Смекни!
smekni.com

Восточное средневековье (стр. 3 из 3)

Язык лицо культуры. В арабском языке система образования слов другая, чем в европейском языке. В европейском языке главное корень носитель смысла, к которому прирастают второстепенные части слова, меняя форму, но не смысл. Поэтому истина главное, а вокруг нее напластования, которые нужно убрать. В арабском языке – корень состоит из одних согласных, которые не произносятся. Корень изнутри дополняется гласными. Т.о. корень самостоятельно не существует, он предстает через множество словоформ. В арабской культуре нет самой истины, отдельно существующей. Истина является только через различные явления. Арабская культура держится на глаголе – действие первично, а затем вещи порождаемые действием. Мир основан на действии. Арабская картина мира не антиномична. В христианстве дух и тело не пересекаются. Пища: В Христианстве пища высококалорийная, тело должно быть сытым. В Мусульманстве – стратегия приблизить телесную потребность в пище к духовной потребности. Пряности меняют вкус: одно и то же блюдо кажется разным – принцип разнообразия – это удовольствие от разнообразия духовная потребность. Можно от души двигаться к телу – украшая стол – физический смысл – аппетит и духовное удовольствие. Возникает некое единство души и тела, дающее наслаждение. Во всех проявлениях европейской культуры есть доминанта, вокруг которой все строится, а в арабской культуре несколько центров, нет доминанты, отсюда простота и разнообразие.


10. Основные источники культуры дальневосточного региона; даосизм, конфуцианство, буддизм. Особенность индивидуальности в этом регионе

Даосизм: В Китае мир сакрального и божественного не выступает как сфера абсолюта. Стратегия вписывания человека в мир, нет отношения человека и мира, как субъекта и объекта. Человек и мир относятся как «вода к воде, не частью воды, а самой водой». Учение конфуцианства направлено на обретение гармонии не человека и мира, а человека и человека. Человек не мыслит себя за пределами общества. Понятие: Бун – клетка, ячейка. Каждый человек должен иметь свой бун, вне Бена человек не человек. Бун – некая система координат, где человек обретает свою сущность. Вне этих координат человеческой сущности нет. Человека всегда творят другие люди. Отсутствие «Я» не вызывает трагедии. Пластичность одного «Я» у человека нет и это «Я» можно легко менять. Принцип ЛИ – ритуал, этикет, церемония – регулятор всех социальных отношений в Китае. Он работает как принижение себя и возвышение другого. Конфликты избегаются на уровне ритуальных форм. Ритуал – свойство культурного человека. Буддизм – единое приходящее влияние, которое закрепилось как иное. Буддизм интересует сам человек, для спасения самого себя, а не мира или других. В Буддизме главное – работа с сознанием, обращенная внутрь рефлексия. Мир нужно не развивать, а возвращать к чистоте сначала. Также с человеческим сознанием. Пустота сознания стирает границы между человеком и мором, возможность приспособиться ко всему, ситуация принципиальной открытости. Принцип параллелизма – нет метафор, есть лишь объективные фиксированные, факты. Чтобы передать чувства в западную культуру используются установленные формы, сконструированные субъективным языком. В восточной культуре мир природы выражает чувства, оставаясь самим собой. Доген: 1) знать учение Будды – знать себя 2) знать себя значит забыть себя 3) забыть себя – осознать себя равным другим вещам. Множественность человеческой личности, личность можно представить как волну – в природе мира лежат колебательные движения. Слова «человек», «люди» в восточных языках – «ХИТО»- имеет только множественное число. Нинген – даже не существительное, оно выражает обстоятельство места и времени – среди или между; интервал (человек между других людей, среди чего-то, это что-то между двумя точками).

11. Принципы художественного творчества в традиционных культурах Китая и Японии. Картина-свиток, рэнга, дзуйхицу

Ансамблевость – творчество не обладает идентичным характером. Стихосложение – рэнга - поэты собираются на встречи, у них нет общего плана. Один произносит три строчки (зима, снег) фиксирующие статическое состояние. Следующий должен опираться на мотив первых строк, но статика исчезает весна (вода). Далее данные мотивы усиливаются, появляются звуки (лето). Далее мотивы осени, возвращение в зиму. Реализуется идея пути. Творчество совпадает с процессом исполнения и с процессом восприятия. Нет черновиков, эскизов, подготовки, творчество спонтанно. 9-10 века дзуйхицу – жанр прозы, «роман», «записки». Первый был написан Сей-Сенагон японской придворной «Записки у изголовья». Еще 2 романа «Записки от скуки», «Записки из Кельи». Здесь принцип фрагментации и принцип слитности. Здесь нет сюжета, темы, идеи. Все фрагменты носят законченность. Фрагменты: 1) структура: перечисление, без доводов. 2) описание происходящего вокруг. Каждый фрагмент представляет собой мысли Сей-Сенагон, единственное что объединяет эти фрагменты сама Сей-Сенагон. Различие Запада и Востока: западный человек должен сохранять свою сущность. Восточ5ный человек вписан в мир. У восточного человека нет внутреннего конфликта. Параллельная перспектива: западный человек – обратная и прямая перспектива: человек или Бог – определенный ракурс. Восточный человек – зрение человека путешественника, весь фрагмент в одной картине, нет близко, далеко, каждый следующий план параллельно предыдущему. Зрение – в движении.