Смекни!
smekni.com

Вышивка в православном храме (стр. 1 из 3)

Казарина В. Б.

Экскурс в историю вышивки

Если вы зашли в православный храм, то, несомненно, вам бросится в глаза обилие вышитых богослужебных предметов. Богато украшенные хоругви, аналойники, индитии, пелены и плащаницы и многое другое наполняет внутреннее убранство храма, сообщая ему торжественность и молитвенную таинственность. Издавна русский человек приносил в храм самое лучшее, стремясь его богато украсить, тем самым являя миру храм, как отражение неба на земле. Священнослужители на службе облачались в богатые, прекрасно исполненные золотой вышивкой и драгоценными камнями облачения и это была не дань моде, не тщеславное желание украсить себя, для того, что бы подчеркнуть сакральную роль священника на богослужении, где он олицетворяет собой образ Божий. Благочестивые русские князья в первую очередь заботились не о пышности своих жилищ, а о красоте Божьих храмов. И мы видим сейчас, что из глубины веков сохранились не княжеские палаты, которые чаще всего были деревянные, а великолепные церкви – белокаменные, богато изукрашенные, как невесты Христовы, тянущиеся в небо золотыми куполами, формой своей походя на свечу – являя молитвенное горение, как свеча перед Богом...

Древнейшая, архаическая вышивка, в первую очередь была орнаментальной. Орнаменты, многие из которых прошли через тьму веков и сохранились до сих пор в народной вышивке, несут в себе древнюю семантику, разгадать которую чрезвычайно интересно.

Первые орнаментальные знаки появились на заре человеческой истории еще во времена охоты на мамонта (это ромбовидные орнаменты, которые копируют срез мамонтовых бивней) и несли они для древних охотников глубокое сакральное знание. К древнейшим можно отнести и раннеземледельческие культовые знаки – ромбы с крючками, крины, ростки, корни и другие знаки плодородия. Зародились они в древнейших центрах земледелия и затем распространялись по свету, следуя путям распространения культурных растений. Эти знаки входили в систему аграрного процесса, были частью его. Поля, на котором засеивались семена, покрывалась сакральными знаками, призывающими благословение неба на произрастание урожая. Эти знаки запечатлевались сначала лишь на поле, постепенно переходя на предметы так или иначе связанные с земледелием и , в конечном итоге на одежду уже как охранительные. Смысл их с течением времени постепенно изменялся. Из строго аграрных и сакральных они перерождались в охранительные, доброжелательные знаки, а позже в крестьянской среде их магическая роль стала забываться, и они приобрели уже значение добрых, хороших знаков. В населенных пунктах, далеко отстоящих от городских ремесленных центров, этот процесс продлился вплоть до конца XIX века.

В церковной вышивке орнаментика проходила более сложные этапы развития, подвергалась большему влиянию других культур.

Начало развития лицевого шитья, как и всего церковного искусства, на Руси совпадает по времени с принятием из Византии христианства. Уже в эпоху Киевской Руси золотое шитье занимало большое место в украшении храмов, к сожалению, ранних образцов сохранилось очень мало и мы можем судить о былом великолепии в основном по летописям, где часто упоминают об утратах драгоценных риз в связи с нашествиями и пожарами.

Лицевое шитье предназначалось для участия в богослужении, поэтому, следуя традициям христианского искусства, воспроизводило на средниках святые образы, библейские и евангельские сюжеты. Каймы украшались тропарями, литургическими и вкладными надписями, клеймами с праздниками, орнаментом. Произведения шитья были неотъемлемой частью храмового интерьера: индитии на престол, катапетасмы – завесы царских врат, литургические покровцы и воздух, покровы, плащаницы, пелены под иконы – они благоукрашали церковь, являя ее прообразом неба на земле. Все эти памятники были богато изукрашены лицевым и орнаментальным шитьем. Вышивали на дорогих привозных материалах золотыми и серебряными нитями, шелком, жемчугом и драгоценными камнями.

В средневековой культуре лицевое шитье играло заметную роль в благоукрашении храмов, и роль эта была гораздо значительнее, чем сейчас. Шитье было неотъемлемой частью внутреннего убранства храмов. До XV века в русских храмах вместо иконостаса была алтарная преграда, и проемы в ней загораживались вышитыми воздухами. Сень над престолом завешивалась вышитыми тканями, скрывая святая святых алтаря от взоров молящихся. Под чтимыми иконами помещали пелены с орнаментальным или лицевым шитьем. Гробницы покрывались надгробными покровами, в крестных ходах выносили хоругви, а в богослужениях Великой пятницы всегда принимала участие плащаница Спасителя – вышитое тело Спасителя с предстоящими, олицетворяющая собой надгробные пелены, в которые был завернут Христос. Эта святыня христианского мира хранится сейчас в Турине.

