Смекни!
smekni.com

Мыслители Древней Греции и Рима о культуре (стр. 2 из 3)

3) Архаический период (VII-VI века до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. Самые впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. В этот период рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и наука. Их родоначальником стал Фалес, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складывается архитектура, покоящаяся на двух видах ордера - дорическом и ионическом. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наиболее распространены 2 типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем "курос" (фигура юноши-атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка). Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия (Гомер, Архилох, Сапфо, Анакреонт).

4) Классический период (V-IV века до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Высочайшего уровня достигает философия (Сократ, Платон, Аристотель), успешно развиваются математика, медицина, история. Невиданный расцвет переживает художественная культура, и в первую очередь - архитектура и градостроительство (Гипподам). Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры. Этот ансамбль включал парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Антерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон - храм Афины Парфенос (Афины Девы). Среди знаменитых архитектурных памятников также находились 2 сооружения, отнесенных к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе и гробница Мавсола, правителя Карии ("Мавзолей в Галикарнасе"). В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура (Фидий, Пифагор, Регийский, Мирон, Поликлет, Скопас, Лисипп). В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Поэзию представлял прежде всего Пиндар. Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра. Великие трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид. Наряду с трагедией успешно развивается комедия, "отцом" которой является Аристофан.

5) Эллинизм (323-146 гг до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например, в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского, где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то, что именуется культурой эллинизма.146 г до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне.

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. Римляне создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д. Достижения Рима в области духовной культуры скромны. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т.д. В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения. Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. В скульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр - жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы. Культура Рима испытывала на себе сильное греческое влияние. В литературе появляется целая плеяда драматургов и поэтов (Плавт, Теренций, Ливий Андроник, Луцилий). Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур. Римская империя просуществовала пять веков - до 476 г н.э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н.э. - 14 г н.э.) считается золотым веком римской культуры. В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии - эпикуреизм (Лукреций и Цицерон), стоицизм (Сенека, Эпиктет) и неоплатонизм (Платон). Успешно развивается наука. Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший, Птолемей и Гален. В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. Форум (площадь) стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть: первый - Форум Романум - был сооружен в VI в. до н.э., а затем к нему добавили еще пять форумов - Цезаря, Августа, Вескасиана, Нервы и Траяна. В повседневной жизни Империи в моду входят термы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы, особенно для поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий).В I веке н.э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества. Римская культура в лучших своих достижениях существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.

Мыслители Древней Греции о культуре

Древние греки использовали и такой термин, как "калогатия". Он выражал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в которой достигалось единство, равновесие физического и духовного начала. Греческие мыслители впервые в истории культуры выдвинули идею всесторонне развитой личности как цели культурного развития. Культурный человек, гражданин полиса, должен был обладать следующими качествами:

1. Он должен быть патриотом - защитником полиса. Поэтому от него требовались воинские умения.

2. Он должен активно участвовать в политической и общественной жизни полиса: знать его законы, уметь хорошо, красиво говорить - быть оратором, обладать навыками государственного управления.

3. Культурный человек должен быть эстетически совершенным.

На формирование этих качеств была направлена вся система греческого образования и воспитания. Образование представляло единство гимнастического и мусического. Гимнастическое образование - это занятия спортом, физической культурой. Гимнастические дисциплины способствовали развитию тела. Мусическое образование - это обучение искусствам. Нужно было овладеть искусством стихосложения, основами музыкального исполнительства, знать произведения литературы, прежде всего поэмы Гомера и Гесиода, ораторским искусством, философией. Мусические дисциплины формировали душу, сознание, ум. Главными нравственными качествами, которыми должен обладать культурный человек, считались мудрость, мужество, умение владеть собой, чувство меры. По определению древнегреческого философа Аристотеля, добродетель - это мудрая середина между крайностями. Например, мужество - это середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость - середина между скупостью и мотовством. Нравственный человек во всех отношениях должен избегать крайностей, чрезмерностей, соблюдать принцип меры. "Меру во всем соблюдай!", "Ничего слишком!" - писали греки на фронтонах своих храмов. Аристотель обращал внимание на то, что если мера нарушается, добродетель может переходить в свою противоположность (доброта-в безволие, требовательность - в придирчивость, осторожность - в трусость). В период античности понятие "культура" было тесно связано с понятиями "гуманизм" и "цивилизация". Первое из них означало человеческий, человечный, второе- гражданский, общественный, государственный. Понятие "цивилизация" употреблялось для характеристики общественной жизни как организованного и упорядоченного целого. Цивилизация противопоставлялась варварству как более низкой ступени культурного развития. Известный римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) в качестве главных признаков цивилизации выделяет: