Смекни!
smekni.com

Балетмейстеры Перми (стр. 2 из 3)

За период работы в театре станцевала все ведущие партии: Маша - «Щелкунчик», Китри - «Дон Кихот», Аврора - «Спящая красавица», Жизель, Анюта, «Привал кавалерии», Джульетта - «Ромео и Джульетта», Айша - «Семь красавиц».

Принимала активное участие в гастрольных поездках: Южная Корея, Франция, Индия, Япония, США, в составе сборной труппы «Звезды Российского Балета».

В 1987 году заняла I место на Международном конкурсе в Перу.

С 1992 – 1997 год работала по контракту в США в труппе «Boston Ballet», где танцевала ведущие партии в балетах таких хореографов, как Чу Сан Го, Твайла Тарп, Кранко, Дени Пелзик, Джордж Баланчин, Майкл Гордон, Брюс Маркс, Бурнонвиль, Бен Стивенсон, а также все ведущие партии классического репертуара.

С 2002 году - педагог-репетитор по балету Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

В 2003 году возглавила балетную труппу Пермского театра.

Современный отечественный неклассический танец – так можно обозначить территорию, о которой идет речь. Как всякое явление постмодернистской действительности не поддается четкому определению, не вписывается в четкие рамки определенного художественного стиля. Потому что эта самая действительность ставит под вопрос не только четкость определений, но и само понятие художественного, равно как и стиля. Плюральность и открытость, отсутствие универсальных канонов в том «что» и в том «как»; модернистская установка на постоянную новизну и актуальность; отрицание любых идеологий и мифов; наконец, установка на принципиальное нарушение и размывание границ – любых - вот его базовые элементы. Контемпорари, для своих агентов становится кодом, паролем, знаком приобщения к некоему глобальному, лишенному географических и политических разграничений пространству, к самым важным, актуальным на данный момент, процессам – художественным и жизненным.

Пермский Балет Евгения Панфилова также, поначалу был театром – танца модерн «Эксперимент». Диковатому пареньку из глубинки суждено было вырасти в самобытнейшего автора, режиссера и балетмейстера, одного из «отцов» нового российского танца и танц-театра. Классика, модерн, пантомима и элементы народного пляса; эксцентрика и гротеск; вечные сюжеты и злободневные проблемы; высокий и низкий стиль; выпускники хореографических училищ, толстушки с улицы и люди сложной судьбы - все смешивалось в карнавально- площадной театральности неуемного, непредсказуемого и фанатичного автора.

Театр «Балет Евгения Панфилова» был создан как уникальное театральное объединение, состоящего из трех хореографических трупп «Балет Евгения Панфилова», «Балет Толстых Евгения Панфилова» (год создания 1994), «Бойцовский клуб Евгения Панфилова» (2001) с различной танцевальной эстетикой, объединенных единым авторским стилем хореографа-Лауреата Всесоюзного и международных конкурсов, Лауреата Премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова, Лауреата Национальных театральных Премий «Золотая Маска» Евгения Панфилова (1955-2002).

Сегодня, когда его нет, но он, всё-таки, где-то рядом, перефразируя Марину Цветаеву, мы знаем: Панфилов был волей чуда и чудом воли. Он шагнул в балет прямо из архангельской деревни. Ему было уже 23 года. Если случается с человеком, что столкнувшись со своей судьбой, он сразу распознаёт её и принимает раз и навсегда, то так случилось с Евгением Панфиловым в дни создания своего авангардного авторского театра.

Евгений Панфилов родился 10 августа 1955 года в деревне Копачёво Холмогорского района Архангельской области в многодетной семье сельской учительницы.

Будучи студентом Пермского государственного института искусств и культуры, в 1979г. Евгений Панфилов создал в Перми театр пластического танца «Импульс». Спустя много лет, увидев спектакль Евгения в Москве, видный музыкальный критик Алексей Парин назвал Евгения Панфилова гениальным самородком из Перми.

Панфилов неустанно двигался вперед по пути усложнения своего хореографического языка, но поскольку в России не существовало школ современной хореографии, Евгений сделал ставку на танцовщиков, прошедших хорошую хореографическую школу классического балета.

В 1987 году театр был реорганизован в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова».

В 2000 году частный театр удостоен нового статуса: Государственное областное учреждение культуры «Театр «Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названии государственного театра в знак исключительных заслуг и достижений в области развития современной хореографии России.

Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создал эскизы всех костюмов к своим балетам, неизменно ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями.