В летописях часто встречаются упоминания о драгоценных "паволоках" и тканях с вышитыми лицевыми и орнаментальными изображениями. Так в Ипатьевской летописи под 1289 г. в "Похвальном слове" волынскому князю Владимиру Васильковичу говориться, что среди вкладов князя в его кафедральный собор были и "завесы, золотом шиты, а дроугые оксамитные съ дробницею". В Любомиле князь пожертвовал золотную индитию и "платцы оксамитны, шиты золотом и жемчугом, хеорувим и серафим".

Ткани по природе своей недолговечны, а частые пожары, набеги, междоусобицы погубили большую часть шитья, украшавшего средневековые храмы. Так в под 1382 год мы читаем в летописи, что в Москве "татары в церквах зборных каменных пелены золотом шитые саженные одраша". И таких свидетельств достаточно много. Самих же памятников сохранилось очень мало и преимущественно это образцы золотного шитья. Начиная с XV в. круг памятников расширяется, он разнообразен по типологическим признакам: это и литургические комплекты, плащаницы, шитые иконы, пелены, надгробные покровы, завесы и облачения, многообразно и иконографическое содержание памятников. Памятники имеют своеобразное художественное решение, манеру исполнения, наблюдается развитие разных технических приемов в вышивке: шитье шелком, золотыми и серебряными нитями, низание жемчугом. К сожалению, этот богатый материал с трудом поддается изучению в связи с существовавшей в XVIII-XIX вв. безграмотной практикой "поновления" древних памятников.

Произведения шитья вышивались в "светлицах" - мастерских золотного и лицевого шитья - в привилегированной среде феодального общества. Практически в каждом богатом доме средневековой Руси были светлицы, в которых под руководством и при непосредственном участии самой хозяйки дома вышивали для украшения церквей значительное количество мастериц. Вышивание было одним из обязательных компонентов образования средневековой девицы. В "Домострое", знаменитом сборнике уложений русской жизни XVI столетия, говориться: "… Которая женщина или девка рукодельна и той дела указати: рубашки делати или убрус братии, или ткати, или золотное или шелковое пяличное дело, и которая чему учена – того всего досмотрети и дозрети; и всякой мастеры самой прядево, и тафта, и камка, и золото, и серебро отвесити и отмерити, и сметити, и указати, сколько чего надобно и сколько чего даст, и прикроити, и примерити, самой все свое рукоделие знати, а малых девок учити, которая чего пригоже". В этом отрывке видна роль хозяйки, которая и обучала шитью, и наставляла своих мастериц в том, кому что исполнять. От нее зависел выбор материалов для работы, технических приемов, да и выбор иконописца-знаменщика и сюжета тоже зависел от ее художественного вкуса. Каждая мастерская имела свое неповторимое индивидуальное "лицо", которое исчезало со смертью хозяйки.

"Светличное" дело для средневекового общества имело особое духовное значение. Произведения выходящие из этих мастерских выполнялись не на потребу дня, а замышлялись как молитвенное делание, вкладывались в храмы и монастыри на молитвенную память. Памятники вышивались в молении о чадородии, если брак был бесплоден, в молении о различных семейных и общественных потребах, на помин души. Только в конце XVII века появляется новое общественное явление – мастерские стали вышивать "на заказ". Так мастерская Акилины Петровны Бутурлиной работала по заказу высшего духовенства, о чем говорят повторения изображений и вкладные надписи.

Известны и другие примеры, так в 1672 г. жена окольничего Василия Семеновича Волынского Авдотья Яковлевна вышивала передник на саккос и омофор для патриарха. В 1690 г. в Патриарший дом вышивали омофоры мастерицы боярыни Дашковой. В том же году в мастерской у вдовы княгини Авдотьи Петровны Куракиной низали жемчугом бархатные поручи для патриарха.

Это явление связано с угасанием "светличного" дела и в послепетровскую эпоху, когда ломался весь строй русской жизни, оно исчезло, уступив место ремесленным мастерским, работающим исключительно "на заказ". Дамы высшего света занимались в основном модным заграничным рукоделием, вышивая картины. Только в среде консервативного купечества, старообрядцев сохранилась традиция, в которой жены и дочери хозяина дома занимаются богоугодным рукоделием для спасения души: вышивкой воздухов и пелен для храмов. Образцы столичных мастерских отличаются высоким техническим профессионализмом, но при этом они следовали модным художественным течениям и поэтому весьма отдалились от древнерусской и византийской традиции в шитье. А произведения домашних мастериц отличаются задушевностью, но проигрывают, как в технике исполнения, так и в непрофессионализме прорисей. В мастерских уже не работают знаменщики, вышивальщицы скорее копируют старые произведения сами, а отсюда такие искажения в ликах и фигурах.

Древние памятники, украшенные шитьем, сохранились благодаря тому, что были укрыты в церковных и монастырских ризницах, в древлехранилищах при архиепископских кафедрах, в Патриаршей ризнице Московского Кремля.