Смекни!
smekni.com

Античная культура (стр. 5 из 7)

Особенности эллинистического искусства.

В эллинистический период появились первые списки 7 чудес света:

1. Египетские пирамиды

2. Висячие сады Семирамиды

3. Статуя Зевса (Фидия)

4. Галикарнасский Мавзолей

5. Храм Артемиды в Эфесе

6. Фаросский (Александрийский) маяк,

7. Статуя Гелиоса на острове Родос.

Литература и искусство расцветают при дворах диадохов – полководцев Александра Македонского, в особенности прославилась египетская Александрия, ставшая в правление Птолемеев мировым центром науки и искусства. Литература эллинизма определялась своей погруженностью в бытовую жизнь, почти исключавшую всякую мифологию, магию. Наиболее удобной формой для этого стала новоаттическая комедия, представитель – Менандр Афинский (кон.IV-нач. III в. до Р.Х.), автор свыше 100 комедий, полностью дошла 1 – "Человеконенавистник".

Аполитичность проявилась в творчестве Феокрита из Сиракуз (кон. IV -1-я пол.III в. до Р.Х.), создателя жанра идиллии, прославляющего сельскую жизнь на лоне природы. Герои Феокрита оставляют город ради прелестей деревенской жизни. Главные герои идиллии – влюбленные пастухи и пастушки, восторженно и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные. Изображение быта процветало и в романах, например, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Левкиппа и Клитофонт" Ахилла Татия.

Среди известных риторов эпохи были – исторический писатель Дионисий Галикарнасский, философ и государственный деятель Деметрий, Псевдо-Лонгин и др.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Например, изображение борьбы богов и титанов – гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства – изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до Р.Х. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним – заупокойный храм.

Наука.

Птолемей I (322-283 до Р.Х.) создал в Александрии Мусейон - научный центр, считавшийся храмом муз, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, в котором античные интеллектуалы занимались филологией, астрологией, алхимией, ботаникой, математикой, зоологией. Формально ученые считались служителями муз, некоторые занимались отправлением культа, другие – научными изысканиями. При Мусейоне находилась знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая около 700 тысяч папирусных свитков, античные рукописи Гомера, Гесиода и др. Возглавлял Библиотеку грамматик Зенодот, кторый составил каталог книг, подготовил первое издание поэм Гомера, и, возможно, разделил "Илиаду" и "Одиссею" на 24 книги. Именно в Александрии примерно во II в. до Р.Х. был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета – Септуагинта ("перевод 70 толковников"). Дионисий Фракийский составил первую "Греческую грамматику". Александрийским библиотекарем считался также Каллимах (ок.310-240 до Р.Х.), который являлся законодателем эллинистической поэзии.

В области математики прославился Евклид (III в. до Р.Х.), его труд "Начала". Евклид завершил построение математики как дедуктивной науки, исходящей из определений, постулатов и аксиом. К александрийской науке принадлежал математик и инженер Архимед из Сиракуз (ок.287-212 до Р.Х.), изобретатель рычага и "архимедова винта" для подъема воды при искусственном орошении. Дошло 30 его сочинений: "О сфере и цилиндре", "Плавающие тела", "Измерение круга" и др. Сведения о гелиоцентрической системе (Солнце находится в центре Вселенной, а Земля вращается вокруг него) содержалось в учении Аристарха Самосского (ок.320-ок.250 до Р.Х.). Его идею поддержит и разовьет Клавдий Птолемей (90-160 от Р.Х.) в своем главном труде "Великое построение".

Формируется школа естественных наук (зоологические ботанические сады). Достижения в медицине: открыта нервная система, система кровообращения, исследования в области анатомии и хирургии.

Вопрос 3. Типологические черты древнеримской культуры

Древнеримская культура стала одним из важных этапов социокультурного развития европейских народов. Культура Древнего Рима развивалась в ходе масштабного культурного синтеза, оформилась в процессе взаимодействия с другими культурами древнего мира: учителями римлян были этруски (VIII - VI вв. до Р.Х.) – загадочный народ, принесший на Апеннины значительные культурные инновации и впоследствии растворившийся среди других этносов Италии; древнегреческая и ближневосточная культуры – в эллинистический период. Синтез культурных достижений античности и цивилизаций Древнего Ближнего Востока стал своеобразной почвой для формирующегося христианства, которое подарило миру новую систему ценностей.

Согласно римскому ученому-энциклопедисту Марку Теренцию Варрону (116 – 27 г. до Р.Х.), Рим был основан 21 апреля 753 г. до Р.Х. Традиционно римская история подразделяется на следующие периоды:

1. Царский (VIII – VI в. до Р.Х.).

