Смекни!
smekni.com

Бальные танцы как вид искусства (стр. 7 из 8)

Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать заключение о том, что бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребенка. Танцевальная подготовка является эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Занятия бальным танцем, как разновидность физической активности, позитивно влияют на различные психические процессы; сочетание физической тренировки и эстетического творчества благотворно сказывается на становлении гармоничной личности младшего школьника. Правильная организация педагогического процесса преподавания бальных танцев в начальной школе позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал младших школьников, содействовать более успешной адаптации детей к школе.

3.2 Особенности танца, как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития

Спортивные бальные танцы являются молодым: развивающимся видом спорта, каковым они официально признаны в 1995 году. Однако, как социокультурное явление, танцы этого направления существуют в России с середины 50-х годов. Длительный период бальные танцы являлись частью культурно-досуговой деятельности и развивались в рамках художественной самодеятельности. Они получили распространение не только в крупных центах (Москва, Ленинград, Киев и т.п.), но ив самых отдаленных регионах России. Однако, силой объективных и субъективных обстоятельств, развитие бальных танцев стало уделом энтузиастов со всеми вытекающими из этого последствиями. На этом фоне почти отсутствует медико-биологическое обоснование этого вида спорта и его влияние на здоровье детей.

Отечественный специалист по возрастной физиологии И.А. Аршавский [13] выдвинул и экспериментально доказал положение об энергетическом правиле скелетных мышц, согласно которому двигательная активность стимулирует повышение обмена веществ, что способствует росту и развитию таких физиологических систем ребенка как нервно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная и других.

В трудах выдающихся физиологов и психологов И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже имеются указания о важном значении; мышечной деятельности для укрепления здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. В экспериментах показано, что увеличение двигательной активности (ДА) оказывает стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей [12] ; А.А. Ухтомский писал, что "суровая истина о нашей природе в том, что в ней ничего не проходит бесследно". И что "природа наша делается из следов прошлого"

возрастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее. Если не овладеть вовремя зачатками: своих доминант они завладеют нами". По мнению, автора, "орган" тем более активен, чем; более разнообразную информацию в окружающей среде он способен воспринимать и усваивать.

Танец - совершенно особый вид искусства. Он отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир и учится взаимодействовать с ним. Танцы - "прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье" [15].

Современные спортивные танцы - синтетический вид спорта высших достижений. Подготовка спортсменов-танцоров высокой квалификации требует интегрального развития эстетических и этических качеств личности, гармонии психики, высокого технического мастерства, всестороннего функционального и физического развития. Вместе: с тем танцевальный спорт, как и другие виды спортивной деятельности высших достижений - занятие далеко не самое благоприятное в смысле формирования у человека идеального здоровья. Специальные медико-биологические исследования, показывают, что "Между спортом высших достижений и здоровьем спортсмена мало общего" (спортивный врач Э. Дойзер), что большой спорт сокращает жизнь, ведет к преждевременному изнашиванию сердечнососудистой, иммунной, нервной и: эндокринной систем человеческого организма, приводит к инвалидности,, причем не только в результате физических травм; [14].

Каждый из видов танца имеет свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности. Классические танцы обладают математической выверенностью, точностью и логичностью линий; чего порой очень не достает спортивному танцу. Они требуют развития, прежде всего, аэробных возможностей организма человека.

Пост-модерн и джаз являются более прогрессивными видами пластики. по сравнению с классикой, и несут в себе более глубокий потенциал с точки

зрения развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела как средство художественной и духовной выразительности. Богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма [16].

Характерный и народно-сценический; танец незаменим в плане воспитания у танцоров скоростно-силовых качеств, навыков. сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в, отдельности. Каждому режиссеру, психологу, хореографу, балетмейстеру известны практически все жесты, отражающие весь спектр физиологических и психо-эмоциональных состояний человека, взаимодействий его с окружающим миром - это то, что в спортивных танцах практически не используется [13].

В спорте, так же как ив хореографии; существуют методики тренинга, усовершенствованные многими поколениями тренеров. В спортивном танце с точки зрения физиологии спорта необходимо достичь сразу нескольких компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых действий; специальной выносливости, экономичности энергетических затрат, внутримышечной и межмышечной координации; скорости двигательных реакций, гибкости и пластичности, максимального КПД работы, мускулатуры, правильного дыхания, красивого физического развития и конституции [14]. Направленность физиологического совершенствования' разрешается с помощью разнообразных физических упражнений. Наиболее целесообразные для спортивного танца, с точки зрения общей, физической подготовленности виды спорта: гимнастика, бег, восточные единоборства, бодибилдинг, шейпинг, фигурное катание, синхронное плавание [15].

Спортивные танцы крайне разнообразны по физиологической нагрузке, форме и ритмам. Физическое развитие в обследуемой возрастной период (11-15 лет) изменяется постоянно, но неравномерно. Наибольшие количественные сдвиги происходят в подростковом и юношеском возрасте. Процессы роста и развития; организма заканчиваются у юношей к 18 годам, у девушек - к 16.

По данным А.М. Макратумяна [12] повышенные цифры артериального давления наблюдались у 27% учащихся, 12% обследованных имели избыточную массу тела. До 40% учащихся при? наличии гипокинезии имели; по данным KHF признаки напряжения сердечно-сосудистой системы (COG), а у 35% выявлено дезадаптивное реагирование на ортопробу. По мнению автора, на разных этапах онтогенетического развития: гомеостаза оказывает ряд факторов, которые динамично изменяются с возрастом и это положение необходимо учитывать при коррекции ДА, питания, БАД, нежелательных возрастных отклонений, влияние социально-демографических факторов. В частности, в 11-12 лет доминируют факторы физического развития (34%), пубертатного характера (28%), мощности биологической активности; (15%);,... моторной активности (9%). В 12-13 лет соответственно: функциональные (38%), морфометрические (27%), скоростно-силовые качества (11%), компоненты опорно-двигательного аппарата (ОДА) (19%). В 13-14 лет на первый план выдвигаются компоненты двигательной и соматовегетативных функций (44%), функциональных резервных возможностей (25%), ОДА (19%). У юношей 14-15 лет фактор развития подготовленности составил 36%, функциональной устойчивости (26%), функциональной реактивности (10%), стабильности ОДА (9%).

Представленные данные характеризуются влиянием - прогрессивных технологий здравостроения на скачки пубертатного развития.

Социальная и биологическая значимость, проблемы заключается* в необходимости создания: типовых биологических критериев "паспортизации" возраста, необходимости оптимизировать возрастное развитие путем снижения остроты критических периодов и повысить на каждом этапе полноценность его функций [14].

Наиболее полно раскрыта сущность теории критических периодов онтогенеза в работах. Т.В. Карсаевской считающей важным в процессе

изучения человека признание существование критических периодов морфофизиологического и биологического развития и гетерохронности созревания его систем. В критические периоды повышается чувствительность к тем или иным аспектам внешней среды, причем к действию как повреждающих факторов, так и оптимальных условий; Выявление сущности, значения и границ критических периодов - важнейшее условие прогресса медицины, педагогики и психологии [15].

Критические периоды характеризуются; повышенным риском возникновения болезней наблюдаются кризисы психического развития; и парапубертатный (2-3-5 года), пубертатный: (12-15 лет), климактерический инволюционный. Физиологические сдвиги, происходящие в это время, как: правило, отражаются; на свойствах личности. Это связано с морфологическими и функциональными перестройками, с новыми формами интеграции внутреннего мира субъекта, изменениями его отношений с внешним миром, в то время как прежний стереотип его существует.