Культурное наследие княжеского рода Оболенских

Располагая некоторыми материалами, документами, в своей небольшой исследовательской работе я хочу рассказать о знаменитой фамилии князей Оболенских, которые внесли большой вклад в дело сохранения духовного наследия. Но кто они - Оболенские?

Работа лауреатов I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению Рябова О. А., Шевченко Мария

«Россия Бога не забыла.

Хоть муки крестные прошла,

Но все же свято сохранила

Частицу веры и тепла.

И от одной от малой свечки

Зажглась могучая заря.

И стало ясно: вера вечна,

Как вечны солнце и земля».

Анатолий Жигулин.

На протяжении многих лет русский народ пытались отучить от веры, сделать так, чтобы он забыл её. Но никто и ничто не смогли этого сделать! На Руси были и есть люди готовые постоять за свою веру.

История Пензенской области очень насыщена многими интересными событиями и тесно связана с известными историческими личностями. Располагая некоторыми материалами, документами, в своей небольшой исследовательской работе я хочу рассказать о знаменитой фамилии князей Оболенских (см. приложение №2) , которые внесли большой вклад в дело сохранения духовного наследия. Но кто они - Оболенские? Да, мы знаем, что это княжеский род, многие были известными государственными деятелями. А вот анализа их культурного наследия нигде не встречается. А это заслуживает огромного внимания.

Оболенские принадлежат к старинному русскому княжескому роду, отрасль князей черниговских. Родоначальником рода был князь Иван Михайлович Оболенский, по прозвищу Репня (XVIII колено от Рюрика), умершего в 1523 г. Младший сын князя Черниговского Михаила Всволодовича, принявшего мученическую смерть и причисленного к лику святых, - Юрий, князь Тарусский и Оболенский. Его сын Константин Юрьевич унаследовал от отца город Оболенск и передал прозвание Оболенский в виде фамилии своим потомкам. Род князей Оболенских был внесен в 5 часть дворянских родословных книг Московской, Калужской, Пензенской, Тульской, Симбирской и Нижегородской губерний.

Цель моей работы – углубить сведения о деятельности некоторых представителях княжеского рода, раскрыть интересные факты их плодотворной деятельности как людей – патриотов, глубоко любящих Россию, и как деятелей православной культуры. Их культурное наследие заслуживает того, чтобы россияне знали об этом и гордились Оболенскими.

Свой рассказ я хочу начать с деятельности Алексадра Петровича Оболенского, который родился в Москве 31 декабря 1780 года. Его отцом был надворный советник князь Петр Александрович Оболенский (1742-1822), мать - Екатерина Андреевна, урожденная княжна Вяземская (1741-1811), она являлась родной сестрой И.А. Вяземского, деда поэта П.А. Вяземского. У Петра Андреевича и Екатерины Андреевны было 20 детей, из которых 10 умерли, а другие десять пережили своих родителей. Многочисленной была и семья А.П. Оболенского и его жены Аграфены Юрьевны, в девичестве Нелединской-Мелецкой. Еще, будучи калужским губернатором, Александр Петрович купил у В.Л. Пушкина, дяди поэта, имение Березичи. Недалеко от дома Оболенского был построен каменный храм на средства А.П.Оболенского. Но сказать построен – ничего не сказать, душа была вложена в этот храм.

В «Ведомости о церкви Николаевской Козельского уезда Калужской епархии в селе Березичи» за 1915 и 1916 годы сказано, что церковь была каменная, в одной связи с каменной колокольней, покрыта железом, обнесена каменной оградой, выбелена известью, внутри оштукатурена и окрашена масляной краской. Церковь была однопрестольная - во имя святого Николая Чудотворца. Из причта состояли в штате священник и псаломщик. В 1915 году священнику Николаю Александровичу Воронцову было 77 лет. С 1888 г. состоял священником в селе Березичи. Имел серебряную медаль в память императора Александра 111-го, в 1912 году был награжден орденом св. Анны III степени, в 1913 году получил бронзовую медаль в память 300-летия царствования дома Романовых. 4 мая 1915 года был награжден саном протоиерея. Двое его сыновей тоже стали священниками.

