Смекни!
smekni.com

Загадка Атлантиды (стр. 1 из 3)

Загадка Атлантиды


Введение

Легендарная земля Платона -магнит для романтиков и ученых

С каждым десятилетием перед нами раскрываются все более глубокие пласты культуры в истории человечества.

Подводная археология в XX столетии поведала миру об удивительных находках — «затонувших городах». Один из них находится на дне озера Рок, расположенном в 40 км от города Медисон (США), другой у Багамского архипелага возле Бимини.

На дне озера Рок был обнаружен целый архитектурный ансамбль, погрузившийся, видимо, под воду в момент появления озера, около 10 тыс. лет назад. Возле Бимини под водой обнаружены различные сооружения, мощеные дороги, крепостные стены, порт и т.д. Блоки, использованные для строительства, были привезены из других мест, и масса их достигала 2— 5 т. Ученые определили возраст дороги, оказавшийся почти таким же, как и возраст строений на дне озера Рок: он соответствовал 10—12 тыс. лет. Не вызывает сомнения, что затонувшие города были созданы высокоразвитой цивилизацией.

Древние самобытные цивилизации были найдены на всех материках, кроме покрытой ледяным панцирем Антарктиды. Так, например, в доисторической Африке в XIII тыс. до н. э. обнаружены следы жилищ собирателей дикорастущих злаков, в Японии — керамика, датированная XII тыс. до н. э., и т.д.

Постепенно приоткрывают свои тайны затонувшие земли и цивилизации. И в наше время утверждение Платона о том, что Атлантида существовала в X тыс. до н. э., уже не вызывает скептической улыбки.

История поисков Атлантиды насчитывает тысячелетия. Эта история интересна уже сама по себе. Но не менее важно и то, что поиски Атлантиды позволили сделать множество открытий в разных областях и способствовали формированию новых направлений в науке. А раз так, то поиски Атлантиды надо продолжать.

О прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру великий древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н.э.). Но только, увы, он один. Платон же, по его собственному утверждению, опирался на рассказ об Атлантиде своего предка по материнской линии, «мудрейшего из семи мудрых», Солона.

Полулегендарная — полуисторическая родословная Солона и Платона необычайно интересна. Родоначальником их был не кто иной, как сам бог Посейдон. Тот самый Посейдон, что «основал Атлантиду и населил ее своими детьми». Правнуком сына Посейдона Нелея был афинский царь Кодр. Солон был потомком Кодра, а Платон — прапраправнуком Кодра.

Путешествуя по Египту, греческий мудрец Солон узнал от жрецов, а может быть и прочел в храме богини Нейт в Саисе, историю Атлантиды.

В сочинениях Плутарха сообщается о том, что Солон начал «обширный труд» об Атлантиде, но не закончил его. К сожалению, ничего от этого труда до наших дней не дошло. Спустя 200 лет потомок Солона Платон поведал миру в своих диалогах «Тимей» и «Критий» сказание Солона об Атлантиде, услышанное им от внука Солона, Крития. Это сказание поражает воображение. Платон рассказывает о могучем и великом народе атлантов, об их прекрасном острове и высокой цивилизации. Платон писал: «Власть союза царей простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. А по эту сторону пролива атланты овладели Ливией до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии)», поскольку флот атлантов безраздельно господствовал на морях. Платон рассказывает о государственном устройстве атлантов. Много подробностей сообщает о столице Атлантиды. Он описывает храмы, дворец, кольцевые каналы, мосты, гавани. Рассказывает Платон и о трагической гибели прекрасного острова — в результате грандиозной катастрофы остров поглотило море.

Ни один письменный источник древних, кроме диалогов Платона, не сообщает ничего об Атлантиде. Не исключено, что это является следствием варварского уничтожения культуры народов и их письменности завоевателями. А как поверить в реальность Атлантиды без этих источников?! И все же вера в существование великой цивилизации атлантов жива и поныне. В течение прошедших веков, а точнее тысячелетий, эта вера то затухала, то разрасталась с новой силой. Более 5 тыс. книг посвящено Атлантиде.

Искали легендарную страну в Атлантическом океане, Африке, Европе, Америке и т. д., но и до сих пор абсолютно достоверного ответа о месторасположении Атлантиды пока нет. Казалось бы, такой диапазон поисков непонятен и загадочен. Однако тот, кто знаком с текстом Платона, знает, что в нем содержится множество противоречивых, по-разному толкуемых положений. Это дает плодотворную почву разночтениям. Только в XX в., когда поиском легендарного острова занялись представители точных наук (геологии, гидрогеологии, вулканологии, биологии, ботаники, археологии и др.), диапазон поисков значительно сузился. В настоящее время поиски Атлантиды ведутся только в двух районах. Это — Атлантический океан и Средиземное море.


Храм Посейдона

Как рассказывает Платон, на акрополе был храм, посвященный одному Посейдону. Он имел 193 м в длину (1 стадий), 96 м в ширину (3 плетра) и «соответствующую высоту». Платон рассказывает: «... всю внешнюю поверхность храма они выложили серебром... акротерии золотом, внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь испещренный золотом, серебром и орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колеснице, правящий шестью крылатыми конями, вокруг него сто нереид на дельфинах, а также много других статуй. Снаружи, вокруг храма стояли золотые изваяния... Алтарь по величине и отделке был соразмерен этому богатству...».

