Смекни!
smekni.com

П. П. Свиньин и его Русский музеум (стр. 2 из 2)

Будущий основатель Русского музеума, стремившийся издать историю закрытого императорского собрания, не принадлежал к числу тех, кто беспрепятственно туда допускался, поэтому к нему относились настороженно и с опасением. Граф С.С. Уваров, узнав о его намерениях, счел необходимым доложить в Петербургский цензурный комитет, что “как скоро таковое сочинение поступит на рассмотрение немедленно представить оное ко мне, не одобряя к напечатанию… ибо в правилах цензуры на сей случай не имеется точного постановления” (6).

Настороженность Уварова можно объяснить еще и тем, что в то время в России не существовало книг об истории художественных собраний, даже таких крупных, как Эрмитаж. Позднее Свиньин осуществил свое намерение, издав в 1820 году в журнале “Отечественные записки” описание собственной коллекции; в 1826 году он напечатал “Указатель главнейших достопримечательностей, сохранившихся в Оружейной Палате”, а в 1829 году выпустил отдельной книжкой “Каталог Русского музеума Павла Петровича Свиньина”.

Интерес к коллекционированию именно русского искусства тесно переплетался с его публицистической деятельностью. С 1818-го года он начал выпускать “Отечественные записки”. Эпиграфом к ним были строки: “Любить Отечество велит Природа, Бог, / А знать его – вот честь, достоинство и долг”. Первые две книги (1818–1819) состояли из исторических статей самого издателя. Однако он не смог вместить переполнявшие его сведения в этот ограниченный объем, и с 1820 года начал выпускать периодический журнал под тем же названием.

В первом номере Свиньин уведомлял читателей о причинах, побудивших его к столь полезному начинанию. “По возвращении моем в Россию из многолетних путешествий по Европе и Америке я употребляю все старания, все усилия узнать Отечество мое, открыть причины величия, славы и богатства нашего. Благосклонное принятие публикою некоторых замечаний и изысканий моих по сей части, помещенных в двух частях Отечественных записок моих, ободряет меня продолжить труды сии. А как многие из собранных мною сведений требуют скорого распространения, то и решился я издавать их в периодическом журнале под прежним названием Отечественные записки” (7).

Свиньин предполагал печатать в своем издании “журналы многих, никому еще не известных русских путешественников по России, Бухарии, Хиве, Киргизской степи, Кавказу и чужим землям”, “записки наших отличных воинов-литераторов о войне 1812 года”, свои собственные письма о Москве, Киеве, Новгороде и других “классических отечественных городах и местах”, “жизнеописания знаменитых россиян и неизвестных художников и граждан” (среди них о географе и путешественнике Г.И. Шелехове, архитекторах В.И. Баженове, М.Ф. Казакове, скульпторе М.И. Козловском и других), “картины Санкт-Петербурга и его окрестностей” и, наконец, “Смесь” (“Русские анекдоты. Петербургские летописи, современные происшествия, отечественные открытия, исторические изыскания и проч., и проч.”) (8).

Издатель сообщал публике, что собирается публиковать “сведения обо всем, что заключает в себе какое-либо достоинство, новости, замечательности, наставительности по части русской истории, географии, статистической археологии, что было отголоском древней и современной народности” (9). В “Отечественных записках” были впервые опубликованы около двухсот ценнейших документов ХIV–ХIХ вв., связанных с именами Петра Первого, М.В. Ломоносова, В.К. Тредьяковского, Д.И. Фонвизина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и других замечательных людей России. На страницах своего журнала Свиньин также стремился объяснить читателям и причины, побудившие его к созданию Русского музеума: “Нет на свете земли, которая бы имела способы, равные России, для составления отечественного музеума, столь разнообразного и богатого во всех отношениях”(10). По замыслу собирателя, его музей должен был представить зрителю не только произведения изобразительного искусства: живопись, скульптуру, рисунки, предметы декоративного творчества, хотя они и были главными, – но также медали, минералы, древние рукописи и старопечатные книги. Таким образом, это был универсальный музей.

Следует отметить, что в 1810–1820 годах идея создания подобного музеума посещала не только Свиньина. В 1817 году такой музей хотел создать профессор Ф.П. Аделунг. В 1820-е годы в кружке княгини Зинаиды Волконской обсуждались проекты основания музеума. В 1821 году профессор А. Бахман высказывал мысль о необходимости широкопрофильного музеума.

