Смекни!
smekni.com

Б.В. Иогансон о живописи маслом (стр. 3 из 4)

Кроме того, Иогансон, по примеру художника, у которого ему довелось учиться – Константина Коровина, советовал на палитре же, прежде, чем переносить на холст, находить все цветовые сочетания. Для того, чтобы вернее передать имеющийся в натуре цвет, следует найти к нему точное окружение. И все это следует проделать на палитре, и лишь затем аккуратно перенести на холст. Палитра должна составлять в грубом виде подмалевок к картине. Впоследствии, после переноса нужных цветов на холст, на палитре на их местах все равно остаются остатки цвета. К ним-то и следует, приписывая, осуществлять дальнейшие поиски. «Палитра – это своего рода генеральная репетиция перед спектаклем»[5] - пишет Б. В. Иогансон.

Что касается техники живописи маслом, Б. Иогансон придерживался мнения о том, что лучшей является техника а-ля прима. Эта техника предполагает письмо маслом в один слой, без повторных прописок. При выполнении работы в этой технике краска не жухнет, не темнеет, остается в наиболее выгодном состоянии. Однако, эта техника является очень сложной и доступна только очень опытным мастерам. Кроме того, программа художественных вузов предполагает многосеансное выполнение работ. При многосеансном письме добиться отсутствия прожухания краски можно путем применения некоторых хитростей, о которых я напишу немного ниже.

Под живопись Б. Иогансон рекомендовал грунтовать холст всегда самостоятельно, не доверяясь фабричным или другим частным грунтовщикам, так как быть уверенным в качестве грунта можно только в этом случае и только так можно обезопасить свое будущее творение от преждевременного разрушения ввиду неправильной грунтовки. Рецептов грунта есть множество (масляный, эмульсионный, клеевой и т. д.), выбор того или иного зависит от опыта и вкуса, но обязательно он должен быть приготовлен самостоятельно. Особо Б. Иогансон рекомендовал применять темперную подготовку холста вместо масленого подмалевка, так как она дает несравнимую свежесть выполнения. Кроме отсутствия прожуханий краски при применении этого метода появляется возможность ведения работы маслом по частям, ориентируясь на темперную прописку. Тем же, кто все же предпочитает масляный подмалевок, Б. Иогансон рекомендует хорошо его просушивать, прежде, чем приступать к письму.

Вопреки мнению многих начинающих художников, масляная живопись – утверждает Б. Иогансон – так же, как и акварельная, не терпит больших переписок. Художнику следует знать, что масляная краска окончательно высыхает только почти через сто лет. Поэтому при многослойном письме следует понимать, что написанный накануне слой только кажется сухим из-за образовавшейся сверху тонкой пленки (сухими могут быть только очень тонкие и высушенные на солнце слои). Положенный на такой псевдосухой слой мазок отдает предыдущему все связующее вещество, а сам из-за этого жухнет, сереет. Во избежание этого можно применять ряд хитростей. Если краска засохла при пастозном письме, то Б. В. Иогансон советует счистить сколько возможно, но не нарушая грунта. Сделать это следует даже в том случае, если слой сильно засох, это разрушит пленку. Для этого можно пользоваться лезвием безопасной бритвы. Затем следует протереть поверхность краски чесноком или луком. Сок этих луковиц дает возможность новую прописку с нижележащим слоем. А далее Б. Иогансон советует, опять же, использовать сгущенное масло. Его следует наложить мастихином на протертое чесноком место и растереть тыльной частью ладони, чтобы масло только чувствовалось. И затем можно приступать к письму. Такое, часто рекомендуемое Борисом Владимировичем, густое масло можно получить, налив льняное или очищенное подсолнечное масло тонким слоем на блюдце и поставив на солнце на два-три дня. Полученное масло гораздо светлее исходного, его можно использовать, если предыдущий слой засох. Если же в него еще можно вписывать, то нужно вписывать. Если же он «стал», то лучше немного подсушить его и проделать описанную выше операцию с соскабливанием, чесноком и маслом.

Для разбавления масла в процессе письма Б. Иогансон рекомендует использовать т. н. «тройник», смешанный в следующей пропорции: треть лака, треть масла и треть скипидара.

