Смекни!
smekni.com

Восток, как тип культуры (стр. 4 из 4)

Хэйанская культурная традиция складывалась из обрядов, граничивших с шаманством и магией, мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма. Ярким проявлением этих тенденций стало оформление практики культивирования сверхъестественных способностей благодаря аскетической жизни в горах.

Выдающейся фигурой эпохи Хэйан был буддийский монах, писатель, каллиграф, просветитель Кукай, известный также под именем Кобо-дайси. Ему приписывают создание первой японской слоговой азбуки хираганы на основе китайского курсивного иероглифического письма. Позже звуки той же азбуки стали записываться знаками другой системы.

Появляется особый раздел графического искусства красивого письма – каллиграфия.

В начале IX века усилиями Кукая была открыта и первая школа для детей простых горожан и чиновников низкого ранга. Для высшей аристократии был создан столичный университет, имевший четыре факультета: ведущий историко-филологический, юридический, исторический и математический.

С 1192 по 1333 годы – период Камакура. Наблюдается более глубокая народная основа, усиливается интерес к действительности и истории. Особенно ценились мужество и простота.

В XII – XIII веках в Японию проникло учение дзэн-буддизма. Особенно популярным оно стало в самурайских кругах.

Согласно ему духовное самосовершенствование личности достигается интуитивным самосознанием, приводящим к просветлению сознания – сатори, то есть мгновенному и всецелому осознанию истины, и прижизненному спасению. Учение дзэн с его отрицанием авторитетов, проповедью значительности любой повседневной деятельности легко проникало во все сферы жизни. В режиссуру спектаклей театров ноо и кабуки вошли упражнения с оружием. Теперь постановки этих театров по обилию батальных сцен напоминали рыцарские турниры.

Литературные произведения в период Камакура создавались для самураев, отражали их мировоззрение и неписанный кодекс чести поведения.

Ведущим жанром самурайской литературы стали историко-героические повести. В первые век классического Средневековья в Японии продолжалось развитие поэзии танка.

Пространственные искусства в период Камакура находились также под сильным влиянием дзэн-буддизма. Это проявлялось в подчеркнуто строгом облике дзэнских монастырей. В монастырях не было даже пагод, и все постройки считались священными. Тяга к простоте и героической выразительности проявилась в создании 12-метровой бронзовой статуи Будды в Камакура.

С упразднением сложных обрядов начинает сужаться круг культовых изображений. Популярными становятся пластические и живописные изображения дзэнских патриархов, возводившихся в ранг святых, и военачальников. В их обликах ценились отрешенность от суеты и суровая мужественность.

С 1333 по 1575 год – период Муромати, получившего свое название по имени квартала в старой столице Киото, где располагалось военное правительство. XIV век – время феодальных усобиц. Оно оказалось переходной порой, подготовившей культурную историю Японии к последней стадии Средневековья.

Переходный период XIV в. Наиболее ярко отразился в трех письменных памятниках.

Первый – «Описание Великого мира», создан в жанре исторической повести. Второй – «История правильной преемственности божественных монархов». И третий – «В часы досуга и пусточасья», созданный в жанре лирических эссе.

Эти три произведения знаменовали собой приближение новой эпохи. Японская традиция называет ее временем, когда «герои обосновывались в отдельных местах» и когда «низы одолевали верхи». В жизнь и в искусство все более привносятся элементы изящества, все более удаляются они от религиозных канонов и обращаются к светским мотивам. Лучшие произведения архитектуры – не храмы, а замки.

В XIV – XVI вв. сложилось искусство монохромной живописи – картина, выполненная водой и тушью, и картина, выполненная тушью. Задачей художников было заставить дух изображаемого предмета двигаться на бумаге, каждый мазок кисти при этом должен пульсировать в такт живому существу.

Пределом и синтезом всего дзэнского искусства является классический театр ноо. Театральное искусство представляло собой музыкально-танцевальные пьесы с драматическими игровыми интермедиями. Возникает также профессиональный кукольный театр – дзёрури. Свои национальные особенности это искусство приобрело благодаря соединению кукольных представлений со старинным народным песенным сказом, исполнявшимся нараспев бродячими поэтами под аккомпанемент струнного инструмента – бива.

Период Эдо (1614 – 1868) –завершающий период японского феодализма и начало Нового времени. Главными творцами и потребителями культурных ценностей были представители третьего сословия (горожане).

Усиление демократических начал в литературе вызвало появление к жизни простонародную лубочную повесть и комическую поэзию. Городская проза рождалась как упрощенная версия придворных моногатари, воинских эпопей, буддийских книг или как литературная обработка эпических жанров фольклора. Этим обусловлены краткость текста, динамичность сюжетов с финальной моралью.

Народным творчеством был введен в жизнь и новый драматический жанр – театр кабуки (мастерство музыки и танца).

В XVII веке сложились основные жанры ксилографии – гравюры на дереве, а в XVIII в. Завершилось оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями искусства стали герои театра кабуки, торговцы, гейши.

С усилением внимания к предметному миру в XVII – XVIII вв. наблюдается расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, изделия из лака, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно. Широкую известность приобрели за пределами Японии изделия из цветного лака. Они делались из дерева, папье-маше, шелка, затем многократно покрывались лаком. Лаковые изделия эпохи Эдо обогатились сочетанием резьбы и рельефа с инкрустацией золотом и перламутром.

В это же время возникает новый вид керамики, яркой, украшенной многоцветными росписями с добавлением золота по черному или белому фону. Национальная одежда кимоно (оби) по рисунку должна соответствовать времени года, а по цвету – возрасту, характеру и даже настроению владельца.