Театр «Балет Евгения Панфилова» за все года своего существования был удостоен чести представлять Пермь на Национальном театральном Фестивале и Премии «Золотая Маска» 9 раз. Это балеты, ставшие уже классикой современной хореографии: «8 русских песен», «Ромео и Джульетта», «БлокАда» многие другие. Первый раз «Золотую Маску» получил наш уже прославленный, непрофессиональный в смысле хореографической подготовки «Балет Толстых» за спектакль «Бабы.Год 1945.» 17 апреля 2006 года на XII Церемонии вручения Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Современный Танец» премия присуждена спектаклю театра «Клетка для попугаев». Одноактная хореографическая фантазия «Клетка для попугаев» на музыку Ж.Бизе – Р. Щедрина «Кармен – сюита» была впервые представлена публике в 1992 году. Римейк–премьера состоялась 18 мая 2005 года в рамках международного фестиваля «Дягилевские сезоны», Автором либретто, хореографом, режиссёром, сценографом балета был Евгений Панфилов. Он же был первым исполнителем партии одного из попугаев.

Великий Мастер создал в Перми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии. Сейчас театр возглавляет директор Ленских Наталья Христофоровна, которая была приглашена на эту должность самим Евгением Панфиловым.

Театр давно перерос рамки провинциальной достопримечательности, много раз отстаивал славу Пермской губернии как культурной столицы Урала как в России, так и за рубежом. Уникальное художественное наследие Евгения Панфилова было и остаётся основным мерилом творческой деятельности театра. Спектакли Евгения Панфилова по-прежнему вызывают неизменный интерес публики далеко за пределами Пермской земли и России, что подтверждается ежегодными приглашениями и наградами на престижные Всероссийские и международные фестивалях.

Пермский оперный продолжает покорять столицы, и не только балетом. Завершились гастроли Пермского театра оперы и балета на сцене Мариинского театра. И это для нашего театра стало событием, возможно, более важным, чем гастроли зарубежные: ведь быть признанными у себя на родине куда приятней и почетней. Когда Мариинка приглашает на свою сцену периферийную труппу - случай беспрецедентный. А здесь - еще и давний условный конкурент, «третья российская балетная труппа». Пермский театр привез не только свой козырь и основной продукт экспорта - балетные постановки (три балета Баланчина и обновленный, роскошный по количеству вложенных денег «Дон Кихот»), но и оперы[[4]].

Баланчинскими балетами питерскую искушенную публику сложно было удивить, тем более что в репертуаре Мариинки есть свои «Балле Империаль» и «Серенада». К тому же, Мариинский балет условно принято считать лучшим, поэтому гастроли, хочешь - не хочешь, походили на определенное соревнование. Главная интрига была связана с показом «Балле Империаль» - лауреатом «Золотой маски». Несмотря на уверенность, подкрепленную престижной премией, этот балет оказался самым рискованным из-за случайности, которая, как известно, призвана продемонстрировать закономерность. У примы пермского балета Елены Кулагиной не оказалось партнера. Роман Геер не смог поехать на гастроли из-за болезни. Виталий Полещук из-за двух серьезных травм ноги сейчас не танцует сложные партии, особенно те, где есть прыжки. Дружески укрепить мужские силы пермской труппы из заграничных гастролей приехал премьер Мариинки Игорь Колб. Всего сутки совместных репетиций с Кулагиной и - два спектакля. Что не могло не отразиться на качестве. Игорь Колб сорвал на выступлении одну из поддержек. Впрочем, сама Елена Кулагина бесконечно благодарна питерскому артисту и считает, что «многим пермским артистам еще надо поучиться работать так, как он». Некоторые посчитали, что впервые пермская прима танцевала с по-настоящему достойным партнером, «авторитетом», который способен не теряться в тени партнерши, выполняя функцию «поддержки». Гастроли, между прочим, заставили задуматься, не пора ли пермскому балету приглашать в труппу солистов «со стороны». Как всегда был отмечен высочайший уровень, техничность женского кордебалета во всех пермских постановках.


Заключение

Гастроли показывают состояние и статус пермского балета. По словам театрального критика, члена жюри Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Ларисы Барыкиной, представлена качественная, конкурентоспособная продукция, притом, что на ее производство затрачиваются куда меньшие средства, чем на аналогичный столичный балетный продукт.

Как говорит Георгий Исаакян, поддерживается репутация театра: «Если бы мы выступили неудачно, то никто не поставил бы, конечно, крест на труппе. Но мы представляли регион, и нам было важно, чтобы гастроли прошли успешно».

Пермь в очередной раз подтвердила, что обладает одной из лучших в стране балетных трупп, и продемонстрировала, что это город, где происходят очень интересные эксперименты в опере. Пермь ждет от Мариинского театра ответного визита. Уже решено, что знаменитая питерская труппа будет участвовать в открытии и закрытии фестиваля «Дягилевские сезоны», который пройдет в Перми весной.