Смекни!
smekni.com

Античные традиции в мировой и европейской культурах (стр. 2 из 4)

Эпоха Классицизма (XVII-XVIII века) также ориентировалась на образцы античной литературы, причем художников этого времени привлекал не столько дух античности, сколько интересовала форма, эстетические нормы, что привело к искажению литературоведческих теорий.

Сильное влияние оказывала античная литература и на писателей XIX века. Этот век, особенно его вторая половина, отмечены диалогом античности и современности, но это не прямое следование античным идеалам, а их «передразнивание», то есть в XX веке идет «диалог наоборот». Такая смещенность объясняется сменой ценностных ориентиров общества.

Античная литература, несомненно, повлияла на развитие всей мировой литературы, а именно:

1) все основные литературные жанры, как эпические, поэтические, так и драматические, были сформированы еще античными авторами;

2) античная тематика и проблематика произведений трансформируется в литературе последующих веков, изменяется лишь решение проблем (в зависимости от эпохи);

3) теория литературы развивалась еще в недрах греческой литературы; основные литературоведческие понятия возникли еще в эпоху античности (эпос, лирика, драма, трагедия и т.д.), разрабатывались учения о литературных жанрах и принципах изображения жизни, что до сих пор исследуют литературоведы;

4) все стихотворные размеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции и поныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест и т.д.; основопологающие понятия лирики: ритм, метр – тоже заимствованы из античного литературоведения.

В античные времена уже появилась филология, служащая на благо литературе и имеющая цели сохранять тексты в их оригинале, исправлять искажение, изучать всесторонне литературные произведения, давать им эстетическую оценку.

Гуманитарные науки, возникшие в античные времена, и их влияние на развитие научной гуманитарной мысли

Говоря о значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в ее русле родились и сформировались следующие науки.

1. Литературоведение, или теория литературы, о чем говорилось выше.

2. Историческая наука, зародившая в Греции в V веке до нашей эры как литературный жанр, достигшая расцвета в Риме в I веке до нашей эры и до сих пор сохранившаяся как научная и художественная дисциплина.

3. Филология начала развиваться как наука в александрийскую эпоху, и основные принципы филологических исследований, заложенные ще в древние времена, остаются важными аспектами при изучении литературных произведений до сих пор.

4. Грамматика, возникшая в III веке до нашей эры как наука о частях речи и структуре высказывания. Первыми начали размышлять над языком поэты, которые работали над звуками и сочетаниями слов. За софистами последовали филологи, которых в древности называли грамматиками. Около 240 года до нашей эры Хрисипп создал грамматическую терминологию, которая в латинском переводе применяется до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей эры Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, которая через посредство римлян легла в основу грамматик всех европейских народов.

5. Риторика, или теория красноречия, начала развиваться вместе с возникновением и развитием ораторского искусства, которое высоко ценилось уже в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей эры это искусство ложится в основу образования, а ориторская речь становится литературным жанром. Основные положения риторики, терминология ораторства, заложенные в Греции и высоко развитые в Риме, являются неоспоримыми и в современной риторической науке.

6. Философия, или наука мудрости, дисциплина мышления возникает на основе развития литературы и распространения естественнонаучных знаний. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а ее представители – принадлежностью к слою имущих людей. Существовало два главных течения – материализм и идеализм, но было очень много школ, имеющих большие теоретические расхождения, такие, например, как противоречия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на наслждения и аскетизм (киреноики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпику) и другие. Античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Непреходящей заслугой античной философии является в первую очередь всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или хотя бы постановка) всех основных философских проблем.

Идеи античной философии нашли отклик и в средневековье, особенно в учениях Фомы Аквинского и после – в неотомизме. Античные авторы влияют на теории прогресса эпохи Просвещения, особо ощутимо это влияние на философов и ученых Нового времени: влияние платоновский учений на Коперника, Кеплера и Галилея, историческая концепция античности легла в основу теории возрастов от Бэкона до Гегеля. Все рациональное в учениях Платона и Аристотеля было критически использовано философией марксизма, в ХХ веке откликаются античные традиции в философии феноменологов. Влияние античной философии на становление последующей теоретической мысли огромно.

