Смекни!
smekni.com

Изобразительное искусство Сибири (стр. 2 из 2)

2. Тематическая картина

Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работой этого цикла была его дипломная композиция Хозяева земли. Ведущий мотив его творчества - земля и люди - был найден. И не случайно автор считает картину до сих пор своей программной вещью.

На фоне жнивья и озерца, в котором играют вечерние лучи солнца, около трактора стоят, вглядываясь вдаль, два тракториста. Позы их просты и безыскусственны. В героях ощущается большая внутренняя сила, слитность с землей. К сожалению, значимость этого произведения снижает некоторая внешняя огрубленность типажа

Живя среди знакомой с детства природы, являясь свидетелем подъема целины, художник создает целую серию произведений из жизни сельских тружеников. К этому времени окончательно определяется творческий метод художника. Живое, непосредственное общение с натурой лежит в его основе. Героя своих произведений ищет в повседневности, а труд им всегда мыслится как основа бытия.

И поэтому картины Г.Ф. Борунова привлекают не формальными эффектами, а верностью правде жизни. И в этом отношении алтайский художник близок стилю, который получил название "сурового" Само обращение к обычному, внешне не примечательному явилось в определенной мере реакцией на "парадное" искусство 40-50-х годов, против которого и развернул свое наступление "суровый стиль".

Сюжет картины Г. Ф. Борунова "Мои земляки" (1964) на первый взгляд кажется довольно обыденным. Среди светлой порыжелой стерни, занимая всю плоскость холста, изображена как единый монолит группа хлеборобов. В позах целинников есть демонстративность, статичность. За всем этим угадывается большая сдержанная сила. Автор не скрывает, что его герои от самой земли: руки их огрубели от труда, лица загорели, волосы и одежда выцвели.

В этом сказывается отношение автора к изображаемым людям, его сочувствие и глубокое уважение к труженикам села, знание их нелегкой жизни. Здесь все конкретно, осязаемо, зримо. Здесь голос самой земли, а не ее эхо. И то, что в заурядном художник сумел увидеть и запечатлеть значительное и непреходящее, составляет силу его творческого метода.

Автор, желая акцентировать внимание на внутренней значительности образов героев, подчеркивает их физическую силу через "кованность", нарочитую огрубленность формы. Такое смешение смыслового и пластического начал несколько обедняет содержание живописного произведения.

Картина Мои земляки представила молодого художника на Зональной выставке "Сибирь социалистическая" в Новосибирске (1964). Успешное выступление на одной из крупнейших выставок Сибири, а в 1965 году на выставке "Советская Россия" сделало имя художника известным за пределами Алтая. Он становится членом Союза художников, активно включается в творческую жизнь края. С этих пор Геннадий Федорович Борунов - участник всех краевых, зональных и ряда других выставок.

Следующей вехой в разработке художником темы земля и люди стало полотно Земля родная (1967). Замысел картины возник на ассоциативных началах.

"Мне мыслилось, - говорит автор, - связать воедино людей, которые эту землю, обагренную кровью в годы Отечественной войны, защитили, и младшее поколение, которое идет на смену. Хотелось показать их вместе на этой земле, где они родились и где сейчас трудятся".

Композиционно полотно строится по вертикали. Почти во всю плоскость холста изображены две фигуры на фоне вспаханной земли. И высокий горизонт, и крупноплановость фигур, и отсутствие каких бы то ни было аксессуаров придают особую весомость изображаемому. Колорит картины, горячечный и напряженный, усиливает идейную значимость и гармонирует с общим эмоциональным настроем произведения. Достоинства картины снижают некоторые просчеты в рисунке.

Одновременно с большими тематическими картинами автор создает ряд живописных произведений, решающих подчас те же задачи, но являющихся или ответвлением от этой основной темы или этюдным материалом. Что же касается развития лейтмотива творчества художника, то необходимо назвать такие работы, как Три поколения, Отец, Хлебороб, Битва за хлеб. В них на более частных примерах, работая над любимой темой. Борунов создает и обобщенный образ труженика сибирских по лей (Хлебороб), и своеобразный семейный портрет (Три поколения), и затрагивает тему отцовства (Отец). Ему удается также показать накал трудовых усилий, который свойствен страдной поре (Битва за хлеб).


3. Портретное творчество

Не пренебрегает художник и портретом. Некоторые из, них являются своеобразным этюдным материалом к картинам Хозяева земли, Мои земляки. Это Кольцов М. Г., Сеятель (Луночкин Анатолий), Ветеран.

