Смекни!
smekni.com

Архитектурное наследие народов Забайкалья (стр. 2 из 3)

В 1706 г. на месте, где в 1653 г. был заложен Нелюдский острог, указом Петра I было разрешено открыть Успенский мужской монастырь. Царский указ был издан в ответ на челобитную сына боярского Никиты Варламова. Строительство поручалось «ему, Никите». Кроме того, он должен был «до смерти монастырь ведать и над ним расправу чинить». Вначале была построена деревянная Успенская церковь (1701), которая сгорела. В 1712 г. была сооружена каменная (колодная) Успенская церковь, сохранившаяся до настоящего времени. В церкви имелась особая камера – тюрьма, где содержались государственные преступники.

Строительство первых церквей в Чите относится к концу XVIII в. В 1766 г. построена первая деревянная церковь во имя святого архистратига Михаила, а к концу XIX в. церкви и молельни сооружались не только в городах, но и в крупных селах и казачьих станицах. В Чите, ставшей областным городом в 1851 г., к началу 20-х гг. XX в. действовали 22 церкви, в том числе костел, синагога и мечеть. Православные церкви, часовни строились при учебных заведениях, больницах, воинских частях, благотворительных заведениях. Забайкальская Епархия была открыта Высочайшим благоволением Императора Николая II по представлению Святейшего Синода в 1894 г.

В первой половине XIX в Бурятии действовали 34 дацана, из них 8 в Восточной Забайкалье. Их планировка и объемно-пространственная композиция отличаются от таковых, возводившихся в это же время ламаистских культовых сооружений Монголии, Тибета и Китая. В 1811 г. основан Агинский дацан. Двухэтажный соборный храм - один из первых бурятских каменных храмов. Строительство и отделка храма велись местными мастерами. Стилевая реконструкция архитектуры дацана производилась в конце XIX в. В 60-х гг. XIX в. началось строительство нового трехэтажного главного соборного храма Шигэмунин Сумэ, который отличался от предшественников внушительными размерами и трехступенчатым пирамидальным построением. В 1898 – 1899 гг. прошлого столетия в Чите была построена модель дацана. В отличие от Агинского и Цугольского дацанов первый каменный этаж не накрывался крышей с загнутыми углами, а завершался парапетом, украшенным темно-коричневым фризом, окаймленным сверху и снизу круглыми дисками.

Распространению православия в Забайкалье способствовало строительство в Чите миссионерского училища, а позднее в 1898 г. – Архиерейского дома с крестовой Андреевской церковью. Комплекс Архиерейского дома, миссионерского училища включал часовню, свечной заводик и формировал застройку северной стороны центральной площади Читы, получившей название Новособорной из-за закладки в 1899 г. и строительства Большого кафедрального собора Александра Невского, запроектированного в русско-византийском стиле. Читинский женский монастырь Пресвятой Богородицы был основан монахиней Павлой, прибывшей в Читу с сестрой Екатериной в 1886 г., на земле, пожертвованной священником Петром Царевским на окраине города. При монастыре были деревянная церковь в честь святой мученицы Александры и семи дев, освященная 30 мая 1889 г., церковно-приходская школа, библиотека. Одним из крупнейших на Забайкальской земле был Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. Он возник в 30-е гг. XIX в. Развалины монастыря находятся близ с. Урлук Красночикойского района. Обитель построена на выдолбленных в скальном цоколе каменных площадках, оформленных в искусственные террасы. Наиболее крупным сооружением монастыря был храм – Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1837 г.

При возведении храмов решались задачи пространственной организации поселений: главы церквей, шпилевидные и шатровые завершения звонниц создавали своеобразную панораму городов и сел. Зрительное восприятие храмов усиливалось благодаря размещению их с учетом индивидуальности городского и сельского ландшафтов. На ровных низких территориях вертикали церквей возводились у береговой полосы рек, хорошо просматривались при въезде (Успенская церковь в с. Калинино, Михайло-Архангельская церковь в г. Чите). При постановке зданий в глубине застройки выбирались более высокие участки, чем создавался второй план панорамы. Характерным примером такого градостроительного приема является собор Александра Невского и церковь Казанской Божьей Матери в г. Чите.

В XIX в., как правило, значимые, монументальные здания: культовые сооружения, дворцы (бр. Шумовых), дворцовые усадьбы (М.Д. Бутина), гостиные дворы (г. Нерчинск) – формировали центры городов. Самым типичным является сохранившийся ансамбль застройки центра г. Нерчинска с гостиным двором (1840), дворцовой усадьбой М.Д. Бутина (70-е гг. XIX в.) и Воскресенским собором. К началу 80-х гг. XIX в. Генеральный план г. Читы 1862 г. был фактически реализован. В 1885 г. разработан и утвержден «План проектируемого расположения областного г. Читы Забайкальской области». Город получил дальнейшее территориальное развитие в северо-западном направлении. Планом предусматривалось строительство железнодорожного вокзала, поселка «дальнего вокзала» (Чита - I), многих общественных зданий. Строительство Забайкальской железной дороги в 90-е гг. XIX в. Вызвало бурное развитие существующих поселений, таких как г. Петровский Завод, г. Чита, пос. Дарасун, г. Шилка, возникновение новых железнодорожных поселков: Могзон, Хилок, Яблоновая, Чернышевск, Карымское, Могоча и др. Создание путевого хозяйства, мастерских, железнодорожных вокзалов, возникновение новых видов промышленности способствовало дифференциации планировочной структуры населенных пунктов. Наряду с общим ростом и функциональным усложнением происходят значительные изменения планировочной структуры их центров, наблюдаются качественные изменения в характере застройки, формируется новый архитектурный облик улиц и площадей. Несколько иное значение в деловой и торгово-общественной жизни городов получают площади и улицы. Площади, являвшиеся ранее сосредоточением всей торгово-деловой деятельности и концентрацией основных административных, общественных и торговых зданий (например, Старобазарная в Чите), утрачивают универсальный характер и приобретают более узкое функциональное значение (соборные, вокзальные, базарные, театральные и т. д.). В прилегающих к базарным площадям кварталах, которые являлись местом притяжения населения пригородных сел и деревень, создается развитая система «постоялых дворов» со складскими и хозяйственными постройками.

