Смекни!
smekni.com

Игровой аспект культуры и искусства (стр. 1 из 3)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

при МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИЙ РФ

реферат

ПО ПРЕДМЕТУ: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ».

НА ТЕМУ: «ИГРОВОЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА».

Выполнила:

Проверил:

Астрахань 2003г.

План:

Введение.

1. Искусство в контексте культуры

2. Игровая природа искусства.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека и создаваемой им расы («второй природы»), где приоритетными являются духовные ценности. духовность — проявление внутренней свободы личности, разделяющей высшие идеалы добра, красоты, истины. Духовность как онтологическое понятие и только духовность в себе и для себя (Гуссерль,У. Духовяое — внутреннее бытие, что связанное с внешним (Вундт). Культура — поток продуктов духовного опыта (Кребера), духовность как нравственно-этическая аллегория. Ориентация на человека конечная цель культуры. Сферы проявления культуры, духовная и материальная культура. Соотношение эстетического и утилитарного в культуре. Морфология культуры: язык, мифология, этническое, эстетическое, религиозное, гуманитарное знание. Полифонизм культуры.Культура — центральное теоретическое понятие культурологи. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок.

1. Искусство в контексте культуры

Искусство в контексте культуры. Нетрадиционный взгляд на искусство. Потребность в искусстве и мотивация художественного творчества. Способ обретения духовной свободы. (Реализация возможностей воображения и экзистирования — понимание себя (Кьеркегор)). Антитеза действительности, ее преодоление личностной картиной мира. Преодоление конфликта между здравым смыслом и духом [«Зеркало, отражающее внутренний мир человека» (Брук)].

Осуществление идеальных представлений. («Искусство — царство прекрасной видимости» (Шиллер)). Самовыражение, самопроизводство, удвоение себя. Искусство — мастерская культуры.

Эстетическая и игровая природа искусства. Художественная форма отражения и самовыражения; автопортрет общества. Основные функции искусства: эстетическая, компенсаторная, познавательная, коммуникативная, воспитательная. Имплицитное (внутреннее) выражение нравственной оценки. («Что художественно, то уже нравственно» (Белинский)). Диалогичность, исповедальность, эзотеричность искусства. Чувственно-эмоциональная насыщенность. Художественно-образная природа. Художественность — основной критерий искусства. Гений и талант. Философия и психология искусства. Кант о бескорыстности и незаинтересованности искусства. Прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, ужасное в искусстве.

Процесс художественного творчества, жизненный опыт и личностный смысл художника — источник и цель творчества. [ Творческий акт художника есть «непослушание миру сему и его уродству» (Бердяев)]. Художественный метод. Двуединая направленность сознания художника: на себя и вовне. Роль психологической установки. Персонификация в процессе творчества. Снятие противоположности объективного и субъективного. Замысел и воплощение. Символико-метафорическое мышление. [Художественное творчество — «преодоление материала действительности художественной формой» (Выготский)]. Вымысел как обман и как правда. [«Добыть зерно истины на глазах у зрителя» (Товстоногов)]. «Самоконструирующее» развитие сюжета и характеров. Действие закона отрицания. Художественная мотивировка. Непреднамеренность целесообразности в произведении искусства (Кант). Опосредованность выражения причинно-следственных связей, сущности через явление, общего через единичное, необходимости через случайность. [«Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения» (Энгельс); «Искусство подражает природе и в том, как она скрывает свои явления» (Плеханов)].

Художественное обобщение: типизация, идеализация, символизация. Сознательное, бессознательное, интуитивное в художественном творчестве. Принципы «остранения», «отчуждения», «антитезы». [«Творческие акты нарушение правил и канонов» (Рунин)].

Произведение искусства - художественная условность. Текст, контекст, подтекст. Оригинальность произведения. Приоритет субъективного, особенного, единичного, случайного. [«Богаче всего самое конкретное и субъективное» (Гегель)]. Определяющее значение художественной формы. Выразительность формы: акцентирование и комбинирование. Художественный алогизм. Эффект противочувствия. («Произведение искусства — аппарат тяжелее воздуха» (Выготский)).

