Смекни!
smekni.com

Гомер в истории культуры (стр. 2 из 2)

Еще Аристотель, заметил, что содержанием своей «Илиады» Гомер взял не всю троянскую войну и даже не судьбу какого-нибудь героя от его первого вступления в бой до последнего сражения, а всего лишь один эпизод – «гнев Ахилла». Точнее было бы сказать, не «гнев», а его последствия.

Гнев, как бурная реакция и яркая по своим проявлениям эмоция, близкая к военной тематике, нашел у Гомера чуть ли не главное место в обоих поэмах, Если гнев Ахиллеса определил развитие основного сюжета «Илиады» (мщение Агамемнону за бесчестие, затем Гектору за убийство Патрокла), то и в «Одиссее» мы видим нечто подобное. Одиссей вынужден многие годы скитаться и терпеть всевозможные беды из –за гнева Посейдона, вызванного ослеплением его сына циклопа Полифема. Гелиос обрушивает свой гнев на спутников Одиссея, убивших и съевших его быков. Посейдон мстит не только злополучному Одиссею, но и оказавшим ему помощь феакийцам, корабль которых он превращает в камень, а город собирается, причем с разрешения Зевса, «задвинуть горой», т.е. разрушить землетрясением. Вернувшись в Итаку, на родину, Одиссей в великом гневе на женихов своей верной супруги, Пенелопы устраивает в пиршественной палате кровавую бойню.

Таким образом, именно тема гнева придает обоим поэмам их драматическое звучание, их напряженность и довольно мрачный колорит.

Оценку творчества Гомера с художественной стороны дал Аристотель, авторитет которого оставался, как известно, незывлемым и в эпоху Римской империи, и даже в средневековье. Слова Аристотеля: «Языком и богатством мыслей Гомер превзошел всех» – справедливы для всей поздней античности.

3. ГОМЕР И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Античная культура представляет собой целостное образование, охватывающее все ее исторические модификации – политику и право, мифологию и религию, науку, философию и искусство.

Античная культура вырастает и развивается на основе городской социальной и духовой жизни.

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены, чья культура еще не служит водоразделом между Древним Востоком и Западом. Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки рядовой знати – Басилеян в их единоборстве и развернувшейся борьбе за славу, доблесть и богатство. Подвиги греческих героев – аристократов воспеваются в поэме Гомера «Илиада», возвращение самого «интеллектуального» греческого героя – Одиссея домой, на Итаку – в «Одиссее». Своеобразие гомеровской эпохе (Х - ІX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные личностные нормы культуры. Поведения героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность – воинская доблесть («арете»), ее достижение регламентируется «героическим кодексам», достижение славы, вслед за которой идет чествование – соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственная осуждающая реакция народа на отступления героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснования и соответствующее самосознания. Боги расцениваются как часть природы, человек, покланяется богам, может и должен строить с ними отношение рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность («агон») как норму культуротворчества и закладывает фундамент всей европейской культуры.

Ни один поэт не имел такого громадного влияния на свой народ и на мировую литературу, как Гомер. Хотя его песни сочинялись для господствующих классов Ионии, но они настолько отвечали чувствам и мыслям всего народа, что при помощи странствующих рапсодов быстро распространились по всему эллинскому миру и, благодаря этому широкому распространению, стали настоящим народным эпосом. Эпос Гомера называли впоследствии «Библией греков», он представлял собой нечто вроде «священного текста». Декламация его песен входила в церемониал государственных празднеств, как твердо установленная составная их часть. Начало этому было положено Писистратидами в Афинах, где по преданию последовала первая запись этих песен в более или менее законченном виде. Платон в «Государстве» приводит распространенную точку зрения на гомеровский эпос как на «жизненное руководство»: «… поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь…». Примерно до середины Y в. до н. э. воспитание юношества строится на основе образа «идеального героя», выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физического совершенства, обладать знанием поэзии и определенными «мусическими» навыками, т.е. умением играть на музыкальных инструментах. Образовательная и воспитательная программа, сформировавшаяся благодаря Гомеру, сильно отличается от способов воспитания римских «добродетелей»: римская молодежь заучивает наизусть не поэмы, а «Законы 12 таблиц» (составлены в 450 г. до н. э.) – основу римского законодательства и одновременно нравственности.

По Гомеру учились, воспитывались, в его тексте находили нормы греческих «добродетелей», - но в то же время обнаруживали и «теологию», и скрытые аллегорические смыслы, представляя Гомера в качестве «божественного учителя», передающего через рассказы о легендарных событиях стройную концепцию мироздания.

Во всех областях литературы мы можем проследить влияние Гомера. Римляне впервые заинтересовались греческой письменностью благодаря «Odyssia Latina» Ливия Андроника, несмотря на то, что это последняя представляла собой довольно неуклюжее воспроизведение Гомера. Хотя в средние века имя Гомера также чтилось высоко, но лишь с эпохи Возрождения его стали вновь изучать, после чего началось его победное шествие по народам Европы, которое достигло своего эпогея в XYΙΙ веке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Греческая мифология / Тахо–Годи А.А.-М.: Искусство, 1990.

2. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т.3-й.-М.: Искусство,1991.

3. Троянская война и поэмы Гомера /Н.А.Флоренсов. – М.: Наука, 1991.

4. Эллинская культура /Под ред. проф Ф. Зелинского.-С.-Петербург: Издание «Брогауза-Ефронт,1906.