Смекни!
smekni.com

Астральные культы Причерноморья (стр. 11 из 17)

В Горгиппии существовал египетский синкретический культ Афродиты – Изиды, покровительницы плодородия и жизненного начала, торговли и мореплавания, владычицы душ умерших. Интересно, что одежда и причёска характерны для римских императриц конца 2 – начала 3 вв. Очевидно, что это изображение – дань культу римского императора, выражающие и определённую политическую зависимость Боспора от Рима, формально установившуюся после Митридата 6, Евпатора. Любопытно, что жители, отмечая императора, ставили посвящения общеэллинским богам и совмещали обслуживание этих культов. [55]

В итоге можем констатировать, что:

- культ Афродиты известный в Причерноморье примерно с 4 в. до н.э.в результате переселения колонистов из греческих полисов, имеет в себе финикийские, азиатские, фригийские элементы;

- культ Афродиты почитали и скифы, очевидно символизируя её

великой богиней-матерью;

- эллины популяризировали культ Афродиты и культы других эллинских богов в целях экономической и политической ассимиляции с местным населением;

- культовая скульптура претерпела процесс романизации, что заметно по стилю исполнения. Культовая символика Афродиты связана с созвездием лебедя и изначально несла в себе космогонические идеи возникновения мира из Ничего (из пены морской), впоследствии излишне антропоморфизировалась и стала исполнять насущные нужды населения, в результате чего возникает новая вариация культа – Афродита Навархида. Процесс романизации выразился также и в совместных отправлениях культа с культом римского императора, который в свою очередь был заимствован Римом с Востока.

§ 3 Культ Митры.

Атрибутом Митры считается изображение шара или сферы. Митра - бог правды и честности, добра и света, радости и жизни на земле, дающего властителям победу, постоянный успех и гарантию законной власти. Считается, что в середине 3 века до нашей эры, Культ Митры распространился на огромной территории вдоль побережья Понта Евксинского.

Культ Митры образовался из комбинации Иранских представлений с Семитской теологией, и с определёнными элементами, позаимствованными из местных культов Малой Азии. Идентифицированный с Солнцем, Митра приобрёл титул: «непобедимый», превращавший его в самого могущественного бога, т.е. Митра был отождествлён с Гелиосом, как Анахата – Астарта с Афродитой. Почитание этой божественной пары было широко распространено в Персии и Малой Азии.

Объединённый культ Митры – Гелиоса и Астарты – Афродиты был в почёте на Боспоре. Возможно, что изображение 2 шаров воспроизводит символы богов неба и Солнца и олицетворяет существование и слияние 2 религиозных представлений, одно из которых может относиться к религии Митры – Гелиоса, другое – к великой женской богине Ирана, Сирии, Малой Азии и Боспора – к Анахите – Астарте- Афродите. По мнению МИ. Ростовцева, солнечное божество подобно греческим солнечным богам Диоскуром и индийским Ашвинам, удваивается и соединяется с великим женским божеством земного плодородия.[56]

Предполагается, что в изображении трёх шаров, расположенных треугольником на оборотных сторонах статёров. Фофорся 591-605гг н.э. (284-308 гг. н.э.) объединены символы солнечных божеств Митры – Гелиоса и солнечный символ Афродиты Урании, к сожалению, интерпритации этих символов не уделялось особого внимания, хотя на Боспоре изображение такого треугольника известно ещё со времён Совромата 3 (230г.н.э.) Аналогичный знак был назван исследователями тремя сакральными символами власти.

Такие знаки определяются, как охранительные в короне Сасанидских царей или считаются их украшениями при инвестуре царя богом. Изображения 3 шаров, расположенных точно так же, как и на статерах Савромата 3 и Фофорса, находятся на двух свинцовых табличках из Загреба, исследованных и интерпритированных М.И. Ростовцевым. Таблички из свинца служили амулетами, а четырёхярусные изображения на них были посвящены культу бога Митры.

Верхний ярус был заполнен изображениями бюстов Солнца и Луны и представлял небо с его властителем - Солнцем. Средний ярус содержал изображения двух конных богов и богини между ними, нижний ярус представлял собой область сцепмистического культа: трапезы приобщения и инициации мисток крещением водой или кровью. Здесь же символы элементов и инструменты культа. На табличках изображены в основном сцены мистического приобщения Гелиоса к мистериям Митры.[57] Приобщение символизировано амфорой и тремя хлебами, представленными 3 шарами, расположенными треугольником точно так же, как и на статерах Савромата 3 и Фофорса. Поэтому, возможно, что изображения 3 шаров на оборотных сторонах статеров боспорских царей связаны с мистериями Митры. Но, может быть, их можно рассматривать, как 3 шара, являющихся атрибутами 3 богов: «Митры, Гелиоса и Афродиты Урании. Причём в обоих вариантах изображения 3 шаров оказываются связанными с культом Митры, с культом непобедимого бога Солнца, господина судьбы и повелителя природы. Разнообразие атрибутов, которыми перегружают статуи бога Митры, соответствует широте и неопределённости его характера, как бога.

