Смекни!
smekni.com

Древние индийские религии: индуизм, джайнизм, буддизм (стр. 3 из 3)

Догматический центр буддизма составляют т. н. "четыре благородные истины" (санскр. арья-сатья, пали арья-сачча) - положения, изложенные Буддой в его первой проповеди известной как Бенаресская проповедь. Первая истин заключается в том, что существует дуккха - неудовлетворенность, страдание; вторая - что дуккха имеет причину; третья - что дуккху можно прекратить; четвертая - что имеется путь к прекращению дуккхи. Причина дуккхи - в желаниях, стремлениях к чему-либо, например, в желании чувственных наслаждений, материального благополучия, нематериального, духовного существования. Избавление от стремлений прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный (благородный) путь спасения (маджджхима-патипада). Это путь, который, избегая двух крайностей - чувственного сладострастия и самоистязания, ведет к просветлению и освобождению от страданий. Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или достоинств: правильное (праведное) понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.

Восьмеричный путь должен привести человека к нирване. Нирвана (санскр., пали - ниббана) в буквальном смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние нирваны Сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха). Нирваны достигается только человек, ставший буддой. Слово "Будда" является производным от санскритского корня "будх" (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию.

Буддизм заимствует из предшествовавшей ему индийской религиозно-философской традиции учение о карме - законе справедливого воздаяния, осуществляющемся в каждой последующей жизни за каждую предыдущую. Действие данного закона основывается на представлениях о переселении душ, согласно которому живая личность (или, по буддизму, иллюзия живой личности) не умирает с гибелью конкретного тела, но вселяется в новое тело - то, которое определяется соотношением заслуг и преступлений прошедшей жизни. Перерождения (сансара) могут длиться бесконечно, если существо не осознает четыре благородные истины и не станет на путь спасения. Для того чтобы такое осознание стало возможным, должен был появиться проповедник Закона (Дхармы), несущий погрязшим в тьме страданий и невежества людям свет истинного учения.

Уместно сравнить идеал свободы от стремлений в буддизме 11 в эпикурействе. Очевидно, что нирвана представляет собой значительно более радикальный и строгий отказ от стремлений, чем атараксия. Чем определяется такая разница? Суть в том, что Эпикур и его последователи могли рассчитывать на то, что после смерти страдание жизни окончательно прекращается, поэтому достаточно достичь безмятежности и спокойно встретить смерть. Будда же и eго последователи на это рассчитывать не могут, поскольку, по их воззрениям, смерть ни в коем случае не является избавлением, но за ней следует новая жизнь и новое страдание, поэтому свобода от стремлений должна обеспечить человеку не просто успокоение, а выход из цепи перерождений. Чтобы выйти из цепи перерождений, надо выйти из подчинения закону кармы; чтобы выйти из подчинения закону кармы, надо прекратить всякие усилия, которые может последовать кармическое воздаяние; чтобы прекратить всякие усилия, надо отказаться от каких бы от ни было стремлений, которые могут вызвать эти усилия. Поскольку же в буддизме малейшее движение сознания или даже подсознания уже вызывает соответствующее действие кармы и поддерживает существование иллюзорного мира страданий, задачей человека становится максимально полное и строгое очищение от всех и всяческих стремлений.

Таким образом, причиной человеческой жизни-страдания является карма, т.е. закон справедливого воздаяния, осуществляющийся в перерождениях, а целью - нирвана, т.е. состояние свободы от стремлений. В итоге вероучение буддизма сводится к следующей формуле: человеческая жизнь определяется справедливостью, осуществляемой в каждой последующей жизни за каждую предыдущую, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы каждая последующая жизнь приближала его к состоянию свободы от стремлений.

Список литературы

1. Религия мира. Учебно-справочное пособие. Тихонравов Ю.В, - М. - 1996 (серия Universa).