Смекни!
smekni.com

Актуальность современного искусства (стр. 4 из 4)

Сущность и социальная роль искусства

Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически. Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.

Все сказанное делает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.

Художественный образ как основная категория искусства. Художественный образ часто понимается как часть или компонент произведения искусства. Но художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его впечатляющее воздействие, энергетическое и смысловое, на зрителя или слушателя. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Основанием многих эстетических эффектов в искусстве служит экономия художественных средств – времени, пространства, энергии, материалов, числа элементов или операций.

Признак мастерства и таланта художника – не расширять без необходимости знаковые средства художественного образа. Если такое расширение не ведет к обогащению содержания художественного образа, эстетическая значимость искусства понижается. Важнейшим фактором удержания внимания в процессе восприятия художественного образа является сотворчество воспринимающего. Сотворчество держит внимание воспринимающего в творческом напряжении.

Удержанию внимания и продлению эстетического удовольствия способствует и такой прием, как конкретизация. Если художественный образ конкретен и богат признаками, деталями, эстетическими знаками низшего уровня, то по мере того, как одни знаки исчерпывают свою эстетическую информативность, другие вступают в «игру». Оптимальной является форма простая, легко воспринимаемая, позволяющая верно схватить целое, но в тоже время допускающая углубление в детали и открытие новых ступеней иерархии.

Когда удержание внимания и эстетического удовольствия становится трудно или невозможно, применяются приемы переключения внимания на новый знаковый стимул. Одним из важнейших таких приемов является контраст: каждый стимул художественного образа сопровождается – в пространстве или во времени – другим, противоположным, контрастным стимулом. Громкое сменяется тихим, медленное – быстрым, темное – светлым, большое – малым, высокое – низким и т.п.

Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).

Концепция элитарного искусства - социально-философские и эстетические теории, обосновывающие существование специфических форм искусства, создаваемых в расчете на то, что они будут поняты элитой общества.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

- отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;

- воплощенная в предметных, материальных носителях; и

- передаваемая последующим поколениям.

Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарное искусство - специфические формы искусства, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью (элите).

Эстетизм - отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только избранной части общества (элите).

Массовое искусство— понятие, противоположное элитарному искусству, к которому относят произведения высокой культуры прошлого и современности. Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. К массовому искусству относят произведения, распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение), печатную графику, популярную музыку, продукты художественной индустрии, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя, упрощенные и необладающие высокой художественной ценностью.

Функции массовой культуры - адаптация искусства для непосвященных, отвлечение людей от реального мира. В популярной и гламурной культуре главное - принцип потребления.

Говорят: тиражируемая работа утрачивает следы глубоко личного. Идею гламуром не убьешь! Круто, круто, когда человек что-то сам нарисовал. Обезличивание художников и музыкантов (отличный пример - электронная музыка) идет масштабное. Но истинного гения обезличить нельзя! Иногда поп-арт - искусство высокого профессионализма.

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Классическое искусство – период так называемых «больших стилей», охватывающий историю искусства от Древнего мира до рубежа 19–20 вв. Представляет художественные традиции, «достигшие в себе полноты и задающие норму для будущего», формирует общепризнанный образ искусства – искусства как такового.


Список литературы.

1. Выгодский Л. С. Психология искусства — М., 1968.

2. Ильина Т.В. Введение в искусствознание.

3. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М., 1983.

4. Ломоносова. В.М.- М.: Изд-во МГУ, 2005, С. 53 - 55.

5. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. — В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

6. Мейлах Б. С. (ред.). Содружество наук и тайны творчества. — М., 1968.

7. Научное творчество. — М., 1969.

8. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976.

9. Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.

10. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967.

11. Творческий процесс и художественное восприятие.— М., 1978.

12. Тихомиров О. К. (ред.). Психологические механизмы исследования творческой деятельности. — М., 1975.

13. Художественное и научное творчество. — Л., 1972.

14. О роли современного искусства в формировании национальной идентичности // Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы..

15. Статус современного художника: социально-философский анализ. Серия Философия. 2003.

16. Индивидуальное в искусстве и в профессии художника // Индивидуальные различия и проблемы индивидуальности. 4.2. М.: Уникум - Центр, 2004,.

17. Цена и ценности современного искусства // Социально-гуманитарные знания - М., 2004.

18. Инсталляция в современном искусстве - новая структура восприятия .Пространство современного искусства: теория и практика. 2006.