Смекни!
smekni.com

Культура и общество (стр. 5 из 6)

Музыка. В первой половине XVIII в. в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х гг. начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1772 г. в Царском Селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М.И. Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М.М. Соколовского — Е.И. Фомина «Мельник — колдун, обманщик и сват» на текст А.О. Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело приспособлен к русским реалиям.

Архитектура. Российская империя, укрепившаяся при Петре I и занявшая видное место среди европейских держав, нуждалась в архитектурных свидетельствах своей славы, могущества и богатства. Поэтому царский двор и вельможи не жалели денег на возведение зданий общественного назначения, дворцов в городах и усадьбах. Развернувшееся с 1712 г. строительство новой столицы Санкт-Петербурга вызвало отправку в Европу молодых людей для обучения инженерным наукам и художественным ремеслам, приглашение из Европы инженеров, художников, архитекторов и ремесленников. При Петре в Петербурге работали архитекторы разных национальностей: французы, немцы, голландцы, итальянцы; каждый из них вносил национальный колорит в свои творения в стиле барокко. Из построек петровского времени следует отметить прежде всего Собор Петропавловской крепости архитектора До-менико Трезини (ок. 1670—1734), представителя раннего барокко. Он же построил здание Двенадцати коллегий (ныне — университет) на Басильевском острове.

Однако расцвет барокко в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени Варфоломея Растрелли (1700— 1771), сына известного скульптора Бартоломео Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли — Большой Царскосельской дворец, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке.

В Москве в стиле барокко успешно работал архитектор Д.В. Ухтомский (1719—1774), который много сделал для распространения в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий мост через реку Неглинку, а в подмосковной Троице-Сер-гиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.

60-е и 70-е гг. XVIII в. — это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф. Кокоринов (1726—1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Баллен-Деламот (1729—1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валлена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок. 1710—1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М. Фельтена (1730 или 1732—1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.

Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В.И. Баженов (1737 или 1738—1799) — первый выпускник Академии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разработан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте осуществить синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Екатерину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Баженовым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне — подмосковном имении Екатерины II; однако строительство не было завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое время жил в Москве. Здесь он построил немало частных зданий, в их числе — изумительный по красоте дом Пашкова (ныне одно из зданий Государственной Российской библиотеки).

Баженов был учеником школы Ухтомского. Та же школа дала другого выдающегося архитектора — И.Е. Старова (1745—1808). Его лучшее произведение — Таврический дворец в Петербурге — построено в духе строгого классицизма. Это здание вызвало много подражаний по всей России (усадьбы богатых помещиков).

Одновременно с Баженовым и Старовым в Петербурге работали выходцы из-за рубежа, среди которых особое место заняли шотландец Чарльз Камерон (1730-е гг. — 1812) и итальянец Джакомо Кваренги (1744—1817). Камерон работал над отделкой комнат Царскосельского дворца (Камеронова галерея); замечательным его творением были дворец и парк с павильоном в Павловске. Камерон превратил этот петербургский пригород в одно из красивейших мест Европы. Кваренги возвел множество построек в Петербурге — Смольный и Екатерининский институты, здания Академии наук, Государственного банка. Монументальность и строгость форм, свойственная классицизму, достигают в творениях Кваренги наибольшей завершенности.

Московским мастером классицизма был М.Ф. Казаков (1738— 1812), также ученик школы Ухтомского. Москва обязана Казакову зданиями Сената в Кремле, Московского дворянского собрания с его знаменитым Колонным залом, старым зданием Московского университета, Голицынской больницей.

Изобразительное искусство. Особых успехов русская живопись XVIII в. достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII в. — это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А.П. Антропов (1716—1795), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра III).

Ф.С. Рокотов (17357—1808) пошел дальше Антропова в раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая техника, богатый колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника — гармоничный по красочности и свободе кисти портрет поэта В. И. Майкова.

Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был Д.Г. Левицкий (ок. 1735—1822). Он создал богатую серию портретов — Екатерины II, воспитанниц Смольного института, московских купцов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова).

Учеником Левицкого был выдающийся русский и украинский живописец В.Л. Боровиковский (1757—1825). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма — неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И. Лопухина).

Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.

Ф.И. Шубин (1740—1805) был выходцем из среды поморских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его великий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом учеником в Академию художеств. Шубин создал галерею психологически выразительных портретов русских людей конца века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф.Н. Голицын, и статс-секретарь Екатерины II П.В. Завадовский, и полководец П.А. Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина — бюст Михаила Ломоносова.

Творчество другого представителя классицизма — скульптора М.И. Козловского (1753—1802) — было проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией.

Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716— 1791) — памятник Петру I в Петербурге. Идейный замысел «Медного всадника» — изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.

Театр. Замечательным событием культуры начала XVIII в. было открытие первого в России публичного театра — сначала с немецкими актерами, странствующей труппой Иоганна Кунста (1702), а затем и с русскими. Репертуар состоял из иностранных пьес — как переводных, так и на языке оригинала. С большим успехом шли комедии Мольера. В середине XVIII в. был основан первый постоянный публичный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов — под руководством основоположника русской классической драматургии — Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф.Г. Волкова (1729—1763), которого называют «отцом русского театра», т. к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский пуб личный театр. В литературе 2-й половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (Л.Е. Шушерин, Е.С. Санду-нова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили крепостные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.