Смекни!
smekni.com

Альфред Хичкок (стр. 2 из 2)


Особенности фильмов Хичкока

Помимо саспенса и камео, фильмы Хичкока полны другими характерными лишь одному режиссеру чертами. В фильме «На север через северо-запад» есть известная сцена на кукурузном поле – когда Торнхилл убегает от атакующего его самолета. Эта сцена может несколько смутить «неподготовленного» зрителя – где это видано, чтобы покушение совершалось таким образом: маленький самолет начинает пикировать на главного героя. Именно по поводу этой сцены Хичкок сказал: «Абсурд – мое кредо». В ответ на замечания в неправдоподобности сюжетов Хичкок отвечал: «Зритель замечает несуразности много позже, обсуждая фильм с женой за вечерним чаем. А к тому времени он уже заплатил деньги за билет». Хичкок всегда сознательно жертвовал правдоподобием в пользу эмоциональности и интересности фильма. Он говорил: «Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Мое кино – кусок пирога…. Требовать от рассказчика, чтобы он строго придерживался фактов, столь же смешно, как настаивать на том, чтобы живописец сохранял верность натуре. Во что в конечом итоге выльется такая живопись? – В цветную фотографию…. Я не собираюсь снимать «куски жизни», удовольствие такого рода люди могут получать дома, на улице да и у любого кинотеатра. Зачем же за это деньги платить? Но я избегаю и безудержной фантазии, потому что зрители должны иметь возможность отождествить себя с персонажами. Создать фильм – это прежде всего рассказать историю. История может быть сколь угодно невероятной, но никак не банальной. Она должна быть драматичной и человечной. А что такое драма, если не сама жизнь, освобожденная от наиболее скучных подробностей?»

Во многих своих фильмах Хичкок использовал так называемый МакГаффин – некий секрет, тайну, вокруг которой закручивается сюжет и которая так и остается нераскрытой для зрителя. Например, в фильме «Леди исчезает» в роли МакГафина выступает мелодия, содержащая в себе зашифрованное секретное послание, которое обязательно нужно передать в Лондон. Что это за послание, почему оно имеет такое значение, кто и кому его передает – фильм на эти вопросы не дает ответа. Это же не детектив. Вся эта история с мелодией – лишь повод для изображения на экране каких-то событий, ситуаций, которые и овладевают вниманием зрителей. Сам Хичкок объяснял происхождение этого слова следующим образом: «Это по всей вероятности, шотландское имя из одного анекдота. В поезде едут два человека. Один спрашивает: «Что это там на багажной полке?» Второй отвечает: «О, да это МакГаффин». – «А что такое МакГаффин?» – «Ну как же, это приспособление для ловли львов в горной Шотландии» – «Да, но ведь в горной Шотландии не водятся львы». – «Ну, значит, и МакГаффина никакого нет!» Так что МакГаффин – это в сущности ничто. Этим термином обозначется все: кража планов и документов, обнаружение тайны – все равно что. Бессмысленно требовать постичь природу МакГаффина логическим путем, она неподвластна логике. Значение имеет лишь одно: чтобы планы, документы или тайны в фильме казались для персонажей необычайно важными. А для меня, рассказчика, они никакого интереса не представляют».

Хичкок начинал свою карьеру еще во времена немого кино. Тогда мастерство режиссера определялось умением снимать так, чтобы передать сюжет, обойдясь при этом минимальным количеством титров. Особенно отличались таким талантом немецкие кинематографисты. Хичкок имел возможность наблюдать за процессом создания фильма – как раз в то время он работал в Германии на студии, где проходили съемки. С первых фильмов Хичкок уже проявил способности передавать все тонкости сюжета с помощью чисто кинематографических приемов. С появлением звукового кино достижения немого кинематографа были поставлены под угрозу. «Немое кино – самая чистая форма кинематографа…», – говорил Хичкок – «Во множестве выпускаемых фильмов очень мало кино: они по большой части представляют то, что я называю «фотографии разговаривающих людей». Рассказывая историю на экране, к диалогу следует прибегать только тогда, когда без него не обойтись. Я всегда пытаюсь сначала представить истории средствами кино, через последовательность кадров, монтаж.» Первый звуковой фильм Хичкока – Шантаж (Blackmail, 1929) – был снят вначале как немой фильм. Затем, после закупки оборудования в Америке, некоторые сцены были пересняты со звуком. И здесь Хичкок нашел интересный прием использования звука – так для женщины, случайно убившей человека ножом, за завтраком слышно только одно слово – «нож…нож…».

