Смекни!
smekni.com

Архитектура Древнего Египта (стр. 2 из 3)

Святилище находилось в глубине храма и состояло из нескольких помещений. В центральном стояла статуя главного божества храма, в других чаще всего помещались изображения супруги и сына этого бога.

Основные помещения храма окружали дополнительные залы: комнаты для совершения разных сложных ритуалов, храмовая библиотека и кладовые.

К храму от берега Нила вела процессионная дорога, обрамленная статуями сфинксов и поэтому называемая «аллеей сфинксов». Она вела к главному входу в храм, который был оформлен огромным пилоном в виде двух монументальных башен с наклонными стенами.

На пилонах реяли стяги с эмблемами божеств и царя, которые крепились к деревянным высоким мачтам. Перед пилонами воздвигали обелиски и гигантские статуи фараонов.

Дворы храмов были залиты светом. Колонные залы освещались через окна, расположенные под крышей более высокого центрального нефа, который обычно был выше боковых нефов. Эта особенность храмов называется базиликальностью. В глубине храма не было окон, поэтому здесь всегда царил полумрак.

Для храмов Нового царства характерно сочетание разных типов колонн: геометрической формы и колонн, имитирующих живую природу: со стволами в виде связок папируса или его стебля. Капители таких колонн, которые ярко раскрашивались, сделаны в форме цветка или бутона лотоса или же метелочки папируса.

Храмовый комплекс бога Амона-Ра в Фивах – Карнак – был главным святилищем Египта. Здесь на протяжении 1500 лет со времен Среднего Царства возводились грандиозные сооружения – храмы, молельни, пилоны, залы, обелиски. Огромный священный пруд в Карнаке предназначался для ритуального плавания солнечной ладьи Амона-Ра.

От Карнакского храма к Луксорскому вела длинная, почти двухкилометровая мощенная камнем аллея, украшенная сфинксами. Карнак называют каменным архивом истории Египта: здесь сохранились посвятительные надписи царей разных династий, гимны богам; сцены, изображающие ритуалы, а также сведения о важнейших исторических событиях Нового Царства.

Самая впечатляющая часть храма Амона-Ра – грандиозный гипостильный зал длиной 102 м и шириной 53 м с 134 колоннами. Огромным масштабом поражают два ряда колонн в центре зала с капителями в виде метелок папируса высотой почти 20 м, а также колонны боковых нефов в виде гигантских связок папируса в 13 м. Этот сумрачный зал напоминает настоящую чащу леса. Стены и колонны были покрыты расписанными и позолоченными рельефами, часть которых сохранилась.

Царь Аменхотеп III, дошедший до самообожествления, поставил здесь свои статуи колоссальных размеров – от 18 до 24 м высотой. Его предшественники же ставили в храмах только обелиски.

Самые знаменитые колоссы Аменхотепа III когда-то украшали первый пилон его заупокойного храма, от которого мало что сохранилось. Греки назвали их колоссами Мемнона.

Легенда рассказывает о том, что после одного из землетрясений одна из статуй начала «петь» – издавать на рассвете жалобные звуки. Греки назвали «пение» статуи плачем древнегреческой богини утренней зари Эос по погибшему в Троянской войне ее сыну Мемнону. На самом деле ночной холодный воздух пустыни внутри статуи утром нагревался и, расширяясь, с протяжным заунывным звуком выходил наружу. Когда по приказу римского императора Септимия Севера колосс отреставрировали, он «замолчал».

Луксорский храм, посвященный богине Мут-Сохмет, супруге бога Амона-Ра, и их сыну Хонсу, был вторым по величине сооружением Фив. Построенный Аменхотепом III в конце XV в. до н.э. храм является образцом святилища классического типа.

Величественные стройные колоннады вестибюля и гипостильных залов – отличительное украшение Луксорского храма. Сооружение напоминает заросли гигантских каменных папирусов. Здесь можно найти двойные ряды колонн в виде связок папируса и капители в виде цветка лотоса. Одна из композиций на стенах храма повествует о рождении фараона Аменхотепа III от брака его матери с самим богом Амоном-Ра.

На самом юге современного Египта в береговой скале по приказу самого энергичного строителя из всех фараонов – Рамсеса II Великого – был вырублен большой храм. Он находиться в Абу-Симбел – территория древней Нубии.

Сооруженный в ознаменование покорения Нубии храм был посвящен триаде богов – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Фасад храма украшен четырьмя колоссами, изображающими Рамсеса II. Этот пещерный храм поражает своими размерами: ширина фасада – 38 м, длина 68 м. Высота статуй – 20 м, ширина лиц статуй Рамсеса II от уха до уха – 4 м.

Огромные статуи, вырубленные в песчанике, были издалека видны проплывающим по Нилу ладьям.

