Смекни!
smekni.com

Культура и религия (стр. 3 из 3)

3. Структура и функции религии

Любая религия включает в себя несколько составных частей. Первый - это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру.

Второй компонент религии - религиозные чувства. Упоминавшийся ранее У. Джеймс отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное истолкование Он видел в ней живое, трепетное чувство, невыразимые и многочисленные роптания души. "Красота и безобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом друг с другом, в нерасторжимой связи, и мало-помалу взамен прежнего человеколюбимого Божества, склонного к людям, в нас складывается понятие о грозной силе, которая никого не любит и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели" (Джеймс У. Волях вере. М., 1997, с.34). Считая такое мировоззрение тем не менее полагал, что религия всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по психологии и философии религии нередко встречаются попытки точно определить сущность религиозного чувства. Однако религиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиозное спокойствие, религиозный фанатизм.

Третий компонент религии - обряды, культы. Культ - это совокупность специальных действий и ритуалов, обусловленных верой и регламентированных вероучением. По мнению русского философа Павла Александровича Флоренского (1882-1937), древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. Н.А. Бердяев считал, что культура в первоначальный период своего развития была связана с культом.

B. C. Соловьев писал: какова бы ни была наша уверенность в истине нашей религии, она не дает нам права закрывать глаза на тот факт, что религий существует множество и что каждая себе исключительную истинность. Обычно аргументы в пользу своей религии нравственности. Сторонники той или иной веры объявляют, что их более этична. Но B. C. Соловьев обращает также внимание и на красоту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослужения в Софийском соборе не произвела такого сильного впечатления на послов киевского Владимира, то, вероятно, Россия не была бы теперь православною. [8]

Какие же функции выполняет в обществе религия? Прежде всего, она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т.е. отвечает на вопросы: "Зачем? Во имя чего? В чем смысл?" Но религия не ограничивается этой функцией. Она объединяет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря религии общество сплачивается. Религия - своеобразная (духовная) скрепа общества, поскольку создает коллективные представления внутри общества, предлагая людям определенные ориентиры поведения. Таким образом, она выполняет свою нормативную функцию.

Религия оказывает огромное воздействие на архитектуру, живопись, музыку. Австрийский искусствовед Ганс Зедльмайр в работе "Утрата середины" отмечает, что на протяжении почти полутора тысячелетий в архитектуре Западной Европы преобладал храм как обитель Бога, а с эпохи Возрождения - замок и дворец как жилище божественного человека. В последовательности архитектурно-художественных задач, сменяющих собою безраздельно главенствующую до XVIII в. задачу (церковь, замок и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь новых религий, заменяющих для европейского человека сначала христианского личного Бога, а потом одна другую.

4. Нравственное содержание религии

Будучи феноменом культуры, религия обладает огромным нравственным содержанием. Она представляет собой явление человеческого духа и есть живое общение с Абсолютом. Религия относится к философии, как молитва к понятию. Человек на всех ступенях развития с тех пор, как осознал себя человеком, ищет Бога и возносит к нему свою молитву. Это всемирный факт, который указывал на искони присущую человеку потребность общения с Высшим Существом. Человек находит в религии этическое удовлетворение. Он укрепляется нравственно, приобретает душевное спокойствие и утешение в скорби. В своем стремлении к Богу человек не остается "вечно голодным"; он получает духовную пищу. Источником этого удовлетворения служит внутренняя уверенность, что невидимое Существо, к которому он обращается мысленно, слышит его молитвы и оказывает ему помощь. В этом состоит сущность веры.

Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич Чичерин (1928-1904) задается вопросом: не есть ли все это самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков, по которым наука могла бы удостовериться в его реальности. Мы знаем только свое субъективное чувство, но предмет для нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследователи видят в религии только плод фантазии. Если мы не в состоянии познавать абсолютное, то тем менее может быть допущена возможность общения с ним.

На понятие Бога, считает русский философ, могут быть перенесены некоторые человеческие черты. Но само понятие взято отнюдь не с человека. Между ними та разница, которая вообще пролегает между физическим и духовным существом, между относительным и абсолютным. представление возникает из другое - из чистой мысли. Если опыт составляет единственный источник познания, то каким образом человек может воображать в течение уже тысячелетий, что он имеет общение с существом, которое не только никогда никому не являлось, но о котором он не может иметь даже ни малейшего понятия? Что это за безумный бред, охвативший человеческий притом не только на низших ступенях развития, во времена первобытного невежества, а равно и высших, ибо мы знаем из опыта, что к числу религиозных людей принадлежали величайшие умы человечества?

С культурологической точки зрения, напротив, религия представляется необходимым феноменом человеческой жизни. "Если Бог есть Разум, Управляющий вселенною, - пишет Б. Чичерин, - а человек как разумное существо сам является причастником этого Разума и носит в себе сознание его бытия, то он, по самой своей природе, должен стремиться к общению с Богом. Существо Разума состоит именно в общении. Разобщает телесная ограниченность: разумные же существа, в силу внутреннего закона, стремятся к общению друг с другом. И если это справедливо для отдельных существ, то тем более это должно иметь место в отношении к тому Существу, которое составляет центр и связь всего духовного мира. Как скоро человек имеет понятие о Боге, так он необходимо стремится к единению с ним"[9]. Религия - провозвестница человеческих ценностей, носительница нравственных императивов. Этим определяется ее место в культуре и в человеческой

Заключение

Мы видели, что религия заключает в себе серьезное культурологическое содержание. Каждая религия представляет известное миросозерцание, определяющее отношение человека к Богу и миру. Если разъять ее на составные части, мы откроем в ней философскую истину, в которой все связано логической нитью. Конечно, религия этим не ограничивается; она соединяет все элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение возможно единственно на основании того понятия, которое мы имеем о Боге. Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.

Литература

1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1999.

2. Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. - Кемерово, 2003.

3. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997. - 344 с.

4. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". - М., 1996.

5. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ вв. - М., 1993.

6. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Отв. редактор Радугин А.А. - М.: Центр, 1998. - 592 с.


[1] Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31.

[2] Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412)

[3] Работы Э. Жилъсона по культурологии и истории мыс­ли, М., 1987, с. 110-111

[4] Вересаев В.В. Живая жизнь. М., 1999, с. 247.

[5] Антология исследований культуры. Т. 1,. М., с. 210

[6] Фрэзер Дж. Золотая ветвь, М., 1980, с. 72

[7] Кассирер Э. Избранное. Опыт о человека. М., 1998, с. 547

[8] Соловьев B.C. Собр. Соч. в двух томах. Т. 1, М.,1988, с. 102

[9] Чичерин Б.Н. Наука и религия, М., 1999, с. 190-191