Другие же полотна, перерастая рамки этюдов, являются самостоятельными произведениями портретного жанра. В качестве натуры для портрета художника также привлекают люди деятельные, энергичные, цельные. Такими предстают с его портретов Матрена Скворцова, простая русская женщина, строгая и добрая одновременно, волевой и напористый, решенный композиционно почти монументально председатель колхоза (Кольцов М. Г.).

Портретируемые обычно изображены среди близкой им обстановки. Композиция при всей своей фрагментности монументальна. Живописная техника - это чаще всего корпусное письмо, пастозный мазок, которые куют форму. Автор любит "поджаренную" гамму цвета.

О крепнущем мастерстве художника, поисках эмоциональной выразительности образов говорит Портрет сибирского богатыря Нестора Козина (1969), участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, служившего в сибирской гвардейской дивизии, кавалера многих орденов, человека огромной силы воли и мужества. Талантливого военачальника Нестора Козина соратники по оружию называли сибирским богатырем. Эта значительность человеческой личности стала главной в поисках образного решения.

Портретируемый представлен сидящим у стола в характерной для него позе. Фигура занимает собой все полотно, а снизу чуть выходит за рамки. Конкретность поставленной задачи повлекла за собой конкретность окружения: фоном стала черная грифельная доска с записями событий из летописи военных лет. Нестор Козин - весь собранность, волевой напор. Плотная корпусная живопись, напряженное звучание синего цвета взгляд портретируемого прямо на зрителя, монументальность композиции-все это усиливает значительность образа.

В последней работе художник вернулся к своему любимому герою, прототипом которого стал Михаил Григорьевич Кольцов. Это четырехфигурная композиция, своеобразный групповой портрет, центром которого является М. Г. Кольцов. Художник удачно передает впечатление внутреннего накала беседы. Хлеборобы только что советовались, собравшись прямо на поле. Еще миг - и улетит на свой участок мотоциклист, справа, помчится другой мотоциклист, что в красной майке, весь собранный и напрягшийся за рулем. Продолжит работу хлебороб, слушавший разговор трех. Пойдет дальше по току председатель, вобравший в себя заботы всех. Это переходное состояние удачно передано автором.

Картина подкупает теплотой: в ней легко прослеживаются симпатии самого художника, его влюбленность в земляков, умеющих честно трудиться и стойко встречать тяготы. Художник, отходя от монохромности и "поджаренных" цветов, ищет полифонию, усложняет цвет.

В творчестве художника с конца 60-х годов появляется новая тема - историко-революционная. Первым произведением такого жанра стала картина Г. Ф. Борунова Сыны России (1967), в которой автор обращается к теме "Ленин и народ". Автор впервые прибегает к многофигурной композиции. События времен гражданской войны легли в основу следующего произведения (Дзержинский с чекистами).

Обратился художник и к более далеким пластам прошлого Алтая. Первой пробой в этой области стала картина И. И Ползунов. Чувство исторической эпохи, удачно найденный образ самого героя, холодный колорит лунного света говорят о возросшем интересе художника к пластичности образа, к поискам цвета.


Заключение

Не растеряться в этой разноголосице художникам-барнаульцам помогла практическая работа. Так было по всей стране, но в Барнауле, еще недавно тихой провинции, плодотворность усилий связать искусство с жизнью выступает особенно очевидно.

Сюда удивительно быстро дошли и были единодушно подхвачены местными художниками идеи монументальной пропаганды. В Барнауле скульптор С. Р. Надольский осуществляет ряд работ, которые становятся первыми воплощениями Ленинского плана монументальной пропаганды в Сибири.

Выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Янова-Надольская работала в Барнауле в жанре портрета и натюрморта. Лучшей ее работой этого периода является живописный "Портрет дочери".

Поиски непроторенных путей в искусстве, осознание себя первооткрывателями и активными участниками новой жизни отличали барнаульских художников М. И. Курзина, В. Н. Гуляева, Е. Л. Коровай. Самым энергичным и талантливым из них представляется М. И. Курзин.

Совсем мало исследовано творчество В. П. Марковой.

Большинсгво из барнаульских художников кончило Казанское художественное училище и продолжило свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчесгва и в частных студиях.


Список литературы

1. Борунов Г.Ф. // Изобразительное искусство Алтая. – М., 2003.

2. Очерки по культуре. - М., 1997.

3. Снитко Л.И. Творчество художников Алтая и Сибири. – М., 2000.

4. Художники России. – М., 2005.