Приступая к работе, следует начинать с рисунка. Лучше, если рисунок будет фиксированным, так, чтобы при необходимости сняв наложенный красочный слой, можно было его увидеть. Для этого Б. Иогансон рекомендует сначала выполнить рисунок мягким непрессованным древесным углем, поправляя огрехи, «сбивая» их тряпкой, а за обвести важнейшие контуры черной тушью и, после ее высыхания, стряхнуть тряпкой весь уголь. Лично я предпочитаю закреплять сделанный предварительный рисунок жидко разведенной масляной краской, близкой по тону цветам, имеющимся в натуре. При записывании такой рисунок не сохраняется, но если приходится оставлять участок, написанный полупрозрачно в подмалевке, черные контуры не выбиваются из необходимой силы тона.

Однако Б. В. Иогансон советует начинающим художникам посвятить какое-то время «мазне», чтобы почувствовать краску, посмотреть разные цвета в смесях, привыкнуть к ним. При таком подходе тщательный предварительный рисунок можно и не делать.

Говоря о представлениях Б. Иогансона о цвете важно отметить его отношение к системе передачи цвета Н. П. Крымова. Система вышеупомянутого художника заключается в том, что живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала. Тоном он называет степень светосилы цвета. Б. В. Иогансон резко критикует такой подход. Согласно теории Н. Крымова, верное видение тона более важное для художника, чем видение цвета, так как является более сложным. В доказательство своих слов он предлагает написать светофор. Любой человек сможет написать верно цвета, однако передать разницу между ними в тоне подвластно далеко не каждому. Б. Иогансон заочно полемизирует с ним, утверждая, что цвет неотделим от тона. Если верно найти тон, а потом лишь подкрасить его цветом, то получится не жизненно. Для того, чтобы получилось правдоподобно, необходимо найти красочную смесь нужного тона и положить в нужное место.

2.3 Б. В. Иогансон о выборе сюжета картины и работе над композицией

Говоря о достойных для изображения на холсте темах, Борис Владимирович Иогансон проявляет свои истинно советские взгляды. Достойной для него является та тема, которая воспевает величие советского человека и его труда. Ввиду этого наиболее уважаемым им жанром является сюжетная картина. В своих книгах Борис Владимирович поминутно ведет анализ и дает оценку картинам современных ему художников, а также любимых и уважаемых им старых мастеров как по живописному исполнению, так и по композиционному решению. Из этих анализов можно понять, что в произведениях искусства он ценит жизненную правду, переданную всеми возможным способами. Это и отображение характера, внутреннего мира у изображаемых людей, даже в массовке, и подчинение всего композиционного строя картины единому замыслу, и отсутствие переусердствования с выбором темы – она должна подсказываться художнику самой жизнью. Говоря о том, что надо учиться у мастеров, Б. Иогансон подразумевает не внешнее слепое подражание манере, а глубокое изучение построения каждого конкретного произведения. Если хочешь научиться чему-то у художника, надо попытаться стать им. Нужно мысленно воспроизвести путь мысли мастера при работе над картиной. Попытаться понять, какие задачи он пытался решить, какие трудности преодолевал и какими способами. Только тогда от этого будет польза.

Также Б. Иогансон упоминает и свое отношение к технике исполнения. Многие молодые художники полагают, что технике нужно учиться и когда ты ей овладеешь, то дело в шляпе, и любой рисунок будет тебе подвластен. Борис Владимирович замечает, что такой подход является в корне неправильным. Все великие мастера, работая над той или иной картиной, задумывались, прежде всего, о воплощении замысла, идеи, своих чувств, впечатлений на работе, а техника приходила сама в подчинении и в тесной взаимосвязи с замыслом.

Однако, понимая технику во взаимосвязи с замыслом, не стоит, считает Б. Иогансон, впадать в одну лишь формальную передачу своих чувств и впечатлений. Все же мастерство художника, крепкая школа реалистического отображения действительности должна иметь место у каждого художника. В. Серов имел специальный термин для обозначения мастерства, ремесла художника – рукомесло. Этот термин узнал и Б. Иогансон от своего учителя П. Келина, который был учеником Серова.