Смекни!
smekni.com

Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов (стр. 2 из 3)

Поскольку окружающий нас мир окрашен в различные цвета, цветовая символика получила очень большое распространение. Так, красный цвет ассоциируется с кровью и огнём и, соответственно, символизирует страсть, энергию, жизненную силу, но также опасность и агрессию. Желтыйцвет олицетворяет солнечный свет и символизирует тепло, радость, великодушие, достаток и благоденствие. Зеленый цвет ассоциируется с весной и природой, он является символом надежд, возрождения, молодости и безопасности. Голубой цвет ассоциируется с небом и морем, это - символ постоянства, чистоты, веры, спокойствия и благородства. Пурпурный цвет был монополией цезарей, сенаторов и полководцев-триумфаторов потому он олицетворяет власть, царственность, роскошь. Розовый цвет напоминает о цветке розы и символизирует нежность, женственность и ласку. Коричневый цвет ассоциируется с землей, камином и домом, поэтому он служит символом комфорта, порядка и уюта. Серый цвет вызывает в памяти небоскребы, церкви и кладбища, поэтому символизирует формализм, консервативность и достоинство. Белый цвет ассоциируется с воздухом, снегом и дневным светом, он символизирует чистоту, невинность, истину, справедливость, добродетель и неэмоциональность. Его часто используют для выражения стерильности и безопасности. Но в Индии, Китае и Японии он символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. Черный цвет ассоциируется с тьмой и владычицей-ночью. Это символ смерти, тайны, а также власти и скрытой угрозы. Поэтому его предпочитают охранники, телохранители и спецагенты, а также высокопоставленные персоны.

Следует, однако, помнить, что цветовая символика может различаться у разных народов, поэтому "Даже когда очевидно, что цвет имеет символическое значение, мы никогда не можем быть уверены, каково оно. Каждый случай должен быть исследован в его специфическом контексте" [3; 72].

Символика в одежде прослеживается только во взаимосвязи складывающих её символов. По отдельности ни один предмет одежды ничего не значит, но соединённые в определенный костюм или униформу и имеющие соответствующий цвет, элементы одежды указывают на принадлежность к определенной профессии или исполнение определённой социальной роли. К примеру, мундир военного, костюм судьи, платье невесты или вдовы, одежда байкера, облачение священнослужителя и т.д. В комплекте одежда становится символом определённой профессии, социального статуса, принадлежности к какой-либо группе.

Украшения и татуировки также многое говорят о социальном статусе, групповой принадлежности и иерархии их обладателя. Основные функции этих символов невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (Изящные дорогие украшения выдают принадлежность к элите, обилие металлических клёпок и цепей выделяет рокеров, многочисленные амулеты и талисманы выдают приверженцев оккультизма). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются символами: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), медали. Всё это - своеобразные знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений). Роль украшений зачастую выполняют татуировки. Однако в отличие от украшений, которые можно заменить, сигнализируя тем самым изменения своей личности, татуировка навсегда остаются на коже, окончательно и бесповоротно связывая человека с определёнными событиями и социальной ролью. Так, татуировки в уголовной среде являются своеобразным жизнеописанием и характеристикой их обладателя, его криминальной "автобиографией"; они определяют также его рейтинг и место в данной среде.

Помимо татуировок встречаются и другие телесные повреждения, показывающие социальный статус человека: бритьё волос (тонзура монаха), обрезание крайней плоти (принадлежность ко взрослым иудеям), прокалывание ушей (только справа - принадлежность к социальным меньшинствам), нанесение шрамов в определённых местах (у примитивных народов - символы взрослости и власти).

Пища также несёт информацию о событии, к которому она готовится. К примеру, в России и Белоруссии салат "оливье" и шампанское - символ праздника; грецкие орехи, шоколадные конфеты и мандарины - символ Нового года; ярко раскрашенные яйца и куличи - символ Пасхи; именинный торт со свечами - символ дня рождения, а вегетарианская пища - символ поста.

Звуки и тишина также выступают в качестве символов торжественного, священного, либо наоборот, обыденного, повседневного, разнясь по значению в различных микрокультурах.

Таким образом, символы присутствуют почти в каждом поле человеческой деятельности. Благодаря их портативности появляется возможность передавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации.

Однако символы сами по себе, без знаковой и культурной среды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам, ничего не значат: "…символы существуют в конфигурациях, и значение отдельных символов следует искать в их противопоставлении другим символам, а не в самом символе как таковом" [3; 72]. Отсюда можно вывести определение символа как предметного или словесного знака, условно выражающего сущность явления с определенной точки зрения, имеющего в своей основе переносное значение и скрытое сравнение, связь с явлениями быта, историческим опытом, сказаниями, верованиями и т.п.

3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи

Символы могут менять свои значения от поколения к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из древнейших символов, креста.

Изначально крест

, называемый теперь Греческим, символизировал древние представления человека об окружающем его пространстве, мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4 времени года, точки солнцестояний (вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д. Форма Тау-креста
появилась в древней Халдее и соседнем Египте как символ бога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он эволюционировал в Анкх
, символ бессмертия, соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест, названный Латинским
, обозначал в Греции посох Аполлона, но в первые века нашей эры стал символом христианства. Он олицетворяет искупление грехов человечества распятием Христа и веру в его учение, воскрешение, возрождение, спасение после смерти. Свастика
, "вращающийся" крест - древний символ круговорота жизни и солнца, движения, света, благополучия. Но после второй мировой войны он устойчиво ассоциировался с НСДАП и фашизмом, а потому приобрёл строго негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красный крест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красный цвет) и защита, спасение (крест).

Многие современные награды имеют форму креста не случайно. Можно построить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) - Храм, увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) - Рыцарь (долг, верность, честь, защита) - Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) - Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).

Особое значение приобрела взаимосвязь символов в гербах, где каждая деталь наполнена аллегорией и несёт определённую смысловую и информационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета и размера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)

Упрощённый герб - логотип фирмы - изощрённее кодирует информацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, использует несколько логически связанных символов для маркировки производимого товара.

Символы складываются и разрушаются с течением времени, приобретают противоположное значение, эволюционируют с развитием общества, объединяются в группы для создания определённого культа (поклонения чему-либо или почитания чего-либо). Так, например, в советские времена создался культ власти. Он непременно сопровождался комплексом определённых атрибутов, которые стали одновременно его символами. Это служебная машина преимущественно чёрного цвета, с личным шофёром, мигалкой и спецномерами; отдельный кабинет, оборудованный средствами спецсвязи, телохранители, особые пропуска для посещения закрытых для обычных граждан мест и территорий, наличие государственной символики на предметах обихода и т.д.

Религиозный культ предполагает наличие особого, символическим образом оформленного архитектурного сооружения, специфического музыкального или вокального сопровождения, строго определённую одежду проводящих его священнослужителей, комплект ритуальных предметов-символов, осуществление специфических действий, составляющих определённый ритуал и т.д. Всё вышеперечисленное и является символами данного культа. Их взаимосвязь и порождает конкретный религиозный акт, основу вышеуказанного культа.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что нет символа без культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременно породит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея - символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости - на Востоке). Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременный учёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистских настроениях и культе Гитлера в среде его создателей.