Художественная культура античности и ее значение в искусстве других эпох

Культура античных Греции и Рима представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. «В конкретные периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности, но во все века наиболее полно выражала свои тенденции античности культура художественная – искусство.»1

Прежде всего античная художественная культура (особенно греческая) космологична (космос выступает ее абсолютом), и в таком подходе к миру, природе, космосу античные люди разрабатывали эстетические категории, тесно связанные между собой: красота (в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность и единство в многообразии), мера (характеристика совершенства) и гармония (понимание всего между видимыми частями созерцаемого и «внутренней природой вещей»).

Греческое искусство определялось наличием канонов, совокупности правил, определяющих основные эстетические принципы, а культура Рима отличается от нее большим разнообразием и пестротой форм, так как римское искусство испытывало влияние греческого и других народов, покоренных Римом.

Архитектура

Античная архитектура определила основной принцип строительства: сочетание функционального назначения с эстетической архитектурной формой. Корни греческой архитектуры – древний способ строительства с применением кирпича и дерева, с помощью которого были построены первые примитивные дома и культовые сооружения. Переход к монументальной архитектуре, которая занимала ведущее положение до заката античности, возник в момент политического и экономического роста и укрепления городов и оказал большое влияние на римскую архитектуру. В герческой архитектуре, наряду с дорическими и коническими сооружениями, ведущими в храмовом строительстве, присутствуют и бытовые, административные и жилые сооружения. Декоративное оформление зданий меняется за счет смещения элементов ордеров, во внешнем облике чаще проявляется коринфский ордер. Римская архитектура продолжила традиции этрусской и в первую очередь греческой. Римляне заложили основы строительства крупнообъемных сооружений (главными элементами были свод и арка, которые овечали стремлению римлян к великолепному блеску, что олицетворяло римское могущество и роскошь). Зодчие Рима продолжали развитие отдельных зданий (театры, рынки и т.д.) и создали новые архитектурные сооружения (свои формы храмов, домов, амфитеатры, термы и триумфальные арки). Особое значение приобрели технические сооружения (водопроводы, акведуки, мосты, маяки и т.д.).

Архитектура средних веков отзвуки античности имела только в Италии, когда здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек или декорировались ими.

Как и во всех пластах культуры, архитектура эпохи Возрождения ярко отразила обращение к античности. В архитектуре «классический ордер, круглый план, колонны служат опрой – все как в древности. И все-таки это всего лишь модель античного храма, его воспроизведениею. Но ему не хватает существенности.»1 Вид античности образовывал лишь архитектурную картину, которая существовала ради зрителя.

Ориентированная на античность эпоха Классицизма в архитектуре породила такой стиль, как ампир. Здания передавали могущество и роскошь новых государств, как когда-то было в Римской империи. Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и тирумфальных побед. Мастера классицизма не копируют античные образы, а по-своему претворяют их.

XIX век античные тенденции в архитектурных сооружениях отражал менее, чем в другие века. В XX веке возрождается стиль ампир, имея также основой античную символику.

Античная архитектура в разные эпохи то являлась основой, примером, то легким заимствованием для зодчих, но прежде всего античная архитектура ценна своими памятниками.

Скульптура

С развитием архитектуры непрерывно шло развитие скульптуры. Для древнегреческой скульптуры характерны стремление к пластичности, пропорциональности и монументальности с обязательным выражением гражданского пафоса. В изображении человека всегда присутствовала идеализация и обобщение, отречение от случайности и конкретности. Для римской скульптуры, наоборот, характерно изображение отдельных людей или процессов в их неповторимости, исключительности. Особенно развита в римской скульптуре портретная тенденция.