Смекни!
smekni.com

История Александрийской библиотеки (стр. 2 из 3)

Для персонала Музейона, состоявшего на царской службе, считалось естественным и мудрым не провоцировать ярость покровителей, у которых были свои способы расторгать контракты. И все же прецеденты случались. Поэт Сотад Маронейский осмелился распространить анонимные вирши о женитьбе Птолемея II на родной сестре, которая к тому же была намного старше брата. Автора поэтической гнусности разоблачили и упрятали в тюрьму. После попытки побега его снова упрятали — на этот раз в тяжелый сосуд — и выбросили в море. Его поэтический опыт упоминался часто, вероятно, в назидание остальным.

Поэты Александрии сочиняли, занимались мифологией, грамматикой, размером и ритмом. Каллимах (ок.305—240 гг. до н.э.), создатель поэтического жанра малых форм, был хорошим поэтом — так считали во дворце. 64 его эпиграммы уцелели до наших времен. Он начал карьеру школьным учителем и затем перебрался в мусейон, где стал ассистентом библиотекаря. Он проделал огромную работу — составил первый предметный каталог греческих авторов с биографической и библиографической справкой. Каталог состоял из шести секций и насчитывал наименования 120 тыс. свитков классической поэзии и прозы. Ум и эрудиция Каллимаха были общепризнанными, а преданность безграничной. Утонченный и педантичный, Каллимах заявлял, к восторгу учеников, что «большая книга — это большая скука», и заботился больше об изысканности фразы, чем о глубине и чувствах, хотя чувствами проникнута его знаменитая эпиграмма: «Кто-то сказал мне, Гераклит, о твоей кончине; и я зарыдал и вспомнил, как часто — ты и я — встречали закат солнца за беседой. А теперь ты лежишь где-то, милый друг, обратившись в прах. Но твои соловьи, твои песни еще живы; их всепожирающая смерть убить не в силах».

Среди учеников Каллимаха был восемнадцатилетний юноша с тонкими ногами по имени Аполлон Родосский. Он страдал навязчивой идеей писать эпические поэмы — форма композиции, которую Каллимах ненавидел и всячески отрицал и напрасно отрицал. Аполлон устроил в мусейоне публичное чтение собственных стихов. Ужасный скандал стал итогом творческого вызова, Аполлона выгнали и Каллимах сочинил сатирическую поэму под названием «Ибис», в которой тонкие ноги его соперника и другие недостатки подверглись осмеянию. Друзья Аполлона парировали в том же духе, и спокойствие в мусейоне было нарушено. Каллимах победил, но его победа длилась не вечно. После смерти Каллимаха Аполлона пригласили в Александрию на должность главного библиотекаря, которой Каллимах в свое время так и не смог удостоиться. Женщины во дворце прощали поэту тонкие ноги. Как и Гомер, он писал об аргонавтах, золотом руне и любви, Ясоне и Медее, но так, что царицы теряли голову. Страдания, томления и восторги возобладали, тема героических поисков была забыта. Каллимаху, не будь он в аиде, нечего было бы возразить против такой поэмы, за исключением ее длины.

Математика, география, астрономия, медицина — все вызрело под царской лаской на ограниченном пространстве земли, называемом Александрийская библиотека. Осыпанные золотом и милостями, «книжные черви» совершали поистине гениальные открытия. Астрономия и связанные с ней математика и механика стали предметом систематического исследования. Архимед — гений «эврики» — провел некоторое время в Александрии, изучая разливы Нила. Здесь он заложил основы гидростатики и изобрел «рычаг Архимеда».

Математика началась с загадочной карьеры Евклида. Он был первым среди ученых, приглашенных Деметрием Фалернским и написал здесь свои «Начала». Якобы выведенный из терпения, математик осмелился бросить слова Сотеру: «к геометрии нет царских дорог» в ответ на высочайшую просьбу упростить объяснения «всех этих углов и треугольников».

В 235 г. до н.э. третьим главным библиотекарем стал Эратосфен (ок. 274—194 гг. до н.э.) — стоик, географ и математик. Он учил, что океаны связаны между собой, Африка судоходна и в Индию можно добраться, двигаясь на запад от Испании. Точно вычислил продолжительность года и радиус земного шара. Он успевал к тому же заниматься хронологическими таблицами египетских фараонов и разработкой исторических событий в Греции. Его современниками были Аристарх Самосский, который предложил гелиоцентрическую основу для солнечной системы за 1800 лет до Коперника, и Гиппарх, составлявший карты небесных полушарий.

От Эратосфена эстафета главного библиотекаря перешла к Аристофану Византийскому ( ок. 237—180 гг.до н.э.), способному грамматику, но, увы, не обладавшему харизмой своих предшественников.

