Смекни!
smekni.com

Древнерусская иконопись (стр. 4 из 4)

Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного. "Душе грешно без тела, как телу без сорочки", - писал русский поэт Арсений Тарковский, творчество которого, несомненно, пропитано христианскими идеями. Но в целом искусство XX века уже не знает этой целомудренности человеческого существа, выраженного в иконе, открытого в тайне Воплощения Слова. Утратив здоровое эллинское начало, пройдя через аскетические крайности средневековья, возгордившись собой как венцом творения в Ренессансе, разложив себя под микроскопом рациональной философии Нового времени, человек на исходе второго тысячелетия нашей эры пришел в полную растерянность относительно собственного "я".


Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного материала, мы пришли к выводу, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев. Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Своеобразие иконы состоит в том, что онаявляется совсем особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. И отвлеченный язык иконы, его недомолвки, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в нашем сознании в плоть и кровь конкретного художественного образа. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

Необходимо отличать икону от других форм изобразительного искусства. При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Для иконографии характерны свои стилистические особенности. Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст.

Рассмотрев все функции иконы, которые тесно связаны между собой приходим к выводу, что; они не просто взаимодействуют, но взаимообуславливают друг друга. Например, тесно переплетены между собой догматическая, вероучительная, богословская, свидетельская и проповедническая; храмовая и богослужебная; напоминательная, посредническая и родовая; молитвенная и чудотворная, историческая и военная, священно-эмоциональная, проповедническая и эстетическая функции иконы. И все же нельзя не заметить, что в разные исторические эпохи, в разных областях жизни, в разные периоды развития искусства соотношение и характер взаимодействия различных функций иконы менялось. Одни функции уходили в тень, другие активизировались, третьи как бы предавались забвению; со временем же некоторые функции "менялись местами". В этом смысле закат русского иконописания в XVII веке можно трактовать как принижение одних (исключительно важных) функций иконы и культивирование интереса (в среде, как иконописцев, так и народа) к другим – менее значимым, периферийным.

Другими словами можно сказать, что икона, в наиболее общем смысле - создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.То есть икона - художественный символ, обладающий анагогической функцией - возведения зрителя от материального мира в иные пространства духовных измерений.Как и любой другой феномен искусства, икона изображает прошлое, настоящее и будущее мира. Она принципиально вневременная и внепространственна. И не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.


Список использованной литературы

1. Алпатов М.В. "Древнерусская иконопись" / М.В. Алпатов. - М., - 1984. – 246с.

2. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики / В.В. Бычков. - Киев, - 1991. – 288с.

3. Бычков В.В.Русская средневековая эстетика XI-XVII века / В.В. Бычков. - М., - 1992. – 346с.

4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский "О почитании икон". - С.-П., – 1995. – 240с.

5. Князь Евг. Трубецкой " Три очерка о русской иконе". – Новосибирск, - 1991. – 142с.

6. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни — по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам / В.В. Лепахин. - М.: "Паломникъ", - 2003. - 512 с. ISBN 5-87468-188-4

7. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. / Н.О. Лосский. - М., - 1998. – 368с.

8. Порфиридов Н.Г. Два сюжета древнерусской живописи в их отношении к литературной основе / Н.Г Порфиридов // ТОДРЛ. Т.22. - М.-Л., - 1966. - С. 63.

9. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений / Б.В. Раушенбах // Проблемы изучения культурного наследия/ Отв. Ред. Г.В.Степанов. - М., - 1985. – 280с.

10. Сарабьянов Д. Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. / Д. Сарабьянов, А. Шатских А. - М.: Искусство, - 1993. – 254с.

11. Слово иконописца монахини Иулиании (Соколовой) Смысл и содержание иконы. - М.: Московская Православная Духовная Академия, - 2005.