Деловая, коммерческая и общественная жизнь переносится на улицы, которые быстро застраиваются магазинами, учреждениями, общественными зданиями, доходными домами и другими крупными объектами (ул. Амурская, Софийская, Большая в г. Чите). Появляются архитектурные элементы отдыха, проведения досуга, создаются городские сады с элементами летней садовой архитектуры (сад Жуковского в Чите). Выборочно выполняются работы по инженерному оборудованию и благоустройству отдельных участков центральных районов, появляются паровые водокачки, прокладываются линии водопровода. К 1906 г. в г. Чите на ул. Профсоюзной строится первая электростанция. За 1900 – 1917 гг. в городах Чите, Сретенске, Нерчинске и других появляются новые типы каменных зданий и сооружений: банки, специализированные и универсальные магазины, кинотеатры, доходные дома, гостиницы, учреждения ведомств, больницы. В Чите построены женская и мужская гимназии, учительская семинария, женское епархиальное училище, духовное училище, собор А. Невского, музей, театр, телеграф, каменные цеха промышленных предприятий, первые каменные мостовые и тротуары. В городе работали архитекторы: Никитин, Уткин, Понамарев, Арнольд, Масошвили.

Жилье этого периода представлено в основном, одно-двухэтажными деревянными усадебными домами, фасады которых искусно украшались пропильной или объемной резьбой. Тип сельского жилого дома в городах быстро заменился на городской с «красным» входом с улицы, галереей или верандой. Развивается кузнечное мастерство. Большинство жилых и общественных зданий украшаются металлическим кружевом козырьков, балконов, ограждений лестниц (дворец Шумовых и дом Хлыновского в Чите). Архитектура большинства крупных общественных, культурных и жилых зданий характеризуется сочетанием различных псевдо- и неонаправлений, среди которых главенствующее место занимают элементы модерна и классицизма.

Русские села в прошлом отличались своим расположением от бурятских кочевий, что было связано с различной хозяйственной деятельностью этих народов. Русские поселения сосредоточивались вблизи пахотных массивов, бурятские стоянки были разбросаны в степях, где буряты кочевали со своими многочисленными стадами. Забайкальские поселения тяготеют к рекам, нередко поселения располагаются вдоль трактов. Встречаются «парные села», т. е. села, расположенные одно против другого по берегам рек, к примеру, с. Красный Чикой и Архангельское (Кочен). Своеобразие рельефа и климата Забайкалья повлияли и на плотность расположения населенных пунктов.

Характерным типом крестьянского поселения было многодворное село. Реже встречались деревни. Селом в Забайкалье считалось не только то поселение, где была церковь, но и просто многодворное поселение. Число дворов в деревнях, как правило, не превышало 70. Планировочная организация сел различна. Села, расположенные вдоль трактов, растянуты в одну улицу на несколько километров (Тарбагатай 5 – 6 км) нередко такие села срастаются между собой – к примеру, Коротково, Красные речки, Осиновка в Красночикойском районе. На планировку сел оказала большое влияние структура земледельческого хозяйствования: наличие прилегающих к ним пашень, огородов, сенокосов, лесов. С 1840 по 1850 г. были разработаны планы многих селений: дер. Поперечно-Зерентуйской, Шилкинского Завода, с. Красноярского, Александровского Завода. И т. д. Как правило, планами закладывались регулярная сетка улиц, сохранившаяся в этих селах до наших дней.

Крестьянская усадьба обычно состояла из трех изолированных друг от друга частей – переднего и скотного дворов и огорода. На переднем дворе находился жилой комплекс: изба, горница, иногда зимовье, затем – амбар, баня, погреб, навес для телег и саней. На скотном дворе сооружались хлев, омшанник, стайки, сарай для лошадей, сеновал. В некоторых поселениях, а в казачьих станицах всегда, усадьба – двухчастная, а чистый и скотный двор устраиваются «ассиметрично» по обе стороны жилого дома. В Забайкальской области существуют четыре основных типа крестьянского жилища: четырехстенная изба-клеть с сенями или без сеней; пятистенная изба; шестистенная изба; круглый (квадратный) дом. Каждый из этих типов имеет местные варианты в общей объемно-пространственной композиции, в архитектуре крыльца, в конструктивных и декоративных особенностях отдельных элементов здания. Характерным примером является однокамерный срубный жилой дом, построенный в с. Курлыч в 1856 г., сохранивший особенности сельской архитектуры XVIII – XIX вв.