С 1908 года церковным старостой был 54-летний князь Алексей Дмитриевич Оболенский, член Государственного Совета. В «Ведомости о церковном старосте» есть запись: «Пожертвовано в пользу церкви в 1911 году один вагон цемента и других потребностей для ремонта церкви на сумму 500 рублей». Закрыта церковь была в 1931г. Зимой при немецких властях в 1941г. храм открыли для Богослужений. Небольшая группа прихожан сумела в короткое время собрать по селу многое из церковного имущества. В те месяцы в березичском храме творилась молитва только о спасении России. Сразу после освобождения села от немецких войск службы прекратились. До 70-х годов церковь использовали как склад химических удобрений. Храм передан Калужской епархии 26 декабря 1990 года. Первым священником во вновь открытом храме был иерей Сергий Мишуков. С 1998г. - настоятель протоиерей Павел Морозов. Сейчас храм реставрируется. Иконостас зимнего предела создан иконописной мастерской "Канонъ".

«Хрустальное чудо»

Брат Алексея Дмитриевича Оболенского, последнего из князей, владевших селом Березичи, Александр Дмитриевич Оболенский (1847 – 1917) бывал в здешних местах. Он также был вкладчиком Никольской церкви села Березичи. Но особо хочется отметить деятельность А.Д.Оболенского в Пензенском крае, в Николо-Пестровке. Название населенного пункта связано с именем самого любимого и почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца. Впервые в документах селение упоминается в 1761 году под названием «Никольское, Пестровка тож» .

Александр Дмитриевич Оболенский получает в наследство от своей тетушки Анны Петровны Бахметьевой (урожденная графиня Толстая, не имевшей детей, родовое имение в 2000 десятин вместе с большим хрустальным заводом. Изучив с раннего детства хрустально-стекольное дело, Александр Дмитриевич Оболенский вложил в него массу сил и знаний, и за почти 40 лет его управления (1847 - 1917) завод дал миллионные обороты (по данным 1914 года годовой оборот составил около 800 тыс. рублей).

Фабрика была для князя Оболенского его детищем, которое он очень любил и отдавал практически все время. Рабочие относились к нему с уважением и любовью. А князь делал все, чтобы его имение выглядело достойно. Храм Воскресения Христова с двумя приделами, левый в честь Святого Николая, правый - Преподобного Алексея, человека Божьего, построен в 1813 году на средства помещика Николая Алексеевича Бахметева (сына основателя завода). А.Д. Оболенский не только поддерживал храм, но благоустраивал его. В тихую погоду звон колоколов этой церкви слышался в ближайших селах. Купола блестели, особенно в ясные, солнечные дни. Необычайно красиво храм выглядел на Рождество и Пасху. Казалось, он горел: всюду зажигались разноцветные фонари. Церковь окружала железная ограда, за которой росли огромные, цветущие липы. Внутри церковь была богато украшена изделиями из хрусталя и цветного стекла: кресты напрестольные, подсвечники, лампады, дарохранительницы, дароносицы, паникадила, потиры, дискосы. Рассказывают, что и пол церкви был выстлан плитками из голубого стекла. Убранство храма было великолепным. Сами рабочие и хозяева завода радели об этом. Стеклянные садовые подсвечники и уличные шары – лампады были установлены вдоль ограды храма, и никому в голову не приходило, например, кинуть камень в матовый светящийся шар.

Большинство икон величественного иконостаса, золотой стеной устремлённого в высоту, было написано учениками известной Ступинской школы. В 1856 г. приглашается для росписи храма художник К.А.Макаров. В1861 г. работу продолжает сын Макарова – Иван Кузьмич, академик портретной живописи. Им написаны иконы «Богоматерь на облаках», «Воскресение Христово» и др., запрестольный образ «Положение во гроб». Художники Макаровы расписывали Кафедральный Спасский собор в Пензе, храм Христа Спасителя в Москве. В храме пел замечательный церковный хор. Им восхищались писатель Л.Н.Толстой и композитор В.В.Андреев. В советское время (как впрочем, и везде по стране) храм был приспособлен под хлебозавод, под склады. Александр Дмитриевич избирался вице-председателем Русского музыкального общества и был одним из организаторов его отделения в Пензе. В конце XIX века организовал при Николо-Пёстровском заводе хор и духовой оркестр, а в 1902 году совместно с сыном Петром создал один из первых в России оркестр народных инструментов, для которого приобрёл комплект балалаек и домр.

Развитию музыкальной культуры в Пензенской губернии способствовала и жена Александра Дмитриевича Анна Александровна, урождённая Половцева, (1861 – 1917), состоявшая членом правления Пензенского отделения Русского музыкального общества. Именно ее родители Штиглиц основали в Петербурге центральное училище технического рисования, ныне Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной.