Видимость случайности в произведении искусства. («Чтобы в книге можно было бы жить — она как хороший дом, должна быть немного неприбранной» (Дж. К. Честертон)). Случайность — неотьемлемое свойство художественности, форма проявления смысловых значений. Художественный синтез и полистилистика.

Виды искусства — исторически сложившиеся художественные формы. Принципы классификации видов искусства. Литература, театр, кино, телевидение, музыка, живопись, скульптура, графика, архитектура — специфический язык, предмет и характер эстетического воздействия. Взаимовлияние видов искусства. Жанровые формы, полижанровость.

Художественное восприятие. Специфика предмета восприятия. Проблема понимания и интерпретации. Плюрализм художественных вкусов. Эффект узнавания, чувствования, сопереживания. Катарсис — эмоционально-психологическая разрядка, эстетическое «очищение» в процессе художественного сопереживания. Идентификация и эстетическая дистанция. Отчуждение своего «Я» его проецирование на художественную картину произведения. Раздвоение «Я» на субъект и объект. Реконструкция процесса творчества.

Реализм, натурализм, формализм. [«Правдивый формализм является молчанием» (Камю)]. Авангардизм, модернизм, постмодернизм в культуре и искусстве. Концепции искусства ХХ в. Современная ситуация в культуре и искусстве.

2. Искусство в контексте культуры.

Эстетическое отношение и постижение мира наряду с моралью, религией, наукой и другими формами общественного сознания занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.

Центральным звеном эстетического освоения действительности справедливо принято считать искусство. Искусство, являясь частью духовной культуры, сосредотачивает в себе главные смысловые идеи времени, которые находят свое воплощение в оригинальных, художественно-выразительных формах, созданных людьми, наделенными уникальной природной способностью, умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности: словом в литературе, цветом в живописи, интонацией в музыке, игрой актеров в театре и т.д.

Искусство — это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности.

Искусство — это нерасторжимое единство мимистического (подражательного) начала и самовыражения художника.

Искусство — это совокупность всех видов искусств и реально существующих (художественных) произведений.

Искусство не может существовать вне культуры; являясь социальным явлением, оно должно быть осмыслено в ее контексте. Время выдвигает выдающихся мастеров искусства. С именем Пушкина, например, отождествляют «золотой век отечественного искусства вообще и литературы в частности; с поэтами начала ХХ в. — век серебряный. Именно в их творчестве наиболее ярко отразилось соответствующее историческое время со всеми ему присущими проблемами и противоречиями. Художник чуток к тем изменениям, тенденциям, которые только зарождаются в обществе, он посвоему осмысливает то, что не замечается большинством или оценивается иначе. Художник многое ощущает, переживает и выражает острее, чем обычные люди.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем экстраполируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на в их, и приводя к некоторой трансформации. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Общеизвестны, к примеру, взаимоотношения морали и искусства. Их можно проследить со времен становления человеческой культуры. Укоренившись в общественном сознании, моральные нормы всегда искали себе закрепление и в художественных формах. Все мифологии мира пропитаны моральными принципами, оценками, установка свойственными определенному времени, месту и этносу. Моральные императивы средневековья нашли свое воплощение в печатных сводах религиозной литературы: Библии, Коране, Талмуде, житиях святых, патериках, других клерикальных жанрах.

Светское искусство также неотделимо от использования моральных установок как общечеловеческого, так и национального характера, классового, сословного, возрастного характера.

Вспомним недавнее прошлое. Мы все не раз обращались к детским стихам В. Маяковского или К. Чуковского. У первого читаем:

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое хорошо

и что такое плохо?

Центральный нравственный вопрос поставлен четко. А дальше поэт разворачивает панораму действий, поступков, событий, оценивая их с позиций хорошего и плохого. Весь мир предстает как антитеза, где есть мир света и добра, с одной стороны, а с другой — темных сил и зла.