Возможно, что с культом Митры связано появление на статерах Боспора таких изображений, как, двузубец, которое рассматривают, как изображение молнии, а также всякого вида крестов – с прямыми перекладинами или косыми, встречающимися как на памятниках, посвящёнными Митре, так и на статёрах Фофорсах. Так, на глиняной табличке из музея в Софии находится изображение таких атрибутов, как звезда, скипетр, орёл с венком в клюве, косой крест и пика, венчающая царя. Помещённое на статёрах Савромата 4 изображение орла, сидящего на колоне (алтаре) или на шаре с венком в клюве, рассматривается как символ суверенной власти, как атрибут бога Зевса. Это изображение присутствует и на рельефах имеющих отношение к культу Митры. Венок, будучи символом жизни и победы, в клюве орла может быть рассмотрен как символ лучшего будущего.

Концом 2-3 вв. н. э. датируются письменные свидетельства о существовании культа Митры в Северном Причерноморье: надпись на алтаре, найденном в Херсонесе и надпись из Тиры.

Считается, что культ Митры не получил широкого распространения на Боспоре, потому, что памятники, имеющие отношение к этому культу немногочисленны. Но если к решению этого вопроса привлечь ещё и нумезматические данные, то можно предположить, что культ Митры был присущ не только средним слоям населения Боспора, а получил широкое признание у властителей царства, начиная со времён Евпатора.

Атрибуты Митры: изображение различных звёзд, серпа Луны, земного шара или сферы характерны и для культа Афродиты Урании и Гелиоса. « Во время империи культ иранского божества - Митры занесли на Запад солдаты войска Помпея, и Митра широко почитался в армии, так как он олицетворял «непобедимое солнце»». [58]

Популярным культ Митры был в Нижней Мезии и Фракии, но культ в этих областях недостаточно изучен ввиду недостаточного количества археологических находок.[59] Нет изученных митреумов, многие памятники найдены случайно. Проникновение культа Митры в Римские провинции осуществлялось с помощью римской армии. По эпиграфическим источникам можно судить об этническом составе римских легионов – это были италийцы и рекруты восточного происхождения. Митру почитали разные социальные слои населения. Считается, что распространителями и почитателями культа Митры также были ремесленники и торговцы во Фракии, а именно – в окрёстностях Филиппополя, Сердики и Пауталии ввиду отсутствия во внутренней провинции легионов.

Представляет интерес то, что посвящения Митре известны как на греческом, так и на латинском языках. Среди имён митраистов присутствуют как италийские, так и греческие, в частности малоазийские. Почитание Митры фракийцами доказывают памятники бога с Фракийским всадником.

В митраистических памятниках сложной проблемой является датировка, т.к. они однотипны на большой территории в течение долгого времени. Самое раннее упоминание о культе Митры в Нижней Мезии и Фракии относятся к концу первого, началу второго века, к нему относятся «скульптурные памятники с рельефными сценами на высокой подставке». Они считаются переходным типом от скульптуры к рельефу. Считается, что сначало появились рельефы с нижним регистром, а в период расцвета культа Митры – рельефы с нижним и верхним регистром в конце второго – начале третьего века.

Несмотря на небольшое количество эпиграфического, иконографического и исторического материала сделана попытка датировки памятников Нижней Мезии и Фракии. Из сопоставления всех данных был сделан вывод о том, что культ Митры появился, прежде всего в Нижней Мезии с появлением римских войск.

Во Фракии носителями культа являлись торговцы и ремесленники, рабы и вольноотпущенные. В данных памятниках отмечена более развитая композиция рельефа и более глубокое толкование сюжета. Из чего можно сделать вывод, что во Фракии культ воспринимался с более глубоким внутренним содержанием, где Митра воспринимается как мессия и демиург и сливается с фракийским всадником, создателем природы и жизни, напротив, в Нижней Мезии - выступает как непобедимый божественный воин. Это явление относится к переходу между 2 и 3 вв. и к началу третьего века. Более поздние памятники культа отсутствуют.

Усиление варварских нашествий во второй половине 3-го века, а также активное распространение христианства привели к исчезновению культа Митры во Фракии и Нижней Мезии в конце 3-го века.

Впоследствии, в религиозной сфере, учёные называют Митру самым серьёзным конкурентом Христа. В культе Митры была предпринята наиболее удачная попытка организации на основе эллинистических религий монотеистической религии, которая удовлетворяла бы потребности духовной чистоты, нравственной дисциплины, присутствие мистического таинства – всего того, чего уже не было в человекоподобных и понятных эллинских богах.