Смекни!
smekni.com

Деревянные ремесла и промыслы (стр. 6 из 7)

Поверхность с геометрической резьбой может быть дополнена различной отделкой, повышающей декоративную выразительность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометрической резьбой может быть самой различной. Назовём несколько видов, доступных для исполнения детьми.

Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидкоразведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.

Для тонирования дерева можно воспользоваться и марганцевокислым калием. Концентрация раствора марганцевокислого калия может быть различной в зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. В сельских условиях в качестве краски для тонирования дерева можно воспользоваться, как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод, вываркой шелухи от лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи, яблони), отваром опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это хлопотное дело. Сейчас предпочитают использовать готовые фабричные красители, но и эти приёмы надо помнить. Геометрической резьбой покрывают как плоские поверхности, так и долблёные изделия и поверхности тел вращения, полученные на токарных станках.

Заоваленная резьба

В отличие от геометрической, в заоваленной резьбе нет определённых "азбучных" фигур. Композиция узора сочиняется в отличие от замысла автора. Это могут быть как разнообразные орнаментальные гирлянды растительного характера, так и анималистические композиции и даже изображения с определённым сюжетно-тематическим содержанием.

Подготовительный рисунок в данном виде резьбы выполняется в величину будущего произведения с тоновой проработкой (карандашом, тушью, акварельными или гуашевыми красками). Это поможет нагляднее представить конечный результат работы.

Для первых заданий по освоению заоваленной резьбы рекомендуется главным образом мягколиственные породы древесины: липа, ольха, осина. Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.

На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.

При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идёт до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески.

Затем берут более пологую стамеску и, наставив её вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком. Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в дуге закрученных завитков она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.

Следующая стадия — освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком, или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм и под углом около 45 градусов с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимися из фона. Все заусеницы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен чётко и чисто выступать из заглублённого фона. Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые рёбра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняется полукруглыми стамесками (повёрнутыми жёлобом вниз) и ножом-резаком.

Среди этих мягко закруглённых лепестков, листочков, завитков кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, чётко изрезанные углубленными контурными штрихами — прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки.

Заключение

У нас много написано книг, статей, создано альбомов, посвященных народному русскому искусству. Еще В. Стасов в своей замечательной, но потом отчасти забытой работе "Русский народный орнамент" /СПБ, I872/, первый высказал мысль о значительности иглубине русского народного искусства, по существу, он первым обратил на него внимание. Различные ученые, главным образом, уже советского времени, такие, как В.С.Воронов, А.И. Некрасов, А.В.Бакушинский обратились к изучению народного искусства, рассматривая его художественные особенности и тем самым, продолжив во многом Стасова, заложили основание той науки, которая изучала народное искусство. После их исследований, теперь ставших классическими, стало ясно высокое значение народного мастерства, высота изначительность народной художественной культуры в мире создаваемых крестьянством вещей.

В первой половине XIX века ученые, поэты, художники знали ипонимали значительность народного творчества, но воспринимали его лишь в его устном виде: были открыты красота и сила русских сказок, красочность былин, ихисторическая цельность, меткость и острота поговорок имудрость загадок; к ним присоединялись замечательные создания народной поэзии: песни, запевы, притчи, тексты и смысл различного рода обрядов, поверий, которые несли в себе высокую поэтичность. Но изобразительное декоративное искусство, украшавшее вещи крестьянского быта: утвари, инвентаря, одежды, мало привлекали внимание и как бы оказывались вне интересов исследователей,художников и писателей. Великолепие ковшей, с ихудивительными скульптурными формами, красочность росписей прялок и иныхпредметов, выразительность того, что мы сейчас определяем как явление древнего по своим истокам геометрического стиля, выраженного в резьбе подереву, в росписи, в одежде (вышивке и ткачестве), просто ещё не "видели". Проходили мимо. Даже такой художник, казалось бы, близкий к народному быту, к крестьянской жизни и доле, как Венецианов, никогда не изобразил ни валька, ни прялки, не обратил внимание на прекрасную резьбу на крестьянской избе: безусловно, он ихвидел, но ещё не настало время признать всё это явлениями большого искусства. Должна была появиться работа Стасова и произойти создание того "центра" в Абрамцеве, где благодаря Е.Поленовой и Е.Мамонтовой, не началось собирание крестьянских вещей, но появилось подлинное понимание ихвысокой художественной ценности.

Искусство резьбы пользуется большой популярностью у русского народа. Изделия из дерева постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках декоративного искусства.

Так, русская декоративная резьба по дереву была широко представлена на всемирных выставках в Брюсселе (1959), Монреале (1967), Осаке (1970) и на таких крупных отечественных выставках последнего времени, как Всероссийская выставка — смотр народных промыслов, состоявшаяся на ВДНХ в 1977— 1978 гг., и Всесоюзная выставка произведений мастеров народных художественных промыслов в Центральном доме художника в 1980 г., выставка "Народное искусство РСФСР" в Центральном выставочном зале в 1988 г.

Рукотворные изделия мастеров художественной резьбы по дереву призваны украсить быт русских людей. С одной стороны, они являются произведениями декоративного искусства, с другой — товарами народного потребления.

В заключение работы следует отметить, что символика и художественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах играют очень большую роль. Эти ценности сохранились и по сей день, это хорошо видно из второго раздела работы, в котором проводиться анализ современного предприятия "Богородский резчик".

Список литературы

1. Абросимова А.А., Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Практическое пособие. М.: Дрофа, 2000.-160с.

2. Ариэль Голан. Миф и символ. Иерусалим "Тарбут", М.: Русслит, 2002, - 458с.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, Т. 1-3, М.: Политиздат, 1980.-568с.

4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. С-П.: Детская литература, 2000.-559с.

5. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — Симферополь, 1992.-612с.

6. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского" / Сост. и вступ. ст. Г. П. Макогоненко; Коммент. Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова. - М.: Правда, 1988.-667с.

7. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: ИНФРА, 2003.-542с.

8. Ларингтон К. Женщины в легендах и мифах. — М.: Просвещение, 2000.-498с.

9. Люди и куклы: Декоративное искусство СССР. М.: Политиздат, 1987.-557с.