Смекни!
smekni.com

Искусство Шри-Ланки (стр. 2 из 2)

Самый большой дом образа Будды находится западнее ступы. Судя по сохранившемуся дверному проёму 8 м в высоту, это было впечатляющих размеров здание.

Среди других значительных сооружений – колодец в форме лотоса, несколько древних переходов. Южнее ступы каменная ограда – интереснейший образец буддийской архитектуры. Три перекладины ограды символизируют «три драгоценности» буддизма: Будду, его Доктрину и Орден Монахов. Дошедшие до нас руины монастыря относятся к IX – X вв. Предметы, представляющие большой исторический интерес, выставлены в археологическом музее Анурадхапуры.

Дерево Бо. Один из священных объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире. Оно выросло из саженца, взятого от дерева в Будха Гойя (Непал), под которым принц Гаутама достиг прозрения. Саженец был привезен на остров монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Асоки, и был посажен в королевском парке Анурадхапуры. Так как дерево Будха Гойя в Непале не сохранилось, то Бо – это самое старое дерево на Земле: его возраст – 23 века.

Храм Исурумуния. Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища Тиссавевы храм являлся самого древнего монастырского комплекса Шри-Ланки – Иссирамана. Основанный в III в. до н.э., комплекс включает в себя буддийский храм в скале, со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов, сохранившиеся в своем первоначальном виде. Как считают исследователи, здесь совершались ритуалы, вызывающие дождь. На стене у входа в святилище великолепный барельеф, изображение которого приведено во многих исторических монографиях, - девушка на коленях у своего возлюбленного воина. Работа датируется VII в. Согласно местной легенде, здесь изображен сын короля Дутугемуну, Салия, и его возлюбленная, девушка из низшей касты, ради которой Салия отказался от трона.

Южный монастырь (Полоннарува). Древнее название этого уникального монастырского комплекса неизвестно. Акустика здания на центральной платформе, окруженного 4 ступами, великолепна, несмотря на обвалившуюся крышу. Величественная скульптура 3,6 м в высоту находится в 100 метрах севернее монастыря и представляет собой образец высокого мастерства древних скульпторов. Принято считать, что статуя изображает короля Паракрамабаху Великого, который держит в руках символ королевской власти – ярмо. По другой версии, это статуя мудреца, держащего в руках пальмовый манускрипт «ола».

Здание Министерского совета Нисанкамалы – одно из самых интересных строений Полоннарувы. Сохранившиеся на колонах надписи сообщают о системе государственного устройства.

Полоннарува являлась стратегическим укрепленным городом, и Цитадель представляла собой внутренний форт и последнюю линию обороны. Мощные стены крепости достигали 11-метровой высоты. Трехэтажные руины большого здания – все, что осталось от семиэтажного Королевского Дворца (Royal Palace) Паракрамабаху с 1000 комнат. Большую часть нижнего этажа занимает зал для аудиенций (31х13 м). С левой стороны сохранились часть лестницы, а с правой туалет. Кирпичная кладка, окружавшая колонны, была украшена богатой росписью. Границы дворца обозначены остатками сторожевой башни в юго-западном углу крепости.

Зал Министерского совета построен на мощной платформе, украшенной барельефами слонов, львов и карликов. С обеих сторон двухъярусных ступенек изображения драконов и львов – знак защиты короля сингалов. Южнее здания расположена туалетная яма с глиняными канализационными трубами. Каменные ступеньки на западной стене форта ведут к Королевскому бассейну, окруженному цветущим садом. Вода, поступавшая по подземным трубам из водохранилища ароматизировалась жасмином. В саду также был оборудован душ, вода в который подавалась по трубам специальным приспособлением.

Храм Вишну Девале (Канди) стоит напротив главных ворот храма Наты. Поклонение Вишну первоначально было сконцентрировано в Дондре, на юге острова. Но во время сражений с португальцами статуи бога были перевезены в Канди в целях безопасности. Согласно мифологии, Будда доверил богу Шакре (правителю богов) задачу сохранения своего учения на острове Ланка, а Шакра передоверил эту миссию Вишну, которого считают будущим Буддой. У храма двойная крыша и красочный вход в виде мифического дракона. Храм Паттини Девале (Pattini Devale) – небольшое простое святилище на обычной каменной платформе с крышей в кандийском стиле. Храм построен в честь богини целомудрия и здоровья Паттини. Богиню стараются умилостивить, когда болеют дети, а также во время засух и неурожая. Всего в кватрале отсюда находится Катарагама Девале (Kataragama Devale) – один из самых популярных индуистских храмов города, посвященный богу войны Сканде. Построен этот храм в XVI в. и состоит он из четырех помещений. В первом находится статуя самого бога, во втором, где также есть его статуя, совершаются службы. В третьем находится паланкин, который используется во время Эсалы Перахеры, а в четвертом – помещения для барабанщиков. Храм действующий, службы в нем проводят индуистские брахманы.

В соборе Св.Павла, построенном в 1846 г. южнее храма Зуба Будды, находится старинный действующий орган. Службы проходят на английском и сингальском языках. Так называемый Королевский Павильон у подножья гор, севернее собора, построен в 1834 г. и сейчас является официальной резиденцией президента Шри-Ланка в Канди.

3. Скульптура и живопись Шри-Ланки

Скульптура Шри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма. Сидящий, стоящий и лежащий Будда — основные мотивы скульптуры Шри-Ланки.Наибольший интерес представляет Каменный Храм, самый знаменитый храм на Шри-Ланке. Четыре статуи Будды в различных позах высечены в гранитной скале и датируются XII веком. Несмотря на колоссальные размеры, скульптуры очень реалистичны. Большой интерес представляет третья статуя, изображающая Будду в необычной позе со скрещенными руками на груди. Эта поза широко распространена в Индии. Считают, что целью скульптора древности явилось желание умалить божественную натуру Будды, подчеркнув его человечность. Статуя лежащего Будды из Полоннарувы (XII в.), находящаяся перед входом в вихару (общежитие буддийских монахов) - Это изваяние огромных размеров (более пятнадцати метров в длину), рядом с которым находится статуя стоящего ученика Будды — Ананды.

Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова. Это царская резиденция Сигирия (или Сихагири, что значит Львиная Скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение — огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в равнину. Образ льва использовали в комплексе не случайно. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии символизировал царскую власть, а в буддизме — самого Будду. В Сигирии сохранился торжественный вход, ведущий к скальным террасам дворца, на которых когда-то были разбиты небольшие сады. Теперь там находятся остатки царского дворца.

Наибольший интерес представляет Каменный Храм. Четыре статуи Будды в различных позах высечены в гранитной скале и датируются XII веком. Несмотря на колоссальные размеры, скульптуры очень реалистичны. Большой интерес представляет третья статуя, изображающая Будду в необычной позе со скрещенными руками на груди. Эта поза широко распространена в Индии. Считают, что целью скульптора древности явилось желание умалить божественную натуру Будды, подчеркнув его человечность.

Сигирия широко известна своей живописью. Поверхность скалы украшена великолепными росписями — фигурами небесных танцовщиц. Позы танцовщиц легки и свободны, движения рук, наклоны тела и головы грациозны и естественны. Яркий растительный орнамент придаёт изображениям ещё большую воздушность и нарядность. Комплекс Сигирия, как и многие образцы архитектуры и скульптуры Шри-Ланки, представляет собой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, оказавший влияние на искусство Юго-Восточной Азии.


3. Список литературы

1. Глеб Таргонский "Шри-Ланка: Место, где был рай"

2.Форбс Э. Шри-Ланка

3.Мировое искусство и культура