Из описаний Платона можно почерпнуть лишь самые общие сведения: храм здание большое и богато украшенное, и не более!

Описание храма с указанием почти всех размеров, деталей и материалов, увы, не дает никаких примет внешнего вида этого грандиозного здания. Скорее, наоборот, оно порождает множество вопросов. Поражает, например, размер храма. Попробуем представить себе такой храм на Красной площади Москвы. По ширине он начался бы от тротуара у Торговых рядов, вплотную подошел бы к трибунам и вошел бы на ступени Мавзолея. Длина его, при этом протянулась бы вдоль всех трибун. Такой храм поглотил бы все пространство Красной площади! А ведь и сегодня, в XX в. Красную площадь не назовешь маленькой.

Небезынтересно сравнить храм Посейдона с самыми крупными сооружениями античности. Крупнейшие греческие храмы Артемиды в Эфесе или Аполлона в Дидимах, а также египетский храм Амопа (XVI в. до н. э) в Карнаке в два раза меньше храма Посейдона но длине и в три — по ширине.

Высота самых крупных античных храмов не превышала 30 м.

В своих диалогах Платон указывает точные размеры длины и ширины храма Посейдона, а о высоте говорит уклончиво: «соответствующую высоту». Некоторые атлан-тологи считают, что высота должна соответствовать ширине, т.е. равняться 100 м. Другие полагают, что высота должна согласовываться с огромными размерами здания. Нам представляется верным последнее мнение. В сейсмических условиях острова Стропгеле сооружение помещений большой высоты не только опасно для жизни людей, но и требует постоянных чрезмерных затрат сил и времени на их восстановление. В XVII в. на Крите и на Строителе было три крупных землетрясения. Каждое из них разрушало города. Однако маленькие помещения дворцов восстановили быстро. Восстановление же храма в 100 м высотой и 200 м длиной должно было длиться не десятилетия, а столетия, и храм Посейдона постоянно стоял бы в развалинах.

Здесь уместно вспомнить минойские дворцы на Крите. У них невозможно назвать одну высоту, поскольку дворцы состоят из множества разновысотных объемов. Похоже, что единой высоты не имел и храм Посейдона. Может быть, именно поэтому Платон и не назвал ее. Это тоже говорит в пользу нашей гипотезы и свидетельствует о том, что ми-нойцы и атланты — это один и тот же народ, поскольку принцип архитектурного решения, весьма самобытный, у них был один.

Вторым, принципиально важным, вопросом является вопрос о том, где могли разместить храм Посейдона его потомки. Могли ли атланты разместить храм в центре акрополя, рядом с маленьким храмом-святыней? Это увеличило бы размер, а значит, и значение центра. Такое решение возможно. Однако в нашем конкретном случае при центричной композиции как горы, так и всего острова, оно имеет весьма существенные недостатки. Кратер — это небольшая заглубленная площадка, размером не более 50 м в диаметре. Чтобы поставить рядом с ней огромный храм Посейдона, пришлось бы наращивать ширину горы. Но и это не главное, в этом случае была бы исковеркана форма горы и нарушена созданная самой природой центричная композиция острова и горы. Древние обожествляли природу и тонко чувствовали все ее особенности. Прекрасный силуэт горы-вулкана, символ бога Посейдона был бы зрительно «разрушен» огромным объемом .храма.

Что же могли расположить атланты вблизи своей святыни? Думается, атланты оставили значительную часть горы ниже маленького храма свободной. Создали своебразную паузу. Вероятно, это место заняла священная роща Посейдона. Все крупные постройки: храм Посейдона, дворец царей, жилища приближенных и стражи размещались в ее нижней части.

О том, каким мог быть храм Посейдона, естественно, можно только гадать. Катастрофа навсегда скрыла его облик. Однако попытаемся все же представить его. Для этого вначале очертим контуры, за которые воображение не должно выходить, и перечислим элементы, которые, как нам представляется, храм должен включать.

Первым характерным признаком культового здания или, вернее, места культа (ведь на минойском Крите и на острове Строителе пока не обнаружено храмов) является особое ландшафтное образование — пещера в склоне горы. А. Молчанов в своем исследовании по государственному устройству минойского Крита пишет: «Общение с божеством проходило в горном пещерном святилище. После этого царь отдавал подданным распоряжения. Минос будто бы принес свои законы из священной пещеры Зевса».

Итак, первым главным святилищем храма минойцев, святая-святых, по-видимому, была пещера в горе. Там царь Атлантиды действительно слышал голос Посейдона — бога землетрясений. Нутро горы-вулкана бурлило и клокотало. В щели горы выходили горячие пары и газы. Иногда она дрожала и сотрясалась. Оставалось только правильно объяснять веления Посейдона. Вероятно, ритуалы на Крите, пришедшие со Строителе с переселенцами, были менее колоритны. Пещеры Крита молчали. Да и сам ритуал, посвященный богу землетрясений Посейдону, был для Зевса не столь органичен, что тоже свидетельствует о вторичности фигуры Зевса в этом ритуале, да и во всей Атлантиде.