Смекни!
smekni.com

Культура империи Майя (стр. 4 из 5)

Ни у одного из народов древней Америки нет столь совершенного календаря и системы летосчисления, как у майя классического периода. Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который в руках жречества стал могучим орудием воздействия на массы.

Письменность

Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

В настоящее время насчитывается около 2 тыс. стел с надписями. Стелы устанавливались в честь каждого двадцатилетия, в честь смены правителя. Многие надписи на стелах связаны с конкретными историческими событиями. Часть их имеет отношение к различным культам и астрономическим вычислениям.

Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых. В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю.В.Кнорозов произвел дешифровку древних текстов. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причиной тому была поразительная простота, доведенная до совершенства логичность системы счета. При вычислениях майя ограничивались только сложением и вычитанием.

К дешифровке текстов майя были подключены компьютеры. Метод дешифровки, изобретенный Ю.В.Кнорозовым, был назван позиционной статистикой. Благодаря этому открытию было установлено общее количество иероглифов — 300, а также появилась возможность расшифровывать практически любые неизвестные письмена.

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны три: “Пророчества Ягуара” (“Чилам-Балам”) и “Книга народов” (“Пополь-Вух”). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги “Пророчества Ягуара” были у индейцев в каждом юкатанском селении.

Религия майя

Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторон света, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак — Запада, Белый Чак — Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображался всегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах-Пуч, “разрушитель”), бог Ицамна — главный бог Неба, Иш-Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box — богиня Луны и Ткачества, бог Войны — “огненный лик”, бог Полярной Звезды — Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны (“белая женщина”) был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей, приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову). Ягуарами называли богов сторон света — Чаков. Кроме того, титул “Ягуар” носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался “Циновка Ягуара”. Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени.

Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства, и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были знаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не только в книгах “Пророчества Ягуара” и в “Книге народов”, но и у соседних индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год.

В “Книге народов” описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить “знаки отличия” — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.

Причины культурного упадка майя

Что же произошло с процветающей страной? Наиболее популярно предположение о деградации почв, вызвавшей упадок хозяйства. Подсечно-огневая система земледелия без применения удобрений истощает их, стимулирует эрозию. Подробно разрабатывал эту версию ученый и популяризатор науки С. Морли: длительная эксплуатация почв была чрезмерной при низком агротехническом уровне и господстве монокультуры маиса; заостренная палка была единственным орудием земледельца. Снижение урожайности полей вызвало продовольственный кризис, который повлек за собой голод и народные восстания.

Действительно, наиболее пригодны для обработки примитивными орудиями рыхлые, насыщенные органикой почвы, расположенные на склонах холмов. Они дают максимальные урожаи, но в то же время легко поддаются смыву. Однако майя нашли "противоядие" от эрозии. В бассейне р. Канделария американские археологи А. Сименс и Д. Палстон обнаружили искусственно террасированные склоны. Кроме того, в заболоченных низинах во множестве устраивали "приподнятые поля"; вбивали сваи, соединяли плетнем и насыпали внутри ограды метровый слой земли. Постоянная подсыпка ила и близость грунтовой воды обеспечивали их высокую продуктивность.

По имеющимся оценкам, приподнятые поля занимали от 1250 до 2500 кв. км и могли обеспечивать пищей 1,25 – 4,5 млн. человек.

Учтем, что майя вовсе не были приверженцами монокультуры маиса, как считал С. Морли, а выращивали также бобовые, тыкву, сладкий картофель. Широко использовались плоды хлебного дерева, которые питательнее маиса, а по урожайности превосходят его вдесятеро. За 20 рабочих дней женщина с двумя детьми способна собрать тонну таких упавших плодов.

Итак, в поздний классический период (VII – IX вв.) был достигнут высокий уровень сельскохозяйственного производства. Быстрый рост прибавочного продукта создал материальную базу для великолепных достижений в искусстве, строительстве, интеллектуальной сфере. "Это напоминало эпоху возведения египетских пирамид", - пишет мексиканский ученый А. Рус. Цивилизация майя достигла апогея...

Тем более странным и необъяснимым выглядит ее стремительный упадок. Чем же все-таки он был вызван?

При раскопках древнего города Купригуа, построенного прямо над активным глубинным разломом, были обнаружены остатки зданий, разрушенных в результате сейсмических толчков. Возникла версия: внезапные мощные землетрясения погубили цивилизацию. Однако следует учесть, что майя вводили в сооружения антисейсмические элементы: контрфорсы, связующие балки в сводах. Большой устойчивостью по отношению к подземным толчкам обладают конструкции в Х форме усеченной пирамиды, столь характерные для многих монументальных построек. Да и территория страны была слишком обширна, а потому лишь небольшая ее часть могла пострадать от "подземных бурь".

А знаменитые карибские ураганы? Некоторые авторы полагают, что интенсивные ливни могли дезорганизовать хозяйство, мешая выжиганию подсек. Но в пору подъема цивилизации майя подсечно-огневое земледелие, как говорилось, уже отошло на второй план. А катастрофические засухи? Причина их – ослабление действия муссонов. Профессор Чейс отнес эти климатические аномалии к 790-810 гг. Но период процветания, допустим, Тикаля – крупнейшего города империи – выпадает как раз на 700 – 830 гг. Таким образом, природные стихии никак не могли привести к упадку майя.

Успехи сельского хозяйства повлекли за собой демографический всплеск. Возникшая перенаселенность не компенсировалась улучшением технологий или оттоком людей для колонизации неосвоенных земель. Тем не менее по инерции продолжалось престижное строительство, соперничество центров, расточительное использование естественных ресурсов. "Эксплуатация природы дополнялась сверхэксплуатацией человека" (А. Рус).

И последствия не заставили себя долго ждать. Патологоанатомические исследования останков майя позволили сделать вывод о недостаточности их питания в конце позднего классического периода. Недоедание привело к увеличению смертности, прежде всего – детской. Стало недоставать рабочей силы, и она обеспечивалась за счет переселенцев из других районов, что еще больше усугубляло кризис. А энергия общества по-прежнему расходовалась всуе, направлялась на удовлетворение амбиций элиты. Обострились социальные конфликты На государство они действовали разрушающе. Началась "обвальная" депопуляция. По данным Р. Адамса и В. Смита, в 850 – 950 гг. население южных и центральных районов сократилось с 3,0 до 0,45 млн. человек.

Сказывались и непростые отношения с внешним миром. Долгое время историки считали, что майя совершенно не имели крепостей. Дело в том, что при археологических работах в лесах трудно было правильно реконструировать характер городской застройки и наметить ее границы, где могла проходить линия укреплений. А потому все внимание концентрировалось на монументальных сооружениях. Это дало повод американскому ученому Роберту Шереру заметить, что археология майя имела "пирамидный синдром". Только случай помог найти остатки ронительного пояса в Тикале – земляной вал и 4-метровый ров были удалены на 4,5 км от его центра. Теперь же фортификационные сооружения древних майя обнаружены на территории и Гондураса, и Мексики (штаты Юкатан, Кампече и КинтанаРоо). Следовательно, майя считались с угрозой военных нападений и готовились к ним.