С развитием костюма связано появление специфического вида декоративного искусства – нэцке, в котором как бы завершилась скульптурная традиция веков. Большим спросом на рынках пользовались глиняные куклы в ярких одеждах жителей торговых кварталов, посетителей чайных домов, куклы демонического облика, куклы – пародии на иностранцев: удалые краснолицые матросы, патеры с орлиными носами, тонконогие голландские чиновники.

3. Проблема модернизации стран Востока

Модернизация – процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных (коммунитарных) типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализма. Таким образом, модернизация означает прежде всего рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение современных форм потребления, но вместе с тем создание условий (социальных, политических и культурных) для развития нового производства. Она означает и освоение новых типов духовности (нового мышления) в сферах, связанных с новыми формами производственной деятельности.

К числу важнейших факторов модернизации в культурной сфере относятся следующие: дифференциация духовных систем и ценностных ориентаций, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие масс-медиа.

Рассмотрим проблемы субъекта и периодизации истории. Основных подходов к периодизации исторического процесса два: унитаристский и плюралистский.

Унитаристское понимание общества, представленное в античности и средневековье концепциями четырех монархий и провиденциализма, в Новое время делением Всемирной истории на охотничье-собирательную, земледельческую, торгово-промышленную стадии и первобытную, древневосточную, античную (рабовладельческую), средневековую (феодальную), буржуазную эпохи, достигло вершины своего развития в марксистской теории общественно-экономических формаций. Ошибочность точки зрения, согласно которой теория формации отражает объективную логику развития всех или большинства отдельных социальных общностей, а тем самым и всего человечества, привела к отрицанию формационного и утверждению плюралистского подхода к обществу.

Объективное основание плюралистского или цивилизационного понимания истории заключалось в специфике обществ восточной (азиатской) формации. Эти общества без воздействия государств, находившихся на более прогрессивных ступенях развития, были обречены на повторение циклов возникновения, расцвета и гибели в рамках одной и той же восточной формации.

Несовпадение плюралистского подхода с историческими реалиями (прежде всего отсутствие абсолютно замкнутых и равноценных цивилизаций) обусловило уход его с научной сцены.

Одним из следствий краха цивилизационного понимания истории было возникновение мир - системного подхода. Объективная основа последнего заключалась в интернационализации экономических, политических, информационных и других горизонтальных связей современного мирового сообщества. Однако игнорирование производственно-экономического фундамента социума, отказ от его стадиального восприятия и чрезмерная идеологизированность концепций мир - системников не позволили им создать объективную картину развития человечества.

Общества восточной (азиатской) формации были способны достичь более высоких ступеней развития лишь под воздействием социальных организмов вышестоящих формаций. Последними по сути явились капиталистические страны Запада, которые в ходе колонизации Востока объединили большую часть человечества в единый капиталистический мир – систему. С середины XX века на основе сращивания экономик стран этой системы началась трансформация их в единый сверхорганизм, то есть глобализация. Хотя процесс глобализации не привел к ликвидации отдельных государств, его влияние на них стало определяющим. Так, центр глобальной системы капитализма (Запад или страны «золотого миллиарда», эксплуатируя периферию этой системы (государства зоны зависимого капитализма)), обрек ее на стагнацию и маргинализацию. Это основное, глобальное противоречие нашей эпохи породило глобальное классовое противоборство центра и периферии. Антизападная борьба периферии невозможна без формирования определенной идеологии. Как и в других регионах развитие идеологии современного Востока является сложным, противоречивым. Основные причины этого – несовпадение интересов различных классов, социальных групп, этносов, конфессий, стран, регионов Востока, а также противоречивый характер процесса заимствования востоком культурной эстафеты от более развитого Запада. Ведь не желая быть объектом эксплуатации Запада, население Востока стремиться ныне сравняться с народами «золотого миллиарда» в развитии экономики и уровне жизни, то есть вестернизироваться, модернизироваться. Необходимым условием вестернизации выступает заимствование у Запада достижений научно-технической революции и многих других ценностей. В ходе этого заимствования на Восток проникает и чуждая его традициям идеология. Однако развивающиеся страны, желая во многих отношениях жить «по западному», достичь вершин материальной культуры Запада в процессе догоняющей модернизации, опасаются, что западная идеология станет орудием разрушения духовной культуры его народов, средством их идеологического закабаления, то есть очередной формой неоколониализма. А так как противостояние идеологии центра, включая прогрессивную, происходит под лозунгом сохранения традиционных духовных ценностей периферии, процесс вестернизации Востока облекается в неадекватные идеологические одеяния. Например, реальные интересы эксплуатационных масс и национальной буржуазии «третьего мира» требуют освобождения от гнета западных неоколонизаторов и их отечественных союзников (компрадоров, коррумпированного чиновничества, квазифеодалов, мафии). Традиционные же духовные ценности Востока деформируют эти интересы до неузнаваемости. В итоге борьба модернизирующегося «третьего» мира за сохранение своих традиционных ценностей порождает националистические идеологии в форме расизма («черного», «желтого» и др.), немарксистского социализма, религиозного фундаментализма (исламского, индуистского и т. п.), светского милитаризма и т. д.


Заключение

Итак, я попыталась осветить все аспекты такого важного в культурологии вопроса, как «Восток, как тип культуры». Что-то я уже знала из представленного материала, а с чем-то я столкнулась впервые.

В заключение хочется добавить, что если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

Список использованной литературы

1. Гуревич П.С. Культурология. - М. : Гардарики, 2001.

2. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002

3. Кармин А.С. Культурология. - СПб. : Лань, 2001

4. Костина А.В. Культурология. - М. : КноРус, 2005

5. Шишова Н.В. История и культурология. - М. : Логос, 2000.