Смекни!
smekni.com

Значение письменности в человеческой культуре (стр. 2 из 4)

Так как из семи систем три — протоэламская, протоиндская и критская — не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматривать принципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырех системах — шумерской, египетской хеттской и китайской.

Образование словесных знаков во всех четырех системах идентично или очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово или одну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательных знаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотя между различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только в отношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, что позволяют нам провести точное разделение по типам.

Тип I — шумерский

Тип II — египетский

Тип III — хеттский

Тип IV— китайский.

Слоговые системы

Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения.

Тип I — эламский клинописный

Тип II — западносемитский

Тип III — кипрский

Тип IV — японский

Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами».

Алфавитные системы.

«Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных»

.

«Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится об изобретении письма.Любое так называемое "изобретение" на деле является не более как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгам или паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенном месте и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же, сколько длится сама цивилизация.Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следует учитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священными традициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли только рассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мы обязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и имена других великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования в практическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли во мраке древности и утрачены для нас навеки.

Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит».

Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этой причине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучение письменностей различных народов показало, что все они развивались по схожему пути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем, можно получить некое представление о развитии всех остальных.

Славянская письменность

Предыстория славянской письменности

«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А.С. Львов и Н.А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма.На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знакиобрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма.Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) —.каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX—X вв. Важнейший из них — сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам.Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность.По мнению академика Б.А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в.

Размышляя об эволюции славянского письма, Л.В. Черепнин предположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, - от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» — т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В.А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия 3ЛНедавние исследования Б.А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской — середины II тысячелетия до н.э.Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма.Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» — ту, которая сразу вошлав культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы»(славянская азбука).

«В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного и даже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права, всевозможные прошения и многое другое. Развитие письменности естественным образом сопровождалось изменением техники письма.В XIV в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаря южнославянскому влиянию все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройность и геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большое количество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чисто графических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличие большого разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известным и часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.

Несколько позднее, в начале XV в. наряду с полууставом в обиход стала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение в официальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции как преимущественно книжное письмо.

В условиях образования единого Русского государства, потребность в грамотных и знающих людях значительно возросла. Это было связано как с развитием феодального хозяйства, городского ремесла и торговли, так и особенно с развитием аппарата центральной и местной государственной власти, активным развитием международных отношений и укреплением влияния Русской Православной церкви в обществе и государстве.В XVI в. существенно изменилась техника и графика письма. Отныне скоропись полностью вытеснила полуустав не только в государственных канцеляриях, но и в монастырях. Где по-прежнему создавалось большинство светских и богослужебных книг.

В XVII в. основная масса населения страны по-прежнему оставалась неграмотной, однако, именно в этот период количество грамотных людей существенно возросло, особенно среди посадского населения крупных административных и торговых центров. Причиной такого положения вещей стали не только значительно возросшие потребности в развитии административного делопроизводства, но и существенные изменения в социально-экономическом развитии страны, в частности, заметный рост оборота внутренней и внешней торговли.Широкое распространение рукописных и печатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию системы образования в стране, и, прежде всего, обучению грамоте и письму. Первостепенное значение в этом сыграло издание целого ряда учебных пособий и, в частности, знаменитой «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска и греченска со инеми языки... в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов» (история русской культуры)»