Смекни!
smekni.com

Искусство первобытной эпохи (стр. 2 из 4)

Сам человек представлен в палеолитическом искусстве крайне небольшим по сравнению с животными количеством изображений. В основном это женские скульптурки малого размера (от 2 до 20 см), получившие название "палеолитические Венеры". Они были обнаружены в различных местах – от Средиземного моря до Байкала. Большинство статуэток решены обобщенно, руки у них едва намечены, черт лица нет совсем, зато подчеркнуто увеличены те части тела, которые имеют отношение к вынашиванию, рождению и вскармливанию ребенка. Такая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, росте и процветании первобытной общины. Эти статуэтки обычно находили заботливо укрытыми в особых ямах-кладовых.

Однако изображение женщины в то время не ограничивалось только такими утрированными образами. Среди обнаруженных женских статуэток присутствуют и стройные фигурки. У некоторых из них есть глаза, рот, волосы и даже одеяние, напоминающее комбинезон с меховым капюшоном на голове. Особую известность приобрела "Венера в меховом комбинезоне", найденная вблизи старинного русского села Буреть на берегу Ангары.

Большинство палеолитических изображений были предназначены для магических целей, однако это не означает, что они не являлись истинными произведениями искусства. Мастерство исполнения, пластика образа, способность отбирать и обобщать характерные признаки зверя, передавать движение – все это позволяет говорить о художественном творчестве в эпоху позднего палеолита. Помимо заботы о добывании пищи и продолжении рода человеком уже в то далекое время владело чувство красоты, которое он стремился внести в свой быт, в свою повседневную жизнь. Орудия труда и вооружение, различная утварь украшались всевозможными изображениями и орнаментом, причем характер изображения искусно сочетался с формой. Например, копье-металки обычно заканчивались фигуркой или головкой животного. В виде животных стали воплощать стихии природы, небо и землю. Солнце и небо чаще всего олицетворяли птицы, воду и подземный мир связывали со змеей. Узоры орнамента также были условным выражением представлений человека о мире.

Важное место в жизни первобытных людей занимали собственно украшения: головные обручи, ожерелья, богато орнаментированные браслеты, различные подвески. Для украшения в основном использовали кости и зубы животных, блестящие морские раковины.

2.Искусство эпохи мезолита и неолита

Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке. В отличие от палеолита теперь часто изображается человек и его действия. Росписи представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда и т.д. Фигуры людей и животных передавались сплошным силуэтом, красной или черной краской и были небольшими, редко достигая 75 см. Некоторые композиции имели значительные размеры. Например, "Большой фриз" в Испании включает около ста рисунков людей и десятки рисунков животных.

Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда почти сводятся к знаку. Это дает возможность усиливать динамику, ритм. Легкие, удлиненные лучники стреляют в бегущих оленей, стремительно несутся навстречу друг другу сражающиеся воины. Своеобразно стилизованы человеческие фигуры в кавказских петроглифах (изображениях, выбитых или выгравированных на камне): люди в лодках обозначены просто черточками.

В таком изменении характера изображения, в утрате того первозданного реализма, который присущ росписям Альтамиры и Ласко, проявился всеобщий закон развития: нечто важное приобретается, зато нечто и утрачивается. Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображать сложные явления. Возможно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера в изображение как в "двойника" человека или животного и на первый план выдвинулась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии. В этом берет истоки пиктография – рисуночное письмо.

Последний, неолитический этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Человек научился обжигать глину, т.е. впервые создал материал, которого не было в природе. Изготовление керамических изделий имело такое важное значение и было так широко распространено в неолите, что его еще иногда называют керамическим веком. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении каменных орудий человек стал применять распиливание, сверление, шлифование.

На художественное творчество влияли различные природные условия и соответствующий им образ жизни. Памятники искусства не претерпели значительных изменений по сравнению с прошлыми эпохами. В северных районах они даже в эпоху неолита обнаруживают многие черты, свойственные произведениям мезолита и палеолита. Например, петроглифы Сибири продолжают именно палеолитическую традицию: изображены преимущественно животные, в основном лоси. Исполнены они реалистически, с точной передачей характерных особенностей. Изображения человека встречаются редко, и они схематичны. Многофигурных сцен почти нет.

В Сибири и на Урале найдены произведения мелкой пластики, имевшие, вероятно, культовый характер, – фигурки медведя, рукоятки в виде головы лося, различные амулеты. Уникальным памятником является ковш в форме водоплавающей птицы, сделанный из дерева. Он смог сохраниться только благодаря тому, что находился в торфянике.

Среди петроглифов Скандинавии, побережий Белого моря и Онежского озера преобладают сложные композиции повествовательного характера. Это сцены охоты на лосей, оленей, крупную рыбу, изображения лодок с гребцами, охотников на лыжах. Рисунки в отличие от сибирских схематизированы, но зато они разнообразны, имеют множество интересных подробностей.

Памятники наскального искусства неолита и более позднего времени встречаются повсюду: в Испании и Португалии, Франции и Италии, Англии и Германии, Африке и Австралии. Изображения исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисунков, помимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми или быками, много различных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и других лунарных, солярных и иных символов. Это говорит о существовании у человека сложной мифологии и разнообразных культов природных стихий.

Особой известностью во всем мире, во многом благодаря сотням цветных копий, сделанных с рисунков, и фотосъемкам, пользуются росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера. Этот район признан самым большим "музеем" доисторического искусства, хотя до сих пор обследованы лишь некоторые его участки. Рисунки были выполнены многими поколениями охотничьих и скотоводческих племен, населявших Сахару в те далекие времена, когда она была цветущей землей с богатым животным миром.

В изображениях этого периода наряду с несколькими примитивными, но жизнеподобными фигурками животных много необычного: насекомообразные человеческие фигурки; люди в одеждах, напоминающих скафандры, и в шлемах с антеннами; фигура в маске, заштрихованная мелкими белыми клеточками, по контуру которой как бы вырастают белые стилизованные цветы; "Рогатая богиня" – огромное изображение жрицы или богини земледелия. Антенны и шлемы скафандров обычно объясняют как схематизацию корзин и масок, но многие образы остаются до сих пор загадочными. Например, огромная фигура "Великого бога" с воздетыми руками, которому поклоняются круглоголовые фигурки.

Между 4-м и 3-м тыс. до н.э. в Тассилин-Аджере обосновываются скотоводческие племена. В росписях пастухов представлены разнообразные живые сценки из повседневной жизни, большие стада быков, сцены войны, охоты, собирания злаков. Во всем первобытном искусстве эти росписи выделяются удивительно верным, пластичным изображением человеческого тела. В последующие периоды, когда в быт людей входит сначала лошадь, а потом верблюд, росписи постепенно схематизируются до сухого геометрического знака.

В Африке наскальное искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у племен, сохранивших черты первобытности. Таковы росписи бушменов, живущих на юге континента: изображения, созданные там во 2-м тыс. до н.э. и во 2-м тыс. н.э. обладают значительным сходством.

В Европе наскальные росписи в новом каменном веке практически исчезают. Здесь широкое развитие получило изготовление и украшение глиняной посуды, а также мелкая пластика.

Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, налепами, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. К примеру, свастика в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта. В создании орнамента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и одновременно чувство ритма, симметрии, гармонии, эстетическое чувство.

Среди мелкой пластики по-прежнему встречаются статуэтки женщин, связанные с культом плодородия. По сравнению с "палеолитическими Венерами" они весьма условны, а нередко и схематичны. В то же время во многих фигурках неолита очевидно сознательное стремление к красоте.