Смекни!
smekni.com

Древнегреческая культура. Эллинизм (стр. 2 из 5)

5. Античное образование

Пифагорейское образование было закрытым для непосвященных, сакральным, недоступным. Однако у греков было неплохое светское образование. Дети с 7 до 16 лет обучались в частных платных школах. Образование было, в основном, гуманитарным. Преподавали литературу (тексты Гомера и Гесиода – обязательно), далее шло музыкальное и математическое образование. С 13-14 лет дети посещали гимнастические школы. Кроме частных школ, были государственные, которые содержались богатыми гражданами – Академия и Ликей. Академию основал философ Платон (название случайно, школа находилась в роще, посвященной герою Академу). Академия просуществовала 915 лет (с 386г. до Рождества Христова по 529г.). В Ликее была основана философская школа великого Аристотеля. Еще образование можно было получить у софистов, платных учителей мудрости. Самые известные софисты (Протагор, Горгий) обучали диалектике. Античная диалектика – это искусство обнаружения противоречий в суждениях противника, это искусство аргументации. Каждый эллин обязан был владеть диалектикой. Торговые сделки, судебные дела обсуждались публично, каждый человек являлся своим собственным адвокатом. Говорили мудрено, Протагор: «Что, как кому является, так оно и есть, для того, кому является». «Человек есть мера всех вещей». Вот классические софизмы: «То, что ты не терял, ты имеешь, ты не терял рога, значит, ты имеешь рога».

6. Сократ, Платон, Аристотель

Сначала греческие философы искали некие материальные первоначала мира во внешней природе. Этот этап греческой философии назывался натурфилософией (натурфилософия – философия природы). Они рассуждали так. Нас окружают многие материальные предметы – дерево, вода, камень. Они различны, но есть общее, все они материальны. Это значит, что есть некая невидимая, чувственно невоспримаемая материальная сущность, назовем ее архе. Архе скрывается за многообразием всего материального мира. Натурфилософы нашли четыре материальных первоначала природы: вода, огонь, земля и воздух. Философ Фалес сказал, что архе – это вода, Ксенофан, что это – земля, Гераклит – огонь, Анаксимен – воздух. Позднее появились софисты, которые вообще отрицали внешнее материальное бытие. Главное, говорили софисты, - это человек. Относительно богов, говорил софист Протагор, мне неизвестно, существуют они или нет, узнать это мешает мне многое – как трудность предмета, так и краткость человеческой жизни. Это было полное презрение к богам и выражение субъективной свободы. Объективную свободу человека показал Сократ (V в. до Рождества Христова).

Сократ.Воплощением античной мудрости был великий Сократ, святой греческой философии. Сократ не написал ни строчки, он беседовал и будоражил мысль. Под напором его иронии привычное представление греков о добре, красоте, истине рассыпались. Свой метод он называл повивальным искусством: он помогал при рождении истины. Основной вопрос философии по Сократу – как следует жить.Человек должен иметь цель, цель – это высшее благо, внутренне необходимое каждому и общее для всех. Сократ утвердил принцип внутренней свободы личности. Пока философы рассуждали о первоначалах, общество на них не обращало внимания или смеялось над ними. Но Сократ был опасен для сильных мира сего. Это был сильный, ироничный мудрец. Его ненавидели и те, кто охранял порядки и их критики – софисты. Охранителям Сократ говорил: «Это хорошо, что вы – охранители. Но вы плохие охранители, вы не знаете, что охранять и как». Софистам Сократ говорил: «Вы все критикуете, это хорошо, но вы не понимаете ни целей, ни приемов критики»». Мудрейший из афинян, Сократ сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». За это пифия провозгласила его самым мудрым из эллинов. Его обвинили в развращении юношества и приговорили к смерти.

Это была трагедия для ученика Сократа Платона. Убивали его духовного отца, человека лучшей души, за что – за превосходство ума. Убивали праведника, и не злодеи, а торжественно и публично, законной властью, волей Афин. За правду, которую он говорил им. Вот фрагмент апологии, защитной речи Сократа: «Вас, афиняне, я люблю и уважаю, но слушаться буду Бога, а не вас, и пока есть силы, философствовать не перестану». Защитная речь Сократа, полная спокойного достоинства и иронии к суду, взорвала толпу. Большинством голосов философ был признан виновным, судьи назначают ему смертную казнь. Окруженный рыдающими учениками, Сократ выпил чашу с цикутой.

