Смекни!
smekni.com

Искусство Древней Греции (стр. 2 из 4)

Другая форма культа Диониса была представлена мистериями, в которых принимали участие только посвященные. Наиболее древними были Элевсинские мистерии, возникшие на основе культа богини земледелия и плодородия Деметры. Человек, посвящаемый в Элевсинские таинства, как бы переживал участь похищенной Аидом дочери Деметры Коры. Он приобщался к страданиям Коры, а на этапе, соответствующем возвращению богини, тоже «воскресал» И прикасался к вечной «блаженной» жизни. Главным в мистериях было непосредственное переживание «потустороннего» божественного опыта, что давало надежду на его повторение в посмертном существовании души. Представления о «божественном» происхождении души, ее «падении» и возвращении в прежнее «небесное» состояние стало основой достаточно стройного учения ор-фиков, которое возникло в VI в. до н.э.

Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях (534 до н.э.) поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора.

Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса — бога героев. Решающим в рождении трагедии стало учреждение афинским тираном Писистратом общегосударственного праздника Великих Дионисий, благодаря чему народный культ Диониса стал опираться на поддержку властей.

Первым ставшим известным трагиком мировой литературы и старшим из классических греческих трагиков был Эсхил (ок. 525— 456 до н.э.), воспевший победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Он создал 70 трагедий, в которых монументальность сочеталась с патетикой. Наиболее известны трагедии Эсхила «Персы», «Семеро против Фив»,«Орестея», «Скованный Прометей».

Другой великий греческий трагик Софокл (ок.496 -406 до н.э.) создал 120 трагедий, среди которых «Аякс», «Антигона», «Эдип-царь», «Эдипв Колоне».

Младшим из классических трагиков был Еврипид (ок. 480—406 до н.э.). Среди его трагедий «Алкестида», «Медея», «Ипполит», «Гекуба» и др.

Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды справедливости, блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло. Неотвратимый закон справедливого возмездия проявляется в судьбах почти всех героев Эсхила.

Если у Эсхила воля богов справедлива, то у Софокла она прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла — в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Пытаясь предотвратить исполнетвратить исполне прорицаний, человек сам обрекает себя на неизбежное возмездие. Известнейшая разработка этой темы — трагедия «Эдип-царь».

Еврипид же в своем творчестве доходил уже до прямого богоборчества. Боги в его изображении жестоки и пристрастны, однако даже не боги, а безудержные порывы человеческой души определяют людские судьбы, повергая их из одного страдания в другое.

Цель трагедии состояла в достижении катарсиса души — очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям. Обычно давали три трагедии подряд, затем шла «Сатарова драма» — еще один инсценированный эпизод из мифологии, но уже в облегченном, забавном освещении, что позволяло зрителям снять напряжение от трагедий. Трагические сюжеты в основном брались из мифологии, хотя были и исключения — «Персы» Эсхила, «Завоевание Милета»Фриниха.

Кроме трагедии существовала и комедия. Среди наиболее известных комедиографов Эвполид (ок. 445 —411 до н.э.), Кратет (расцвет творчества в 450—423 до н.э.), Аристофан (ок. 445 — ок. 386 до н.э.). До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана.

Греческие трагедии и комедии сильно отличались от современной драмы. Хор в трагедии играл не меньшую роль, чем актеры, что сближает греческую трагедию с нынешней оперой или ораторией. Монологи в сотни стихов фактически уничтожали всякую логику и динамизм жизни. Характеры были монолитны и одноцветны. Проклятие, обычно тяготевшее над героями, лишало трагедии подлинного драматизма. Судьба, направляющая действия героев, во многом напоминала слепой случай. Развязка принадлежала богам.

И все же нельзя принижать значение греческой трагедии на том основании, что в ней отсутствовала всякая психология. И мысли, и чувства, и переживания в трагедии передавались в особой пластической трактовке. Пластика как стиль греческой культуры выдвигала на первый план скульптурные интуиции, мир, понятый скульптурно. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо воплотилось в скульптуре и архитектуре.

Греческие скульпторы архаического периода в основном изображали победителей спортивных состязаний. Это так называемые куросы (скульптурное изображение юношеских фигур) и коры (скульптурное изображение девичьих фигур). Статуи архаического периода характеризовались условностью. Хотя скульпторы и достигали точности деталей, но не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в «архаической улыбке» — застывшей гримасе куросов и кор.

В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название «суровый». Создатели этого стиля известны нам только по именам: Калм,Главкиад из Эгины,Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия. Идеал человека в классическую эпоху был воплощен великим Фидием (нач. V в. до н.э. — 432—431 до н.э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского. Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до н. э.). Его «Дискобол», изображая атлетическую фигуру во всем напряжении физических сил, показывает ту дистанцию, которая отделяет классическую греческую скульптуру от архаических куросов и кор.

Третьим великим скульптором был Поликлет (2-я пол. V в. до н.э.) из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Этот канон господствовал в греческом искусстве более ста лет, ориентируя скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие. Однако уже в позднекласси-ческую эпоху, в IV в. до н.э., большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это ярко проявилось в творчестве Праксителя (ок. 390 —ок. 330 до н.э.). Его «АфродитаКнидская» стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Несколько иным было творчество Скопаса (IV в. до н.э.). Од создал патетический стиль. Под его влиянием находился Леохар (сер. IV в. до н.э.), которому приписывают создание бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведерского, известного р-ш по мраморной римской копии.

Великим скульптором IV в. до н.э. был также Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.). Он не только оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, но и разработал новый пластический канон с более легкими и объемными пропорциями.

Главные достижения греческой архитектуры связаны со строительством храмов. Светские постройки были очень непрочными и скромными. Предположительно в VIII в. до н.э. были выявлены две системы пропорций зданий, два ордера: дорический и ионический. Дорический ордер отражал стремление к монументальности, к совершенству пропорций. Ионический ордер характеризовался большим изяществом и прихотливостью линий.

2. Эллинистическое искусство

Александрийским библиотекарем был Каллимах (ок. 310—240 до н.э.). Каллимахсчитался законодателем эллинистической поэзии. Его поэзия, изящная по форме и изысканная по языку, создавалась для избранного круга знатоков и явилась образцом для последующих поколений поэтов. В античности происходит выделение художественной литературы из общей массы словесности. Литература впервые осознает себя именно в качестве литературы, и внешним проявлением этого процесса становится формирование специальной теории литературы.

Основная цель этой теории состояла в вычленении эстетического критерия, обособляющего группу истинно литературных произведений от остальных. В качестве такого критерия в первую очередь рассматривалась словесная организация текста, особый характер языка, придающий произведению красоту, ясность, единство и способный вызвать эмоциональную реакцию читателя или слушателя. «Ведущей категорией поэтики становится стиль (в широком объеме этого понятия): если предыдущая стадия художественного сознания была «эпохой авторитета», то эта может быть названа «эпохой стиля». Происходит выделение художественной формы как признака ведущего от содержания как признака вторичного и обусловленного традицией. Подобное отвлечение легче совершается там, где материал содержания организован логически (красноречие) или психологически (лирика). Художественная литература стремилась, с одной стороны, отмежеваться от своих архаических предшественников (эпос), а с другой, от произведений прагматического содержания (речи, трактаты, исторические сочинения).