На карьеру Хичкока пришлось рождение не только звукового, но и цветного кинематографа. Его первая цветная картина – Веревка – вышла в 1948 году. Хичкок любил цвет и мастерски обращался с ним. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть такие его не признанные в свое время шедевры, как «Головокружение» и «Марни». В свое время Хичкок однажды сознательно вернулся к черно-белому кино. Фильм Психо он снял на черно-белую пленку, чтобы не использовать красную краску в сцене убийства в душе. «Мне показалось, что в цвете кровь будет выглядить неестественно».

Фильмография

1925 – The Pleasure Garden (Сад наслаждений)

1925 – The Mountain Eagle (Горный орел)

1926 – The Lodger (Жилец)

1927 – Downhill (По наклонной плоскости)

1927 – Easy Virtue (Легкое поведение)

1927 – The Ring (Ринг)

1927 – The Farmer’s Wife (Жена фермера)

1928 – Champagne (Шампанское)

1928 – The Manxman (Парень с острова Мэн)

1929 – Blackmail (Шантаж)

1930 – Juno and the Paycock (Юнона и Павлин)

1930 – Murder! (Убийство!)

1931 – The Skin Game (Нечестная игра)

1931 – Number Seventeen (Номер семнадцать)

1932 – Rich and Strange (Богатые и странные)

1933 – Waltzes From Wienna (Венские вальсы)

1934 – The Man Who Knew Too Much (Человек, который слишком много знал)

1935 – The 39 Steps (39 ступеней)

1935 – Secret Agent (Секретный агент)

1936 – Sabotage (Саботаж)

1937 – Young and Innocent (Молодая и невинная)

1937 – The Lady Vanishes (Леди исчезает)

1938 – Jamaica Inn (Таверна Ямайка)

1939 – Rebecca (Ребекка)

1940 – Foreign Correspondent (Иностранный корреспондент)

1940 – Mr. and Mrs. Smith (Мистер и миссис Смит)

1941 – Suspicion (Подозрение)

1942 – Saboteur (Саботажник)

1942 – Shadow of a Doubt (Тень сомнения)

1943 – Lifeboat (Спасательная шлюпка)

1945 – Spellbound (Завороженный)

1946 – Notorious (Дурная слава)

1947 – The Paradine Case (Дело Парадайн)

1948 – Rope (Веревка)

1948 – Under Capricorn (Под знаком Козерога)

1949 – Stage Fright (Страх сцены)

1951 – Strangers on a Train (Незнакомцы в поезде)

1952 – I Confess (Я исповедуюсь)

1954 – Dial M for Murder (Для убийства набирайте «М»)

1954 – Rear Window (Окно во двор)

1955 – To Catch a Thief (Поймать вора

1955 – The Trouble With Harry (Неприятности с Гарри)

1955 – The Man Who Knew Too Much (Человек, который слишком много знал)

1956 – The Wrong Man (Не тот человек)

1958 – Vertigo (Головокружение)

1959 – North by Northwest (К северу через северо-запад)

1960 – Psycho (Психо)

1962 – The Birds (Птицы)

1964 – Marnie (Марни)

1966 – Torn Curtain (Разорванный занавес)

1969 – Topaz (Топаз)

1972 – Frenzy (Исступление)

1976 – Family Plot (Семейный заговор)


Вывод

Всю свою жизнь Альфред Хичкок посвятил кинематографу. Итог жизни Хичкока – 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, Хичкок снял ещё и 21 телефильм для серии «Альфред Хичкок представляет» и два документальных фильма (оба в 1944 году), ещё 2 киноработы остались незавершёнными. Альфред Хичкок до сих пор является одним из самых уважаемых и популярных кинорежиссёров. Он получил звание «короля хоррора» и мастера триллера, добился огромного уважения и авторитетности в области кино и по сей день его работы считаются эталоном, сегодня его фильмы занесены в учебники по режиссуре, поэтому вклад его вклад в развитие кинематографа невозможно переоценить. Немногие становятся легендами и лишь единицы являются ими при жизни, одним из них был Альфред Хичкок.


Список используемой литературы

1. www.alfred-hitchcock.ru

2. www.peoples.ru/art/cinema/producer/hitchcok

3. «Мир Альфреда Хичкока» Марина Жежеленко, Борис Рогинский (Новое литературное обозрение, 2006 г)