Платон (427-347 гг. от Рождества Христова) происходил из знатной семьи. Казнь Сократа стала для него потрясением. Платон покинул Афины, много странствовал, побывал в Египте, где был посвящен в эзотеризм в храме Исиды. Платон создал теорию эйдосов, ему открылся мир «идей» или «эйдосов», постигаемых только разумом, а не чувствами. В этом царстве «идей» нет ничего случайного, порочного и несовершенного. Платон утверждал, что душа человека до рождения созерцает идеи, но, попадая в тело, забывает все. Истинное знание – это припоминание увиденного в царстве идей.

Аристотель (384-322 гг. до Рождества Христова) был самым знаменитым учеником Платона. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель систематизировал знания, накопленные античной наукой. Он создал логику, написал трактаты по математике, физике, психологии, теории искусства, политике. Аристотель – ученый систематизатор, его называют «самым универсальным умом античности». В течение 4-х лет он был воспитателем сына македонского царя Филиппа II, Александра. Впоследствии великий полководец почтительно отзывался о великом философе, но отношения между ними не были теплыми. Став царем, Александр поспешил избавиться от философа. Аристотель вернулся в Афины и открыл свою философскую школу – Ликей.

7. Греческая архитектура. Дорический, ионический,

коринфский ордера. Парфенон


В период архаики складывается система греческой архитектуры. Греческий храм выполнял две функции, он был местом поклонения богам и хранилищем казны. Храм размещался в центре акрополя (акрополь – укрепленная часть античного полиса, расположенная обычно на холме). Основной архитектурный тип храма – периптер. Это храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся дальнейшая эволюция архитектуры пошла от периптера. В основу строительства греки положили ордер. Ордер – это порядок расположения основных частей здания. Первые ордера назывались дорический, ионический и коринфский. Рассмотрим основные структурные элементы античных зданий на примере знаменитого храма дорического ордера, который назывался Парфенон (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент Парфенона. Дорический ордер

Главный элемент любого ордера – это колонна с венчающей капителью. На колоннах лежит антаблемент – перекрытие. Антаблемент делится на три части – архитрав, фриз и карниз. Архитрав – это нижняя балка, лежащая на колоннах. Над архитравом идет фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглиф – это каменная дощечка с вертикальными вырезами, метопа – плита из керамики, украшенная барельефами. Над фризой выступает карниз. Двускатная крыша, покрытая черепицей на переднем и заднем фасадах, образовывала треугольники, так называемые фронтоны, они обычно заполнялись скульптурой. Каменное основание храма было трехступенчатым, оно называется стилобат.


В дорическом ордере (рис. 2) колонная массивная, расширенная книзу. Капитель простая, состоит из плоской плиты – абака и вала – эхина. Ствол колонны покрыт вертикальными желобками – каннелюрами.

Рис. 2. Капитель простая. Дорический ордер


Позднее, к концу VII в. до Рождества Христова сложился ионический ордер. Капитель ионического ордера (рис. 3) имела завитки, которые назывались волюты, архитрав разделен на 3 полосы и казался более легким. Ствол колонны прямой и более тонкий. Карниз богато декорирован.

Рис. 3. Капитель ионического ордера

Коринфский ордер (рис. 4) имел более стройные тонкие колонны. Главное отличие коринфского ордера – это пышная капитель, состоящая из листьев аканфа (аканф – это растение с красивым резным листом).

Греческие храмы первых ордеров обычно подкрашивались, фронтоны – синим, фризы – красным цветом. Весь храм был белый и стоял на холме.


Скульптура. Греческая скульптура родилась на стадионах и олимпийских играх. Победители заказывали статуи. Так как юноши выступали обнаженными, то скульптура представляла собой обнаженное тело юноши, их называли аполлонами. Материалом служили камень, дерево, мрамор, после VI в. до Рождества Христова – бронза. Если скульптор изображал женское тело, то оно было задрапированным.

Рис. 4. Капитель коринфского ордера

Вазопись (роспись ваз). О живописи этого периода ничего не известно, зато хорошо сохранилась вазопись. Живопись покрывала сосуд как ковром. Изображались цветы лотоса или животные. Узор наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой или пурпурной краской. С VII в. до Рождества Христова ковровый рисунок был заменен рисунком черным лаком по охре. Рисунки покрывали вазы не ковром, а полосами. В рисунках появились сцены пиров, охоты и сражений. С VI в. до Рождества Христова начинается классический период античной истории – период расцвета, «золотой век» античности. В архитектуре остался ордер, но число колонн вокруг храма стало строго определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (13 : 6; 17 : 8). В архитектуре появляется образ атлета. В V в. до Рождества Христова работали знаменитые скульпторы Фидий и Поликлет. Их работы дошли до нас в римских копиях.