На этом рубеже складывается так называемый "город четырех кварталов", населенный латинянами, сабинянами и этрусками. При царе Сервии Туллии (578-534/533 до Р.Х.) Рим был обнесен крепостной стеной и скоро завоевал ведущее положение в Лации, где до этого первенствовал город латинян Альба Лонга. Известны имена древних царей Рима: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. В 509 г. до Р.Х. был изгнан последний царь Тарквиний Гордый. В этот период наблюдается влияние этрусской культуры на римскую.

2. Республиканский период (510-509 до Р.Х. – 27 г. до Р.Х.).

С установлением республиканского строя высшая власть оказалась в руках двух ежегодно избираемых консулов. В результате успешной войны с Карфагеном (к сер. II в. до Р.Х.) Рим превратился в первую державу Средиземноморья. Это классический период в развитии древнеримской культуры. Рим – мощное государство, диктующее свою политическую волю. Восприятие и освоение римлянами ценностей и достижений греческой и ближневосточной культур.

3. Период империи (27 до Р.Х. – 476 от Р.Х.).

После периода гражданских войн в 31 г. до Р.Х. единовластным правителем римского государства оказался Октавиан (63 до Р.Х. – 14 от Р.Х.). Он не принял титул царя или диктатора, а довольствовался положением принцепса, т.е. первого среди граждан.

Римская религия

Римская религия – это преимущественно ритуал, объединяющий человека с хранителями его рода и силами природы в контрактном, деловом отношении. Жертвоприношение – плата за услугу. Культ сух и формализирован. Римские боги функциональны и многочисленны. 43 бога ведали детством, 12 богов присматривали за вспашкой поля. Каждый мужчина имел божественного покровителя, женщина – покровительницу. Домашние боги насчитывались тысячами. Были боги ситуаций и состояний страха, ожидания, верности и т.д. Практичный и здравомыслящий римлянин был суеверным. Громадное место в культуре римлян занимали вещие знаки и гадания. Всех богов римляне не представляли себе в человеческих обликах, не ставили им статуй и не строили храмов. Главными божествами считался Юпитер – бог неба, Марс – бог войны, Квирин – божество, близкое к Марсу.

Преобладание магии над мифологией. Главное для человека – точно знать, с какими словами следует обращаться к богу и какие при этом действия выполнять. Ничтожная ошибка могла нарушить обряд, а неукоснительная точность обряда и было тем, что предлагал древний римлянин своему богу в обмен за выполнение своей просьбы. Жрецы следили за точностью обряда, занимались летоисчислением и составлением календаря. Они же и обладали большой властью в правовой сфере. Римское право было фактически частью религии: договор римлянина с богом был протоипом договоров, заключаемых между людьми, где также малейшая неточность вела к проигрышу в суде.

При Тарквинии Древнем в Рим проникли из греческой колонии Кумы в южной Италии так называемые "Сивиллины книги", принадлежавшие прорицательнице – Кумской сивилле. Эти книги имели то же значение для римлян, как и дельфийский оракул для греков; книги хранились в капитолийском храме Юпитера до времен Суллы, когда они сгорели вместе с храмом. Сивиллы – пророчицы, древние жрицы Аполлона, связанные с Дельфийским оракулом. Вместе с книгами проникло в Рим и почитание греческого бога Аполлона. Одна из первых кумских сивилл, испросив у Аполлона долгую жизнь, забыла добавить прошение о молодости. Она сопровождала Энея, спускавшегося в преисподнюю. Сивилл – 10, жили до тысячи лет - почтенные старицы. Предсказания их записывались в стихотворной форме (гекзаметр), объединенные в книги. Первоначально Книги служили не столько для предсказания будущих событий, сколько для предупреждения несчастий и избавления от них; поэтому к ним обращались за указаниями, как умилостивить разгневанное божество. Сохранившиеся до нашего времени Сивиллины книги представляют собой иудео-христианскую подделку под древние книги. По преданию, три из Книг Кумская сивилла продала Тарквинию Древнему, который, не зная содержания, сначала не хотел их покупать, из-за чего сивилла непроданные книги сожгла. В критические моменты существования особая коллегия жрецов обращалась к этим книгам как к оракулу, ища в них совета. Обычно совет заключался в том, чтобы ввести в городе культ еще какого-либо божества. Поэтому римляне постоянно пополняли свой пантеон богов. Новые боги зачастую отождествлялись со старыми. Церера была тождественна греческой богине плодородия Деметре, италийская покровительница овощей Венера – Афродите, Нептун – Посейдону. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские и общеиталийские божества приобрели антропоморфные черты, их, как и в Элладе, стали изображать в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями богов.