Внутри храм состоит из четырех последовательно уменьшающихся залов, расположенных на одной оси. В первый пускали всех египтян, во второй только «благородных», в третий – жрецов. Последний зал был доступен только для царя и жрецов. Там установлены четыре статуи богов, как и у входа в храм, – Амона-Ра, Хармакиса, Птаха и самого Рамсеса II.

Два раза в год, 21 февраля и в день коронации Рамсеса 21 октября, в этом зале происходит «солнечное чудо» – лучи солнца проникают в глубину храма, достигают святилища и в течение 20 минут освещают все статуи, кроме изображения Птаха. В этот период бог Птах почитался богом загробного мира.

Рядом с храмом Рамсеса II в Абу-Симбел находится храм, посвященный любимой супруге Рамсеса II – знаменитой красавице древности, царице Нефертари. Храм – меньших размеров. Фасад святилища украшен 10-метровыми фигурами Рамсеса и Нефертари в облике богини любви Хатхор.

Надпись над входом гласит: «Храм воздвигнут навечно ради Великой супруги Нефертари… той, ради которой светит солнце».

Внутри святилища Нефертари предстает в образе священной звезды Сириус (Сотис).

В 1960-х г. во время строительства Ассуанской плотины эти храмы были распилены на блоки и перенесены на 90 метров выше прежнего уровня, чтобы спасти их от затопления.

После завоевания Египта Александром Македонским в IV в. до н.э. в стране утвердилась династия Птолемеев. Несмотря на то что Птолемеи были македонцами и греками, они строили храмы в традициях египетской архитектуры. Но в этот период в храмовой архитектуре. Первый двор храма, доступный для всех, отделялся стеной от других частей святилища. Эта преграда делалась из каменных плит с рельефами. В это время появился и новый тип колонн. Капители колонн напоминали букет из папируса, пальмовых листьев, лотоса и других цветов.

Мистерии культа бога Осириса совершались на крыше храма и были недоступны для взора непосвященных.

Большой интерес представляет храм бога Гора в Эдфу. Храм был построен царем Птолемеем III Эвергетом в 327 г. до н.э. на месте храма царя Нового царства Тутмоса III. Это святилище – второе в Египте по масштабу после Карнакского храма бога Амона-Ра в Египте. Вход в него охраняют два сокола из гранита, олицетворяющие бога Гора.

Мощный пилон украшен огромными рельефными фигурами Гора и богини Хатхор. На его внешних стенах представлены церемония, посвященная его строительству, и сцены из мифов о Горе. Перед храмом расположен Маммиси («место рождения» на языке коптов), где Гор, по представлениям египтян, символически рождался каждый день.

Храм богини Исиды на острове Филе у первого порога Нила – одно из самых знаменитых сооружений эпохи Птолемеев. Он был построен в 350 г. до н.э., завершая собой историю развития древнеегипетского зодчества.

Египтяне верили, что святилище богини Исиды расположено там, где в Египте начинается разлив Нила. Только на одной стороне двора храма богини Исиды были сделаны окна, через которые богиня могла созерцать соседний островок Биге. Там находилась могила ее божественного супруга Осириса.

Место, где Исида похоронила Осириса, было доступно только жрецам, приплывавшим туда для совершения ритуальных таинств.

На стенах первого пилона храма Исиды высечены изображения царя Птолемея ХIII, жертвующего богам Хатхор и Гору пленных врагов.

На стене павильона Траяна сохранилась последняя по времени из иероглифических надписей IV в. н.э.

Этот храмовый комплекс также включает в себя также павильон царя Нектанеба I и павильон римского императора Траяна. Римские императоры были последними, кто достраивал древнеегипетские храмы.

В 1972-1980 гг. храмы были разобраны и перенесены на остров Аджилкия в связи с постройкой Ассуанской плотины и затоплением части территории Южного Египта.

Cимволом великого самовластия египетских царей стали не их дворцы, а пирамиды.

2. Шедевры Древнего Египта

В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э. Это единственная из известных древнеегипетских царских усыпальниц, почти не разграбленных охотниками за сокровищами. В ней прекрасно сохранились мумия Тутанхамона в нескольких саркофагах и более трех с половиной тысяч предметов погребального инвентаря. Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения. Всего – более 100 видов предметов, представляющих период расцвета египетского искусства Нового Царства.

Обелиск – это монолит, выточенный в виде четырехгранного столба, сужающегося кверху и заканчивающегося маленькой пирамидкой – пирамидионом.

Согласно представлению римского историка Плиния Старшего, обелиски – это изображения в камне солнечных лучей. Вертикальная форма обелиска символизировала устремление ввысь, к вечности.

Египтяне называли их tekhenu, но именно древние греки стали их называть обелисками из-за остроконечной формы.

Слово «обелиск» происходит от древнегреческого «obeliskos», что буквально означает «небольшой вертел», это слово можно перевести как «пика», «копье».