Смекни!
smekni.com

Вечный город Рим (стр. 6 из 6)

О базилике как сооружении, весьма распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базилики (от греч. «базилике» – «царский дом») – прямоугольного вытянутого здания для общественных собраний и советов – возник уже в Греции в III в. до н.э. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов – нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом – апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец для строительства христианских храмов.

На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, которая отличалась от всех прежних особым замыслом и роскошью отделки. На узких сторонах, восточной и западной, у неё были две полукруглые ниши – апсиды. Образуюшие их резные пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов.

К концу III века в Риме наступила временная ремиссия. Императорская власть отчасти окрепла, обстановка немного наладилась. Со всех сторон столицу империи теснили варвары, и наиболее важными архитектурными сооружениями стали крепкие оборонительные стены, среди которых особое место занимала стена Аврелиана.

4. Поздняя империя

Диоклетиан Гай Аврелий Валерий (243–316) стал императором в 284 г., и с его приходом к власти началась новая эпоха в истории Рима – Поздняя Империя. Император Диоклетиан, правивший на рубеже III–IV веков, уже редко бывал в Риме. Его резиденцией была Салона, город в восточной Адриатике. Диолектиан сделал важный шаг к укреплению империи, проведя ряд реформ, усилив государственную бюрократию и систему взимания налогов. О характере его времени красноречиво говорит построенный в Салоне дворец. Обнесенный мощной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четко распланированный, он был похож скорее на военный лагерь. Однако в нем были и жилые постройки, и хозяйственные службы, и мавзолей, и храм, и парк. Он был удобен для жизни: Диоклетиан, добровольно сложивший с себя власть после 20-ти лет правления, даже разводил там овощи. Но все же в этом дворце не чувствуется прежней свободы. Есть в нем особая строгость и предопределенность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущих византийских императоров.

Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя. Константин своими эдиктами (законами) создал профессиональные коллегии, прикрепил мастеров к их ремеслам пожизненно, а наследников обязал заниматься ремеслом отцов.

Константин долгое время не имел постоянной резиденции, а Рим, с устоявшимися традициями и старой знатью, уже не подходил на роль столицы. И тогда Константин перенес столицу в древнегреческий город Византий, находящийся на пересечении торговых путей. Новая столица была названа Константинополем. В ней был создан свой сенат, построены роскошные дворцы, термы (бани), библиотеки и даже стадион и ипподром.

Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция, победу над которым увековечил Константин на Римском форуме (306–312 гг. н.э.). Базилика была задумана настолько грандиозной, с такими колоссальными пролетами сводов, что даже мудрость римских инженеров не спасла ее от разрушения – вскоре после возведения она обрушилась. Сквозной каркасной конструкцией она предвосхищала средневековые христианские базилики Западной Европы. Базилика Максенция – одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании, она имела с восточной стороны крытый портик на столбах. Внутреннее пространство, разделенное на три нефа, завершилось в среднем нефе полукруглой апсидой. Средний неф был перекрыт крестовидными сводами, которые опирались на восемь мощных столбов и поддерживались снаружи контрфорсами и вертикальными выступами стены. Только короткая сторона базилики апсидой была решена сплошной стеной. В остальных частях здания своды опирались на столбы, служившие основанием всей конструкции. Тонкие наружные стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных пролетов.

После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

Победы Константина возвеличивает и сооруженная в это же время на форуме Триумфальная аркаКонстантина. Она была украшена рельефами, безжалостно выломанными из сооружений императоров II века – Траяна, Андриана и Марка Аврелия. Они были включены в новый художественный ансамбль, и только головы цезарей везде были заменены головами Константина. Этот факт символичен: Константин как бы поглощает прежнюю римскую историю. Все строго, регламентировано: в центре император с клевретами, подобострастно заглядывающими ему в лицо, по сторонам безликая толпа.

Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

Заключение

Древнеримская империя, а затем империя была единым огромным могучим государством, и перед римской архитектурой стояли соответствующие задачи. В Древнем Риме из долговечных материалов строили не только культовые сооружения, но и гражданские: городские стены, мосты, триумфальные арки, водопроводы-акведуки, рынки, канализационные каналы, общественные бани-термы, театры, цирки, которые были порой колоссальны по размерам.

Римляне придавали большое значение удовлетворению как духовных, так и телесных потребностей своих сограждан. В роскошно отделанных термах люди не только мылись, не только пользовались услугами массажистов, но обсуждали политические и литературные новости, слушали чтецов и музыкантов. Это были своего рода клубы, где можно было также назначить деловую или дружескую встречу.