Природа оказалась щедра к Анне Александровне. Она была музыкально одаренным и блестяще образованным человеком, обладала натурой энергичной и возвышенной. Член дирекции Петербургского отделения Русского музейного общества, директор Пензенского отделения этого же общества, она сама писала духовную музыку. Круг общения княгини составляла вся музыкальная элита того времени – И. Кюи, А. Глазунов, А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шаляпин и другие.

А.Д. Оболенский организовал в селе Никольском театр, а вдохновителем, неизменным режиссером и душой каждого спектакля был Владимир Богданович Ферингер – постоянный воспитатель в доме Оболенских. Ставились 1-2 спектакля в летний сезон, и, что удивительно, первые постановки были оперными. Самым первым спектаклем, поставленным на никольской сцене, была опера М.И.Глинки «Жизнь за царя». Сын Оболенских Алексей обладал прекрасным и хорошо поставленным голосом, пел арию Вани. В спектакле звучали настоящие арии, речитативы. Замечательно было и то, что вместе с членами семьи Оболенских в спектакле были заняты и рабочие стекольной фабрики. Привлечение к театру актёров из рабочей среды имело ещё один положительный эффект. Были заложены династии никольских певцов, например, Труёвцевых. Один из них, Михаил Иванович, стал замечательным оперным певцом, заслуженным артистом РСФСР.

Увлечение князя Оболенского театром привело к тому, что при перестройке здания заводоуправления Александр Дмитриевич обустраивает в нём помещение под театр на 400 мест. Театр размещался в центральной части здания, украшенной колоннами. В музее хрусталя и стекла г. Никольска хранятся подаренные жительницей Л.В. Мещеряковой программки спектаклей, которые ставились в 1912-1913 гг.

«Большое дело творите вы!..»

Столь же одаренными, да и как могло быть иначе, были дети князя Оболенского. Дмитрий Александрович (1882 – 1964), их сын, в 1907 году избирался почётным мировым судьёй Городищенского уезда. С 1908 года он стал городищенским уездным предводителем дворянства и председателем Городищенского уездного земского собрания. Дмитрий Александрович организовал духовой оркестр в Николо - Пестровке, который играл произведения церковной музыки.

Александр Александрович (1885 – 1940), второй сын Александра Дмитриевича, в 1902-1905 годах учился в Пажеском корпусе, с 1905 года в чине корнета служил в Кавалергардском полку, впоследствии стал адъютантом генерала А.А. Брусилова. Умер во Франции.

Но наиболее удивительна судьба третьего сына - Пётра Александровича (2.10.1889, Санкт-Петербург – 31.12. 1969, Москва). В 1908 году он окончил классическую гимназию в Санкт-Петербурге и училище правоведения. Своей матери Петр Александрович обязан своим музыкальным образованием. П.А. Оболенский известен в Никольске как создатель и дирижер Великорусского струнного оркестра народных инструментов, каких в России были единицы. В своих воспоминаниях Петр Александрович упоминает об обилии музыкальных талантов в рабочей среде. Не говоря уже о том, что в хоре певчих имелись прекрасные голоса, многие выделялись своим поразительным музыкальным чутьем и способностями. Первые пробы оркестра на сцене состоялись в 1904 году, поэтому принято считать 1904 год датой образования. Позднее оркестр концертировал не только в Никольске, но выезжал на гастроли в большие города, такие как Пенза, Симбирск, Казань и везде его выступления сопровождались колоссальным успехом.

Сначала все отнеслись к начинаниям молодого барина скептически, но затем, видя какой симпатией и неподдельной любовью оркестр пользовался в Никольске, изменили свое отношение. Многие из молодых людей потянулись в оркестр. Молодежь заполняла свой досуг не попойками и картами, а разумными развлечениями. И многие, получив начальное музыкальное образование, после призыва на военную службу сейчас же устраивались в оркестр и музыкальные команды.

Великий певец Федор Шаляпин поддерживал развитие и распространение оркестров. Князь был с ним знаком, бывал у него в гостях в Петербурге. Именно Петр Александрович и дочь Шаляпина Ирина сделали все, чтобы прах великого актера находился на родине – в России. Оболенскому Шаляпин подарил любительское фото и сделал дарственную надпись: «На память милейшему другу Петрику Оболенскому» и от сердца добавил: «на долгое время, а лучше навсегда. Ф. Шаляпин. 1924 г.». О деятельности оркестра Оболенского Шаляпин говорил: «Большое дело творите вы!..»

