель; зачастую победу требуется одержать не над простым войском, а над темными антихристианскими силами. В частной жизни царь должен иметь традиционную для патриархального уклада семью.

В народном творчестве в аллегорической форме выразилось массовое представление о роли и чертах истинного политического лидера. Следует отметить, что этот образ, несмотря на поэтическую форму выражения, довольно рационален. Фольклор демонстрирует практический, даже меркантильный подход к определению функций политического лидерства. Так, сакральной функцией лидера является защита от неблагоприятного воздействия высших, неземных сил, должная обеспечить общественное благополучие. От носителя власти требуется гарантировать стабильность и правильное руководство. Осуществление властных полномочий должно быть подчинено единому моральному закону. В чертах политического лидера присутствует набор средств управления (мудрость, справедливость, качества военачальника) и набор демократический (личное рассмотрение дел, близость к народу, обращение к нему за помощью, возвышение по заслугам, выход из низов). Неисполнение своих функций и отсутствие обозначенных черт чревато для политического лидера смещением и заменой.

В патриархальном сознании фольклорный образ частично ассоциировался с реальным монархом. В научных исследованиях такие представления о носителе власти обычно трактуются как “царистские иллюзии” и “наивный монархизм”, причем с явно негативным оттенком. Но, по сути, эти определения не раскрывают сущности явления. Так, клише “царистские иллюзии” означает лишь несовпадение образа носителя власти с реалиями, что не удивительно в условиях отсутствия общераспространенной политической информации. А определение “наивный монархизм”, видимо, указывает на отличия от убежденного монархизма; то есть акцент делается на иррациональности народной веры в созданный идеал политического лидера. В данном случае иррациональность нельзя считать определяющим критерием. Остается “монархизм” – преданность царю. Но, как показала история, народ был предан не ему, а своему идеалу. А этот идеальный образ переносился и на неформальных лидеров (например, феномен самозванства).

Видимо, следует искать иные определения, характеризующие особенности патриархального сознания. В нем сложился образ народного, массового лидера, коллективная программная установка на его функции и качества. Этот образ – продукт политического мифотворчества, миф о народном герое в политике.