Общество поощрения художников в 1824 году обсуждало вполне конкретный “Проект создания Русского музея” (11). Неизвестный автор писал, что В Петербурге “число художников умножается” постоянно за счет выпускников Академии. Однако, Академия занимается лишь образованием художников, “а не составлением музея национального”. Далее автор проекта призывал “одушевить художников любовью к славе, приобретая их произведения для нового музея” (12). Отчасти это могло бы избавить художников от поденной ремесленной работы, расположить их к творчеству.

“Слава России требует учреждения Русского музея или галереи Русской школы художников, и тот, кто не равнодушен к сей славе, должен желать, просить, требовать сего. Мысль эта уже давно занимает умы”, – писал тот же неизвестный автор (13). Он торопил с осуществлением своего проекта, беспокоясь, что многие незаурядные произведения русских художников разойдутся по частным владельцам и навсегда будут потеряны для музея. Он предлагал также создать Комитет экспертов, который мог бы отобрать наиболее ценные произведения русской школы из частных коллекций, Академии и даже Эрмитажа, а также заказать новые отливки скульпторам, чтобы иметь в экспозиции и скульптуры. “У нас художники занимаются работами для церквей, всегда срочными и мало значащими”, – писал он, предлагая обеспечить заказами талантливых и уже зарекомендовавших себя живописцев, таких как А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.Г. Варнек, О.А. Кипренский, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, С.Ф. Щедрин и другие (14). Существовал предварительный “Список произведениям, могущим поступить в музей”. Небезынтересно отметить, что все работы, указанные в списке, за исключением нескольких, впоследствии вошли в экспозицию Государственного Русского музея и составили лучшую ее часть.

Время создания музейных проектов (1810–1820-е годы) было периодом патриотического подъема, наступившего после победы в наполеоновских войнах. Чувство самосознания, признания исторической миссии русского народа, его силы, таланта и нравственной высоты окрыляло передовых людей и побуждало их к утверждению национального достоинства. Идея создания музеев была одним из проявлений этого процесса.

Кроме того, побывав в заграничных походах и увидев, что в Западной Европе, где не было крепостного права и бурно развивались буржуазные отношения, помимо королевских дворцовых собраний, были и общедоступные художественные музеи, русские офицеры стали мечтать о собственной национальной картинной галерее. Они убедились, что отечественные мастера в профессионализме не уступают своим зарубежным коллегам.

Следует упомянуть, что, начиная с середины ХVIII века и до 30-х годов ХIХ столетия в Европе повсеместно открывались национальные музеи, такие как Британский музей (1753), музей Прадо в Мадриде (1819), Национальная галерея в Лондоне (1824), Старая Пинакотека в Мюнхене (1836) и другие. В России же существовали только проекты, как перечисленные выше так и вновь возникающие. Например, “Проект устройства в помещении Кабинета возле Аничкова дворца выставки исторических картин и скульптур” (1834). Эрмитаж оставался императорским музеем, Академия художеств устраивала лишь годичные отчетные выставки, и только “Русский музеум Павла Петровича Свиньина” оставался единственным национальным общедоступным собранием.

Недаром в газете “Санкт-Петербургские ведомости” за 1834 год журналист М. Резвой провел четкую грань между неосуществленными проектами и музеем Свиньина. “Павел Петрович имеет право гордиться твердостью и терпением, с каковыми он положил начало первому частному отечественному Музеуму, столь давно требуемому на бумаге многими патриотами” (15).

Список литературы

1. Савинов А. Н. К истории русского искусства ХIХ в. Очерки. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Л., 1973. С. 26. // Научно-библиографический архив Академии художеств России. Инв. № РНБ – 73-4/33565, 15954-А. В дальнейшем – Савинов А. Н.

2. Сын отечества, 1815. Ч. 23. № 31. С. 48.

3. Там же. 1814. Ч. 23. № 31. С. 48.

4. Савинов А. Н. С. 95.

5. ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Р – I, Оп. 34. № 2.

6. Там же.

7. Отечественные записки. 1821. Ч. I. № 1.

8. Сын отечества. 1820. Ч. 61. № 17. С. 231: Известие о издании нового периодического журнала под названием “Отечественные записки”.

9. Отечественные записки. 1820. Ч. I. № 1.

10. Там же.

11. ГИА. Ф. 448. Ед. хр. 33. Св. 3. 1824 г. См. также: Савинов А. Н. С. 104–105.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Санкт-Петербургские ведомости. 1834. № 107.