Смекни!
smekni.com

Культура индустриальной эпохи (стр. 4 из 4)

Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, опер­ная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской опе­ры. В 1856 г. была об­разована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступа­ет период, вошедший в историю под назва­нием английского му­зыкального Возрожде­ния, — повышается интерес композиторов к национальной тема­тике.

В этом виде искусства главный признак реализма — постижение социального характера человека. Однако в жи­вописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средства­ми, которые создают иллюзию зрительной достоверности.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противополож­ных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие ху­дожники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.

Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832—1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»)^ затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая стра­ница в истории французского критического реализма — его последняя карти­на «Бар в Фоли-Бержер» — об одиночестве человеческого существования. Пред­восхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («А-жантей»).

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впе­чатление). Эстетические установки этого направления характеризовало жела­ние соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения не­повторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные вос­приятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выстав­ки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Опост Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединив­шихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого на­правления в живописи.

Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремился запечатлеть мимолетные, мгно­венные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название на­правления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

Влияние импрессионизма про­слеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творчес­кие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Импрессионисты активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре — мгновенное изображение одного и того же объекта — Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии ему пришлось заплатить, чтобы тополя не срубили. Достичь и передать необходимое ощущение ему удалось, работая на спе­циально оборудованной лодке.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило им­прессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалось рядоположенными мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотна создавался эффект смешения, который придавал оттеночность даже цветам повышенной интенсивности.

При этом была открыта самостоятельная выразительная возмож­ность мазка, которую потом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог и экспрессионисты — для пе­редачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера и Синьяк, пишу­щие точками) — для передачи объемности мерцающего пространства.

Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты от­крыли концептуальное искусство — искусство современное, где глав­ным оказывается принцип видения, идея, которая и представляет со­бой основную ценность. В полной мере это реализовали постимпрес­сионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек).

Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»), затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерс­кой»). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости в концу 80-х гг. Именно в это вре­мя Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не измен­чивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешен­ности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной компо­зиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как «Бе­рега Марны», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Сезанн оперировал пре­имущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и жел­того. У него смелый лаконичный рисунок.

Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказа­ло большое влияние на живопись XX в.

В целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мо­тивы и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.

Заключение

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнооб­разных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства, Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой челове­ческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными рево­люцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмыс­ливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла ли­тература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусст­ва, а также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелло Вентури отмечал; «... по своему числу и мас­терству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живопис­цами любого из предшествовавших веков.»

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись, буквально каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству — Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Нес в себе XIX в. и потери как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозмож­ность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают пос­ледними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассическо­го стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодче­ства — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.

То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.

Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.

Литература

1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 1993.

2. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М.: Просвещение, 1987.

3. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997.

5. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: Инфра-М, 1998.