Смекни!
smekni.com

Византийское искусство (стр. 2 из 6)

В трудах религиозных философов того времени — Василия Кесарийского, Григория Нисского, Григория Назианзина — идеи раннего христианства сочетаются с неоплатонической философией.

Христианство стало носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. Многое выше человеческой жизни: боги, смеясь вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве высшие ценности — сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же, как ты, человеку.

Античная философия такой любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную космическую силу, но не знали любви к ближнему, не знала сострадания. А в христианстве — «Бог есть любовь».

Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь — идеал христианского гуманизма.

Эти проблемы рассматриваются в трудах Григория Нисского и Псевдо-Дионисия. Речь идет о духовной любви, высшим проявлением которой является блаженство, душевный покой, обретаемый любовью к Христу.

В понимании возможностей достижения такого состояния были и мистически утонченные формы. Идея блаженства, духовного наслаждения является важнейшим стимулом духовной жизни «во Христе». Аскетический образ жизни вне мира и земных радостей, умозрительное созерцание дают высшее духовное блаженство, по учению исихастов. Основоположники исихазма Григорий Палама и Григорий Синаит считали «умное делание» идеальным средством для ухода от мирской суеты, «забвения низших и тайное видение высших».

Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины — все равны перед Ним. Это особенно привлекало порабощенных, угнетенных, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие, в то, а числе и более преуспевающими в жизни.

Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. Не земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще идругая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.

Такая религия не могла не привлечь и своим отношением к человеку, и вселяемой в него надеждой на спасение. В этом тоже причина утверждения, распространения христианства и его жизненности.

Но свою каноническую форму христианство приняло не сразу. В IV—V вв. проходили постоянные богословские споры, вследствие которых появилось большое количество сект и ересей. Становление христианства идет в борьбе с «ересями» — своеобразным неканоническим толкованием различных религиозных догм. Причин для появления «ересей» было не мало. Они рождались из приверженности людей к сложившимся традициям, неприятия эллинистической культуры или новых христианских доктрин. Центром ересей становилась сельская местность.

Богословы расходились в определении места Христа в Троице (тринитарные споры), в выяснении природы Христа (христологические споры) и в других, имеющих религиозно-философское значение вопросах.

Была здесь и более глубокая причина: в этих спорах решался вопрос о приоритете, о главенстве между западной и восточной церквами — римской и константинопольской.

Эти споры и противоречия обострились в IX—X вв. В них по-прежнему выражалась борьба за главенство, но были и богословские причины. В 1054 г. произошел окончательный разрыв между христианскими церквами, который существует и до сих пор.

За западной (римской) церковью закрепилось название «католическая» («вселенская»), за восточной — «православная» («ортодоксальная»).

Еще ранее, в VIII—IX вв., Византию потрясла борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей — не сотвори себе кумира — и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.

В 572 г. издается императорский указ против иконопочитателей, по которому в храмах замазываются фрески и мозаики и уничтожаются иконы.

Борьба эта длится долго. В какой-то период иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановилось только в 843 году.

Постепенно христианство принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.


4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВИЗАНТИИ

Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате рождалась новая эстетика — эстетика, соответствующая нравственным запросам и эмоциональному восприятию средневекового человека.

Говоря о Средневековье, мы вспоминаем его грозные замки, романтичных рыцарей, сражавшихся и побеждавших на турнирах в честь прекрасных дам, всесильные монашеские ордена, окруженные мистикой и тайной.

И это совсем иные картины, чем те, что представляются современному человеку, если речь пойдет о древних греках или римлянах с их бесстрашными героями и богами-олимпийцами, непостоянными, веселящимися или гневными, спорящими друг с другом, влюбляющимися в земных женщин и азартно вмешивающимися в людские дела. Иное в Византии.

4.1 Архитектура

Христианское миросозерцание, постепенно овладевая умами и душами людей, меняло самого человека, его видение мира. Одной из фундаментальных идей Средневековья стала идея союза — «симфония» — христианской церкви и «христианской империи». Византия уже в ранний период своего расцвета следовала этой доктрине. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре. И прежде всего — в создании главного собора империи, собора св. Софии в Константинополе.

«Храм храмов» был воздвигнут по повелению императора Юстиниана. Возведение собора длилось пять лет — с 532 по 537 год. В самом посвящении храма Софии — «Премудрости божьей» усматривается отражение политики императора, направленной на укрепление власти и всей государственной системы, на ее разумное устройство. В содержательный образ храма «Премудрости» вкладывался целый комплекс идей, связанных с целесообразным жизнеустройством. София олицетворяла градохранительницу и мудрую устроительницу «дома». Именно «дом» в широком смысле — от человеческого жилища до мироустройства — являлся символом библейской Премудрости.

Перед зодчими, приступавшими к созданию собора св. Софии, была поставлена задача выразить в архитектурных формах «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия вселенной и воплотить идею централизации и могущества империи. Знаменитые архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета с этой задачей великолепно справились, создав непревзойденный шедевр византийского творчества в храмовом строительстве.

Архитекторы сумели соединить в этом храме чистоту, строгость, монументальность античной архитектуры с достижениями зодчества Востока — Ирана, Сирии и Малой Азии. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Сбылась мечта архитекторов Востока и Запада перекрыть сферическим куполом огромное центрическое пространство.

План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого мощными устоями выделен квадрат. Основу храма составляет трехнефная базилика. Устои являются главными вехами, отделяющими центральный неф от боковых.

Боковые нефы были перекрыты цилиндрическими и крестовыми сводами, над более широким и высоким центральным нефом поднимался огромный купол, диаметр которого составлял 31,5 м. Именно купол и в конструктивном и в художественном отношении был наиболее примечательной частью собора. Он был возведен на четырех столбах при помощи парусов — треугольных изогнутых сводов, напоминающих надутые паруса: между столбами переброшены арки, на верхние точки которых опирается основание купола, а в промежутках между этими четырьмя точками тяжесть свода принимают на себя паруса, своими нижними углами упирающиеся в столбы.

С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Над восточной, алтарной, частью храма и западной, где располагался вход в него, поднимались малые полукупола. Значительный распор, который развивал первоначально более плоский купол храма, передавался на два больших полукупола, расположенных на продольной оси здания.

Таким образом, была создана соподчиненность объемов храма. В закономерности их нарастания к куполу, вознесенному на огромную высоту, художественно воплощалась иерархия, проповедуемая Церковью как основа мироустройства.

София Константинопольская поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единодержавие.

Собор св. Софии был воздвигнут на площади около императорского дворца. К этому центру Константинополя сходились все главные городские улицы. Неподалеку, за дворцовыми зданиями, Мраморное море переходило в Босфор и бухту Золотой Рог — морской путь и главную пристань. Поэтому сама по себе площадь воспринималась как центр подвластного византийцам мира. Местоположение придавало собору особую значимость, и, наоборот, собор возвеличивал Константинополь. Окруженный с трех сторон подступающими к его стенам постройками, собор поднимался над ними, и его мощный купол был виден издалека с улиц столицы.