Для обучения рабочих мастерству игры Петр Александрович пригласил из Петербурга руководителя одного из лучших в гвардии оркестров М.Н. Семенова, держал связь с «отцом русской балалайки» В.В. Андреевым, который приезжал на завод и прослушивал выступления оркестра. Исполняли «Венский вальс», русскую народную песню «Калинушка», плясовую «Полянка» и др. Он слушал и хор певчих. Сначала хор в составе 50 человек исполнил некоторые духовные песнопения, причем было проведено «Достойно есть» – сочинение матери Петрика ( так звали домашние Петра Александровича). Василий Васильевич сознался, что никак не ожидал такого художественного исполнения от хора рабочих.

Страстный любитель хорового пения, Петр Александрович ухитрялся организовывать хоры даже в тюрьмах, где он периодически отсиживал в 20-е годы за свое княжеское происхождение, которым весьма гордился.

В 1929 году Пётр Александрович эмигрирует во Францию, но в 1957 году возвращается на Родину. Будучи в иммиграции Петрик продолжал писать музыку. Он был известен не только как организатор, дирижер, отличный пианист, музыкант, но и как композитор, сочинитель церковной музыки. Наиболее известные произведения «Сугубая ектенья», «Богородице, Дева Радуйся», и т.д. Благодаря своему общительному характеру, высокой эрудиции, гуманности и разностороннему таланту, он быстро и легко налаживал контакты. Назову имена некоторых известных архиереев, с кем ему пришлось лично и неоднократно иметь встречи, вести переписку и делиться мыслями: епископ Саратовский и Волгоградский – Пимен, патриарх Всея Руси Алексий I, епископ Курский и Белгородский Серафим, митрополит Ленинградский Никодим, епископ Зарайский и со многими другими известными людьми.

В последние годы жизни являлся членом Союза композиторов СССР.

А дело живет и поныне…

Руководство оркестра было передано в настоящее время (удивительно, но оркестр продолжает жить и поныне) Сергею Валентиновичу Жаднову. Это молодой человек, закончивший Нижегородскую музыкальную консерваторию им. М.И. Глинки, был солистом ансамбля «Балалайка плюс», с которым успешно гастролировал по Западной Европе. Кроме оркестра он вместе с женой поет в церковном хоре Храма Светлого Воскресения Христова.

Храм построен на новом месте около Варваровского кладбища. Служба началась в недостроенном помещении, буквально под открытым небом, в 1998 году. Освящение храма состоялось в ноябре 2003 года. Никольский храм относится к однокупольным и, стало быть, небольшим – на 1000 посетителей, его высота вместе с колокольней составляет 26 м. Конечно, храм не сравним с прекрасной исторической постройкой начала XIX в. Но постепенно он обустраивается. Есть одна уцелевшая после разгрома старой церкви икона – Воскресения Христова. Она находится в храме и напоминает о своей дореволюционной предшественнице. Недавно восстановили дарохранительницу позапрошлого века. Эту старинную хрупкую вещь сохранила и принесла прихожанка, но часть элементов была утеряна. Заводские художники по музейным образцам создали недостающие детали, используя марганец и кобальт. Сделали, как было изначально. Очень красиво! Большая заслуга в возрождении приходской жизни в Никольске принадлежит почившему в 2000 г. архиепископу Серафиму (Тихонову) и игумену Никольской церкви Христофору (Ширяеву). Оба – уроженцы Никольского района. При храме работает воскресная школа, ведется культурно-просветительская работа.

Храм Воскресения Христова – единственный в Пензенской епархии, который имеет мраморный иконостас. Он выполнен из карельского мрамора мастерами российского Севера. Во внутреннем убранстве храма привлекают внимание фресковая живопись работы мастеров Троице-Сергиевой Лавры, иконы, выписанные лучшими иконописцами из Пензы и Москвы.

Потомки Оболенских

Но не всем потомкам князей была дана возможность реализовать себя на Родине. В годы революции Оболенские были вынуждены эмигрировать заграницу. Есть небольшие сведения о дочери Алексея Дмитриевича – Анне, у которой был дар художницы. Многочисленные акварели с портретами близких людей, пейзажи и натюрморты с цветами: мать и мачехой, анемонами, орхидеями, подсолнухами, написанные А.А.Оболенской фон Герсдорфф, свидетельствуют не только о большом вкусе и мастерстве художницы, но и, по словам шведского арт-критика Стена Абрахамссона, "проникнуты удивительным религиозным светом суждения о положительном отношении к жизни". Ее дарования унаследованы и ее детьми. Так княгиня Александра Николаевна Оболенская тоже замечательно рисует. А 19.03.2006 г. она посетила Пензу. О своем княжеском происхождении врач-арт-психиатр Александра Бультман фон Герсдорфф, гражданка Швеции, работающая и проживающая в Германии, вспоминает редко. В Пензенскую область она приехала впервые. На перроне вокзала княгиня рассказала, что производством хрусталя занималось все их большое семейство. У ее дедушки был стекольный завод на территории сегодняшней Белоруссии, а у его родного брата - в Никольске. Судьба разбросала их по Европе. Пришлось им нелегко, но из поколения в поколение вместе с родным русским языком они передавали рассказы о заводе, о православных храмах на российской земле. Возможно, именно с этими рассказами передавались любовь к русскому искусству и художественный вкус.