Не меньшую роль в жизни древнего римлянина играли театральные и цирковые представления. На клич римского плебса: «Хлеба и зрелищ!» – Сенат отвечал возведением театральных сооружений, крупнейшее из которых – Колизей – вмещало более пятидесяти тысяч человек.

Кроме того, строили дворцы и виллы императоров, вельмож и просто богатых людей. Девятнадцать акведуков снабжали жителей Рима водой. Размах строительства, грандиозные размеры сооружений требовали особой техники и огромного количества прочных материалов. Римские архитекторы ввели в широкое употребление обожженный кирпич и бетон – материалы более дешевые, доступные, удобные для изготовления и транспортировки. Натуральный же камень чаще всего шел только на облицовку фасадов или парадных помещений.

Одной из главных заслуг римских зодчих является широкое использование сводов, позволявших перекрывать помещения больших размеров. Тот же камень, который плохо работает «на растяжение» и хорошо «на сжатие», римские строители стали складывать по кривой клиньями, заставляя их давить друг на друга. Такая система кладки образует свод: нижняя его поверхность вогнутая, а верхняя – выпуклая. В силу своей конструкции свод не только давит на стены сверху вниз, но и распирает их; это вызывает необходимость делать опорные стены особо прочными. И купол, и арка – разновидности свода, с ними мы впервые встречаемся в Древнем Риме.

К лучшим достижениям древнеримской архитектуры относится Пантеон – «храм всех богов», построенный около 118–125 годов н.э. Его круглое в плане помещение диаметром в 43,2 метра перекрыто сферическим бетонным куполом, в верхней части которого оставлено круглое отверстие площадью 60 м2, сквозь которое свободно льется свет, но благодаря особому току воздуха не проникает дождь. В VII веке н.э. языческий храм превратили в христианскую церковь, в которой позднее стали хоронить великих людей Италии. В частности, там похоронен Рафаэль.

Римские архитекторы создали также прекрасные образцы небольших, круглых в плане построек – ротонд, окруженных колоннадой. Как правило, они были перекрыты куполами. В качестве примеров ротонд можно привести храм Весты в Риме и круглый храм в Тибуре. Впоследствии на них учились как западноевропейские, так и русские мастера.

Арочную конструкцию римляне использовали еще более широко, чем купол. Система арок – аркада – составляла основу мостов и акведуков, ею оформляли различные здания, наконец, аркады аркады стали сочетать с элементами того или иного ордера. Так, например, на фасаде Колизея из плоскости пилона выступают полуколонны, которые, будучи чисто декоративными, создают впечатление, что именно они несут нагрузку. Но когда архитектуру начинают украшать архитектурой же, значит, близок кризис стиля… Правда, был близок не только кризис стиля, но и всей Римской империи.

Древний Рим пал под натиском варваров в 476 году. Западная империя распалась на множество больших и малых государств. На этом и заканчивается история античности. Если же говорить об архитектуре, то практически она прекращает свое существование в III веке н.э.

Завоевавшие Рим варвары стали наследниками его замечательной культуры. Ее главные идеи и принципы постепенно распространились по всей Европе. Но в иных условиях и землях античная культура вообще, и архитектура в частности, сохранив кое-какие черты, преобразилась.

Так в западной и северо-западной Европе полюбилась форма базилики, но постепенно менялись ее пропорции и декоративные детали. Становились все более тонкими и высокими колонны. К базиликам пристраивали башни, которые позднее завершали шпилями.

Излюбленной формой, унаследованной от Древнего Рима на Востоке, стал купол. Но и он здесь претерпел изменения. Купол византийских храмов лежит не прямо на стенах основного объема, как в римском Пантеоне, а на специальном промежуточном цилиндрическом или многогранном возвышении – барабане.

Так влияние древнеримской архитектуры распространилось по всей Европе и Азии, также как когда-то влияние Древнего Рима распространялось на политическую жизнь этих территорий.


Использованная литература

1. Ю. Зайцев, Ю. Школьник «Словарь античности», «ЭКСМО-ПРЕСС» (2002)

2. Энциклопедия для детей. Всемирная история. «Аванта+» (1994)

3. Н. Глинка «Строгий, стройный вид…», «Детская литература» (1992)

4. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., (1961)

5. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, (2001)

6. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Академический Проект, (2001)