Царский патронат оказался определяющим фактором в судьбе мусейона и библиотеки. Во II в. до н.э. греко-македонская династия столкнулась со значительным противодействием местного населения и внешних противников, и ее поддержка наукам иссякала. Птолемеи более не интересовались библиотекой и даже враждебно относились к ней. Они, вполне возможно, сократили ее финансирование. Последний библиотекарь из плеяды самых знаменитых — Аристарх Самофракийский (ок. 217—145 гг. до н.э.) — автор монографий и комментариев к произведениям Гомера, Пиндара и Менандра, отправился в изгнание, спасаясь от унизительных преследований, развязанных Птолемеем VIII.

3.Закат библиотеки

За сто лет до Рождества Христова александрийская школа начала терять свое значение. Это произошло отчасти благодаря запутанному состоянию дел в государстве при последних Птолемеях, отчасти из-за появления новых литературных и научных центров в Родосе, Сирии и Риме. Следует учитывать, что залы библиотеки соседствовали с дворцом и ее интеллектуалы нередко прерывали свои занятия из-за политических интриг, гражданских войн, мятежей, скандалов, научных дебатов, подогреваемых притоком новых ученых диссидентов.

Существует много легенд о гибели Александрийской библиотеки. Считали, что ее могли уничтожить воины Юлия Цезаря, которые сожгли египетский флот, после чего огонь перекинулся на город. Гибель Александрийской библиотеки приписывали и преемнику Цезаря – императору Августу. Существует также версия, что она была разрушена монахами-христианами, которые намеривались уничтожить пристроенный к книгохранилищу языческий храм Серапеума.

Самая популярная версия гибели знаменитой библиотеки относится ко времени арабского завоевания. Источники свидетельствуют, что она погибла в грандиозном пожаре во время взятия города Александрии турками-османами. По легенде, покорив Египет, полководец халифа Омара спросил у своего господина, что делать с библиотекой. Тот ответил, что, даже если книги, хранящиеся в библиотеке, согласуются с Кораном – они не нужны. Если же противоречат ему – они нежелательны, а значит, их следует уничтожить в любом случае.

Так или иначе библиотека сгорела в 48 году до н.э., но не вся библиотека погибла в огне пожара. Император Клавдий расширил библиотеку, император Адриан посетил ее в 130 г. н.э. и дискутировал со светилами. Император Каракалла в 215 г. н.э. запретил совместные трапезы ученых и атаковал последователей Аристотеля.

Постепенно Рим стал менее зависим от александрийской пшеницы и менее заинтересован в александрийской науке. Влияние александрийской школы распространилось к тому времени на весь мир, но крупные ученые предпочитали находиться в Риме. Процветание сменилось упадком, то же произошло с репутацией библиотеки. Членами мусейона становились способные администраторы и атлеты. Его повседневная жизнь погрязла в рутине бесплодного доктринерства. Творческий коллектив занимался переводами, систематизацией, филологическим очищением, пересмотром старых знаний, обращал основное внимание на стиль и читаемость классических трудов. Коллекционирование, классификация и упор на эрудицию были важны для академического профессионализма. Но библиотека перестала отдавать приоритет развитию знаний о мире и была больше известна как страж наук, чем их двигатель.

В конечном итоге, подъем и падение библиотеки совпали с подъемом и упадком самого города. Мусейон и главная библиотека были разрушены не то в 270, не то в 272 г. прекрасной Зенобией, царицей Пальмиры, бросившей вызов императору Аврелиану и захватившей Египет. Последний раз ее красота ярко блеснула в 274 г. во время позорного шествия в Риме — в золотой колеснице в окружении рабов, поддерживающих тяжелые оковы, надетые на царственные запястья.

Филиал главной библиотеки в храме Сераписа просуществовал до 391 г. Последним библиотекарем стал математик Теон, более известный как отец несчастной Ипатии. Ее успехи в изучении геометрии и теории музыки убедили воинствующих христиан, что она заслуживает смерти, как и библиотека нечестивцев. Все, что осталось от величайшего в мире книгохранилища, перепало соперничающим патриархам, а в 641 году — арабским завоевателям.

Несколько книг арабы, имеющие опыт в оптике, астрономии, математике и географии, нашли интересными, а остальными топили печи общественных бань. История о том, как арабы полгода сжигали книги, похожа на легенду. Вряд ли правомерно их обвинять в уничтожении давно исчезнувшей библиотеки. Ее разрушение происходило на протяжении четырех веков и означало завершение одного пути познания и начало другого.


4. Возрождение библиотеки

Однако история Александрийской библиотеки на этом не заканчивается. В конце 80-х годов уже прошлого ХХ века у всемирной организации ЮНЕСКО родилась идея воссоздать это чудо света. 12 февраля 1990 г. в Асуане в присутствии глав государств и официальных лиц была подписана декларация о возрождении античной библиотеки Александрии. Благородный проект претворялся в жизнь под эгидой ЮНЕСКО и правительства АРЕ. Была подписана «Асуанская декларация», в которой было обещано помогать воссозданию библиотеки. Среди подписавших были ныне покойный французский президент Франсуа Миттеран, королева Испании, принцесса Монако, коронованные особы из стран Персидского залива, а также российский академик Дмитрий Лихачев.