Другой потомок княжеского рода – Оболенский Николай Владимирович. Почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Заслуженный архитектор России. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II он награжден орденом святого Сергия Радонежского за труды по воссозданию российских святынь.

Дед Н.В.Оболенского - князь Василий Васильевич Оболенский, был Московским вице-губернатором при генерал-губернаторе князе В.А.Долгоруком.

Дело предков продолжается и в его детях:

 сын - Андрей Николаевич - соавтор проекта воссоздания храма Христа Спасителя в Москве и многих новых храмов, жилых и общественных зданий в Москве, России и за рубежом, в том числе второго по величине в России Спасо-Преображенского собора, построенного и освященного в 1997 году в новом городе Губкине Белгородской области.

 Дочь - Татьяна Николаевна архитектор-реставратор.

Время бежит, как вода в быстром ручье. Меняются правители, меняется политический строй. Но остается одно - вера человека в свою Родину. В тот маленький уголок, где он родился и познал самого себя. Надолго в памяти народной останутся люди, сделавшие эту веру ещё крепче. Вот такими и были князья Оболенские.

Список литературы

1. « Калужские губернаторы», изд. «Золотая аллея», 2001 год.

2. Савин О.М. Бахметевы / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство.

3.«Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 43.

4. «Пензенская правда», №21, 21 марта 2006 г

5. Б. Грановский «В. Андреев и его оркестр» // «Советская музыка», 1959, 7 июля.

6. Газета «Знамя Труда», 2002 г., 6 сентября.

7. Газета «Знамя Труда», № 91, 95, 98, 101, 103, 119, 131, 2004 г.

8. П. Оболенский «Дар редкостный могучий», «Огонек», 1963, февраль.

9. О.Савин «Пенза музыкальная»

10.Материалы личных архивов В.И. Кондратьева, семьи Труевцевых.

11.Полученные материалы в ходе интервью с О.А. Ильиным, М.Г. Гегуевой, Ф.Ф. Федулеевым, Л.В. Лининой, С.В. Жадновым.

***

Рецензия Иноземцевой З.П., кандидата исторических наук

Автор поставил целью своей исследовательской работы: «углубить сведения о деятельности некоторых представителей княжеского рода (Оболенских), раскрыть интересные факты их плодотворной деятельности как людей – патриотов, глубоко любящих Россию, и как деятелей православной культуры». Достаточно обширный материал, изложенный в работе, позволяет считать, что поставленная цель в определенной мере достигнута. Работа содержит ценные приложения. Вполне профессионально выполнено, в частности, генеалогическое древо рода Оболенских, установлены поколенные росписи, биографические данные, родственные связи... Важна и актуальна для современников тема служения Отечеству представителей рода Оболенских.

К сожалению, автор не показал свою творческую лабораторию. Не раскрыл методы исследования, не показал, на базе каких источников получены те или иные данные. Не подвел итоги и не сообщил, удалось ли ему и в какой части «углубить сведения о деятельности некоторых представителей рода» по отношению к опубликованным материалам. Вероятно, помимо указанной в списке литературы, автор использовал материалы архива и экспозиций музея, буклеты. Было бы очень важно сообщить об этом, а также о практическом использовании материалов работы (в экспозициях музея, в лекционном деле, в печати и пр.).

Все это, к сожалению, не дает возможности назвать работу исследовательской, подчеркнуть самостоятельность автора в выявлении и анализе источников и литературы. Работа в представленном виде, несмотря на всю свою информативность, остается описательной.

Возможно, Мария, ознакомившись дополнительно с Положением о Конкурсе, Вы сумеете привнести в работу то, что не отразили в ней. То есть – главное: покажите свою исследовательскую лабораторию. Что удалось Вам привнести в дополнение к имеющемуся знанию о роде Оболенских, какое это значение имеет для современника. Возможно, Вам удалось собрать воедино разрозненные знания, сведения? Но ведь и это очень важно. Учтите также, что в тесте исследовательской работы, приводя те или иные конкретные данные, необходимо давать ссылку на используемый источник.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