Смекни!
smekni.com

Архитектура и искусство Казани (стр. 2 из 3)

С приходом русских прежний градостроительный замысел, когда-то гениально осуществленный безвестными булгарскими зодчими, сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, но уже в новых формах. Крепость Казан, возведенная в XII-XVI веках булгарскими зодчими, представляла собою хорошо укрепленное сооружение, на первых порах в почти неизменном виде ставшее основой русского кремля. Русский кремль почти точно повторил татарскую крепость, а его стены лишь слегка отошли от прежних на его южной границе. Псковские мастера полностью сохранили всю фортификационную схему казанского Кермана и лишь заменили его деревянные стены на кирпичные и переделали часть башен. Сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися от них дорогами-улицами. Главные мечети цитадели оказались переделанными в церкви: наиболее грандиозная из них, увенчивавшая силуэт цитадели, заместилась Троицкой церковью (сегодня на этом месте возвышается воссоздаваемая мечеть Кул-Шариф), мечеть Нур-Али стала Гарнизонной церковью. Ханская мечеть была разрушена и в XVIII веке замещена Дворцовой церковью.

Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, которая выдержала к тому времени не одну неприятельскую осаду и из-под стен которой не раз с позором уходили войска русского царя, пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства. Изначальный замысел проступает и сегодня сквозь псковские формы и барокко, ранний и поздний классицизм кремлевских сооружений.

В настоящее время Казанский Кремль представляет собой частично отреставрированную средневековую крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVIII - XIX веков. Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века, согласно легенде, - минарет Ханской мечети), реставрируемая церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века) и др.

Спасские ворота Кремля находятся на месте главных северных ворот татарской крепости. Башня была возведена во второй половине ХVI века псковскими мастерами Иваном Ширяем и Постником Яковлевым - строителем знаменитого храма Василия Блаженного в Москве - самого яркого воспоминания зодчего об архитектуре Казани.

Надстроенная в XVIII веке, Спасская башня воспроизвела в своем образе черты древнего булгарского архитектурного стиля. С севера к башне примыкает надвратная Спасская церковь в характерных формах псковского зодчества XVI века. Это самый древний музей в Казани: издавна здесь экспонировались реликвии 1552 года - знамена, пушки и ядра русской армии. Западная часть укреплений Кремля сохранила черты дорусского времени: древняя Тюменская башня, оставшаяся еще от татарских ханов, называется сегодня Преображенской; другая - Ханская (Северная) башня - недавно вскрыта археологами на склоне берега Казанки. Их архитектура родственна архитектуре сооружений крымских и турецких крепостей XV-XVI веков.

Деревянный шатер башни Тюмен с дозорной вышкой также сохранил черты татарской крепостной архитектуры. Возможно, к тому же времени относятся остатки Пятигранной и внутренняя часть Нуралиевой (Тайницкой) башен. Отсюда шел подземный ход к роднику, снабжавшему водой Ханский Двор. Он был взорван русскими в 1552 году, что ускорило падение города. Название башни, происходящее от слова "тайна", сохраняет воспоминание о тайном ходе к роднику. Проездные ворота сохраняют древние черты: конструкции сводов, полотнищ, опускающихся решеток. Другие башни были выстроены уже русскими на месте татарских. Крепостные стены сочетают в себе черты псковского оборонного зодчества и "ломбардского" стиля. Существует гипотеза, что в оформлении зубцов закрепились воспоминания об укреплениях Ханского Двора, выстроенного в XV веке с помощью итальянских зодчих - тех же, что строили Московский Кремль.

Пушечный двор - производственный комплекс XVII-XVIII веков - расположился на месте древнего арсенала Ханского Двора. Юнкерское училище - памятник русского классицизма первой половины XIX века - связано с именами многих известных военачальников России.

Присутственные места - здание губернской администрации. Появились во второй половине XVIII века. После ряда реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более поздних течений.

Башня Сююмбике обозначила в начале XVIII века центр государственной власти губернии. В ее архитектуре воплотился образ Царства Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым орлом - символом русского господства.

Дворец губернатора спроектировал в 1846 году архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Архитектура казанского дворца родственна архитектуре московского как по псевдовизантийскому стилю, так и по композиции.

Благовещенский собор заложен 2 октября 1552 года. Его архитектор - Постник Яковлев, автор знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Собор является самым южным образцом средневековой русской архитектуры псковского стиля и символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его части еще сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются XIX веком. До начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня, возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни на рву Тазик.

Казанский Кремль вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры. В документе, представленном на рассмотрение этой организации, уникальность Казанского Кремля определялась следующим образом:

· единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти;

· единственная в России сохранившаяся татарская крепость, которая хранит основы первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную композицию, функциональную организацию комплексов);

· продукт взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской, современной татарской;

· наиболее северо-западная точка распространения исламской культуры в мире;

· наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни Кремля, Благовещенский собор);

концептуальный синтез татарского и русского архитектурных стилей в ключевых памятниках (башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).

Одним из наиболее ярких архитектурных сооружений Кремля, господствующих в панораме города и приковывающих внимание с любой точки, является строящаяся мечеть Кул-Шариф. Генеральной идеей Кул-Шариф, достойной быть декларированной в ее архитектуре, является ее историческое значение как главной мечети Татарстана и татарского народа, возрождающего свою государственность. Другая ведущая идея - мемориальность, память о защитниках Отечества. Идея храма как формы политической декларации не нова в истории архитектуры. Таковы, например, собор Василия Блаженного в Москве и мечеть Мухаммеда-Али в Каире. Оба эти здания, появившиеся в переломные для государств периоды, доминируют в силуэте столиц, отличаются символизмом и нетрадиционностью форм, необычностью архитектурного языка. Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав ее включены Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.


«Изобразительное искусство»

Изобразительное искусство Татарстана - неотъемлемая часть многонационального искусства России и мировой культ.

Появление профессионального искусства на земле Татарстана в его современном понимании относится к началу XIX века. И это было связано прежде всего с важной ролью Казани, которую она тогда играла в жизни России, особенно после открытия в 1804 году университета. Кроме того, через Казань как бы проходила граница русского запада и русского востока, что придавало городу особый колорит, накладывало особый отпечаток на всю его судьбу и на жизнь искусства, естественно.

В.Турин, Э.Турнерелли, А.Ракович - художники, известные более всего тем, что оставили графические работы с изображением Казани, ее архитектурного облика начала ХIХ века. Это были небольшие композиции, выполненные где карандашом, где тушью - чуть заметными росчерками пера. Тонкие, изысканные линии передавали силуэты старинных зданий. Иногда рисунки подкрашивались мягкими и чистыми тонами акварели, что придавало им завершенность и колористическое богатство. Таковы, например, архитектурные пейзажи А.Раковича "Вид на Федоровский монастырь" или "Казань от Услона". Коричневой акварелью выполнены работы Э.Турнерелли "Вид Кафедрального собора", "Сююмбика".

Из живописцев в первой половине XIX века в Казани работал Л.Крюков, автор ряда портретов местной интеллигенции того времени и представителей светского общества. Позднее в Казани работают живописцы З.Иванов, Р.Ступин, Ф.Мелентьев. Их работы хранятся в Национальном музее и Музее изобразительных искусств Республики Татарстан. С Казанью и местным краем связаны некоторые страницы творчества ряда известных русских художников второй половины XIX века: И.Журавлева, В.Худякова, К.Гуна, Л.Каменева, В.Якоби, И.Шишкина, А.Боголюбова.