Смекни!
smekni.com

Золотой век греческой культуры (стр. 2 из 2)

Великолепным стилистом был оратор Исократ. Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждать слух, составляются из расчлененных, тщательно рассчитанных даже по количеству слогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. В 391 г. до н.э. Исократ создал первую платную риторическую школу. Из этой школы вышли знаменитые впоследствии ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликурт. Сам Исократ, не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но в политической жизни Афин его роль была очень велика. Он призывал греков сплотиться под эгидой Филиппа Македонского и совместно выступить против общего врага – Персии. По преданию, разуверившись в своих идеях, он уморил себя голодом.

Лучшим из учеников Исократа был выдающийся оратор Демосфен, который вырос в обстановке острой политической борьбы. Он стал одним из страстных и неуступчивых вождей антимакедонской партии. Своих противников – Филиппа Македонского и его сторонников в Афинах Демосфен атакует беспощадно, и его речи против Филиппа («Филиппики») и «о венке» не имеют себе равных по выразительности во всей греческой литературе. Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне вступили в союз с фиванцами против македонян. В этой борьбе и сложил впоследствии свою голову знаменитый оратор.

Заклятым врагом Демосфена был оратор Эсхин, бывший драматический актер. Стиль его речей отличался звучностью и мелодичностью. За изящество и благозвучие речей древние ценили Гиперида.

Установление македонского господства в Афинах привело к упадку ораторского искусства на рубеже IV-II вв. до н.э.

Зарождение исторической науки.

Два основных истока исторической традиции у греков – поэтические сказания и официальные хроникальные записи, сливших воедино, породили настоящее историописание, отличавшееся систематичностью рассказа, методическим привлечением и использованием источников. Становление истории как науки связано с творчество большой группы ученых и писателей. Первый отряд греческих историков представлен т.н.логографами (по-греч., дословно «пишущий речи»). Наиболее яркими представителями логографов были Гекатий Милетский и Гелланик Лесбосский (VI-V вв до н.э.). Хотя основным содержанием их трудов была мифологическая или легендарная история, логотрафы отличались стремлением довести свое повествование до современного периода, к чему, зачастую, их побуждали политические интересы.

Геродот (V в до н. э.)

Геродот знаменует следующую и решающую фазу становления античной науки История. Много путешествуя, он объездил почти весь известный тогда людям мир, делая массу заметок. У Геродота мы видим ясное понимание задачи и цели исторического рассказа – описать события и деяния, как эллинов, так и варваров. Автор сознает необходимость не только описания самих политических событий, но и раскрытия их причинно-следственных связей. Его труд «История» состоит из 9 книг, каждая из которых названа именем одной из девяти муз.


Фукидид (V – нач IV в до н.э.)

Фукидид представляет собой высшую стадию в процессе становления античной исторической науки. Его труд – «История Пелопонесской войны» - сугубо событийная политическая история. Примечательно понимание Фукидидом сущности задачи истории как науки – отыскание истины посредством кропотливой исследовательской работы, состоящей в подборе источников и в извлечении из них надежных сведений ради достоверной реконструкции фактов. Для него в высшей степени характерен критический подход к полученным историческим фактам. Повествовательный стиль Фукидида – сжатый, сосредоточенный. Бросает в глаза и строгое единство композиции.

Ксенофонт (сер.V-сер. IV вв. до н.э.)

Третьим выдающимся греческим историком заслужено признается Ксенофонт, автор как ряда исторических произведений («Греческая история», «Анабасис»), так и целой серии трактатов («О доходах», «Апология Сократа», «Лвкедемонская полития», «Киропедия» и др.). Этот человек, подобно Геродоту и Фукидиду, описал большинство событий, в которых лично принимал активное участие. Ксенофонта отличал повышенный интерес к актуальным политическим проблемам. Именно он первым высказал идею единения греков и организации совместного похода на Восток, явившись своего рода идейной предтечей эллинизма.


Литература:

1. Арнольдов А.И. Введение в культуру. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993

2. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994

3. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997

4. Куманецкий К.. История культуры Древней Греции и Рима. – М., "Высшая школа",1990

5. Любимов Л. Искусство Древнего Мира. – М., "Просвещение",1971

6. В.Н. Пивень, Введение в культурологию (конспект лекций), 1993г., Ростов-на-Дону.