Смекни!
smekni.com

Дягилев. Великий вождь авангарда (стр. 2 из 2)

Для русских сезонов Дягилев собрал почти весь репертуар нового русского балета. Благодаря именно Дягилеву получили признание многие корифеи начала ХХ века. И снова он предлагает публике соприкоснуться с историей России, выбирая для постановок сюжеты, оживлявшие для зрителей образ древней Руси – «Половецкие пляски», «Руслан и Людмила». Концепция балетов «Русских сезонов», сложившаяся в немалой степени благодаря творческой и предпринимательской интуиции Дягилева, стала образцом для мирового балетного искусства. Он создал новую модель балетного спектакля – одноактный балет.

Это был настоящий прорыв, полный отход от традиций большого балета XIX века. Дягилев мог демонстрировать публике несколько таких одноактных балетов за вечер. Эта новация требовала новой музыки, техники, сюжетов, характера актерской игры. Танец дягилевской труппы был скорее ближе к танцу классической русской оперы, чем балету. Такая форма знакомства с русским балетом была воспринята публикой с восторгом.

ВЕЛИКИЙ ИМПРЕСАРИО никогда не останавливался на достигнутом. Как и любой дягилевский проект, «Русские сезоны» приносили хорошую прибыль. Танцовщики получали за участие в «сезоне» суммы, сопоставимые с годовым доходом артиста Императорского театра. Успех нового начинания был столь громким, что в том же году великий князь Владимир поручает тридцатисемилетнему Дягилеву основать русский балет в Париже.

Дягилев собирает творческий коллектив из величайших деятелей искусства начала ХХ века и к 1913 году формирует труппу «Русский балет Дягилева». Он сам определяет тематику, выбирает композиторов, художников, хореографов и исполнителей, и даже руководит репетициями. Каждая постановка его труппы оригинальна и неповторима. Его балет гастролирует по Европе, Соединенным Штатам, Южной Америке, и везде его ждет неизменный успех. Дягилев занимается трудным делом – театральной антрепризой с интуицией и изворотливостью ловкого дельца и тонким художественным чутьем гения от искусства. Он создал нечто необыкновенное и востребованное в нужном месте и времени, подняв антрепризу на новый высочайший уровень. Это было время совместного артистического триумфа Дягилева и Нижинского. За пять лет их связи Дягилев превратил Нижинского во всемирную знаменитость. С ним работали крупнейшие композиторы – Клод Дебюсси, Рихард Штраус, Игорь Стравинский. Его партнершами были величайшие балерины своего времени – М. Кшесинская, А.П. Павлова, Т.П. Красавина. Поводом к расставанию стала внезапная женитьба Нижинского на герцогине Ромоле Пульске. Новой же пассией Дягилева становится талантливый танцовщик Леонид Мясин. Когда Дягилев открыл его, тот был семнадцатилетним учеником балета, но быстро осознал, что Дягилев может дать его карьере – и не ошибся. Мясин впоследствии стал одним из известнейших хореографов Европы.

НОВОЕ ВРЕМЯ несло перемены. С началом первой мировой войны связь Дягилева с родиной прерывается. Его знаменитый балет претерпевает серьезные изменения. Великий импресарио понимает, что время модерна прошло, и наступает совсем другая эпоха. Меняются не только ориентиры, но и сам статус русского балета. Ослепительный век «Русского балета Дягилева» уходит в прошлое. Послевоенная антреприза уже не представляла Россию. Почти все ее русские участники потеряли гражданство, а среди новичков все чаще оказывались выходцы из других стран. Пытаясь сохранить созданную им марку «русского балета», Дягилев дает им русские псевдонимы. Преобразование фамилий и имен становится любимым занятием Дягилева. Новые звезды – Лидия Соколова, Алисия Маркова, Антон Долин даже не имели русских корней. Делалось это импресарио не только из рекламных соображений. Так Дягилев создавал для себя иллюзию преемствования поколений, связи прошлого и будущего своего балета. Он тяжело переживал разлуку с родиной, а вот с друзьями юных лет расставался без сожалений. Сначала его покинул Бенуа, затем Бакст, а после и другие соратники.

Неудержимый Дягилев и теперь старался идти лишь вперед. Боясь стать старомодным, он не оглядывался назад. Своим деловым чутьем он ощущал необходимость перемен, понимал, что необратимые изменения, происходившие в мире, обязывают его балет меняться, чтобы выжить. В духе времени он устраивает настоящую революцию в своей антрепризе. Начинавшие когда-то у него танцоры, такие как Мясин, уже стали законченными мастерами. Дягилев находится в постоянном поиске новых талантов. Обращаясь с ними, как скульптор с глиной, Дягилев быстро теряет к ним интерес, завершив свою работу. После семи лет совместной работы его покидает и Мясин. Последним творением из целой плеяды воспитанных Дягилевым мастеров становится его новый любимец, грузин-эмигрант Баланчивадзе, которому импресарио дает громкий псевдоним – Баланчин.

НОВАТОР И АВАНГАРДИСТ, Дягилев жаждет новизны. Как всегда Дягилева увлекает современность. Он ищет не только новый материал для своего балета, но и совершенно новый творческий метод, вводя в балет динамизм – хореографически решенные цирковые номера, пантомиму, и даже моду. Пляжные костюмы от Коко Шанель составляли одну из главных приманок спектакля «Голубой экспресс». И, наконец, Дягилев осуществляет самый рискованный проект – балет «Стальной скок», связанный с образом новой советской России. Автором музыки к нему стал Сергей Прокофьев. Именно его рассказы о новой России воспламенили воображение Дягилева. Он даже заказал специальную конструкцию, имитирующую заводской цех с движущимися деталями. Это конструктивистское решение стало неотъемлемой частью спектакля, движение деталей конструкции убыстрялось в такт движению танцоров. Показывая новую динамично развивающуюся Россию, Дягилев все же называл свой спектакль антибольшевистским.

Великие балеты Баланчина, поставленные в последние годы жизни Дягилева, не смогли удержать его от мысли расстаться со своим воспитанником. Уход Баланчина из труппы не был оформлен лишь из-за внезапной смерти Дягилева.

В последние годы Дягилев начал тяготиться балетом. От соблазна оставить дело, несмотря на оглушительный успех постановок, его удерживало природное чувство долга и ответственности перед людьми, с которыми он работал.

Летом 1929 года во время отдыха в Венеции у Дягилева случился удар, сменившийся коматозным состоянием. 19 августа великого импресарио не стало. Он умер один в номере гостиницы (где жил в кредит). Кроме старых книг и легендарной пушкинской коллекции Дягилев после себя ничего не оставил и был похоронен на средства богатых французских покровительниц искусства. У его могилы на кладбище Сен-Мишель посетители оставляют красные розы и изношенные балетные туфли, как знак признания великого театрального деятеля, вождя авангарда ХХ столетия.

Список литературы

The Chief – Кубань № (80) июль - август 2009