Смекни!
smekni.com

Культура просвещенного абсолютизма (стр. 2 из 2)

Рассматривая гуманитарные науки, следует отметить сложность их положения в связи с тем, что, с одной стороны, их сдерживала внутренняя политика Академии наук с откровенным креном в область естествознания, с другой стороны, гуманитарные науки в Академии наук были отданы на откуп иностранцам, плохо знающим специфику русской истории и культуры, в частности Шлецеру. С третьей стороны, прогрессивные идеи, высказываемые российскими гуманистами-просветителями, стали входить в противоречие с официальной идеологией. Все эти факторы привели к тому, что развитие гуманитарных наук не имело столько простора и свободы, сколько было характерно для естествознания. Но несмотря на это в российской гуманитарной науке определялись приоритетные области развития – изучение отечественной истории, начиная с Ломоносова, Татищева, попыток Екатерины II, капитальных трудов курского купца И.И. Голикова («Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» в 30 томах), экономиста и историка М.Д. Чулкова («Историческое описание российской коммерции»), а также семитомной «Истории российской» М.М. Щербатова – идеолога дворянской аристократии – и исторических работ И.Н. Болтина, направленных на критику исторической концепции Щербатова за возвеличивание заслуг дворянства в развитии страны.

Кроме развития отечественной истории, крупных успехов в XVIII в. добилась русская материалистическая философия (Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий), для которой была характерна резкая критика религии, господства церкви, утверждение веры в разум и справедливость.

Вообще следует отметить, что совершенно особую роль в развитии науки и просвещения в истории отечественной культуры сыграл Московский государственный университет, основанный в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова. Московский университет отличался прогрессивностью и демократичностью.

Все достижения в области науки и просвещения естественным образом сказались на дальнейшем развитии отечественной техники. Характеризуя ее уровень, важно остановиться на открытиях, сделанных в этой области. Российский самородок И.И. Ползунов создал проект и построил первую паровую машину; И.П. Кулибин стал изобретателем различных механизмов, машин, часов, оптических приборов, прожектора, повозки-самоката (правелосипеда), лифта, механического протеза ног, сеялки, судно-водохода, идущего против течения, автором проекта деревянного и металлического одноарочного моста через Неву и т.д.; мастер К.Д. Фролов изобрел гидравлическую машину; купец Р.А. Глинков – многоверетенную прядильную машину, гребнечесальное приспособление для льна; купец Т.И. Волосников стал пионером русской автоматики, приняв эстафету из рук А.К. Нартова.

Общая духовная атмосфера, естественно, нашла свое отражение в художественной жизни, культуре, практике искусства второй половины XVIII в. Господствующим направлением в духовной культуре времени просвещенного абсолютизма продолжал оставаться классицизм с его призывами верного служения царю и отечеству, воспеванию побед и героев, в проповедовании высоких нравственных добродетелей – долга, чести, патриотизма. В литературе продолжали господствовать торжественные оды, похвальные слова, трагедии, обращенные к монаршим особам и служащие их восхвалению.

В русской литературе вместе с классицизмом существовали и демократические тенденции. Расширение круга образованных людей, включение в него купечества, разночинства, рекрутских детей привело к возникновению романа и мещанской драмы, обращению к фольклору – сказкам, легендам, песням, пословицам и поговоркам.

Вместе с тем социально-сословные противоречия, царившие в обществе, стали основанием для дальнейшего развития сатирико-обличительной литературы, берущей начало в сатирах А. Кантимира и нашедших свое продолжение в творчестве Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Крылова (басни и пьесы) и Капниста (комедия «Ябеда»).

В конце XVIII в. в русской литературе появляются черты сентиментализма, отчасти присущие страницам Радищева, но в большей степени характерные творчеству Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). Карамзин, следуя Руссо, утверждал, что воспитание чувств – это дело благое. По его мнению, человек, который плачет над судьбой героя, чувствительнее к чужому горю.

Сентиментализм сыграл важную социокультурную роль в установлении новой духовной атмосферы в обществе, растопив лед официально-торжественного климата классицизма. В 70-е годы стремление к естеству отношений, природе влияет на изменение семейных взаимоотношений. Женщины с журфисов, ассамблей, маскарадов, балов и фейерверков вернулись в лоно семьи. Они стали уделять больше времени воспитанию детей, аристократки стали сами кормить своих новорожденных. Дети стали осознаваться непреходящей ценностью. Руссо утверждал: «Мир погиб, если бы мы раз в жизни не были детьми». Возникла проблема устройства детского мира: появляется детская комната с особым интерьером, игрушками, новым духовным климатом, в котором царили любовь, забота и ласка, детская мода (до этого детей одевали как взрослых), наконец, детская библиотека. Интерес к детству как важной составной части в жизни человека все более укоренял гуманистическую тенденцию в общественном мнении, и на этом фоне происходило осознание женщиной своего главного предназначения – хранительницы семьи.

Принцип естественности, провозглашенный французскими просветителями и подхваченный русскими, проявился и в моде. Она существенно опрощается, происходит отказ от париков, большого количества косметики, женская одежда напоминает некую смесь крестьянского сарафана и античного хитона, в моду входит бледность.

Русское искусство XVIII в. приобрело подчеркнуто светский характер. Направления развития архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства определялись потребностями и запросами царского двора. В архитектуре укоренились три типа светских дворцовых построек: городская, загородная, усадебная. Архитектура классицизма, ориентированная на сочетание монументальности и изящности, красоты и простоты, наибольшее распространение получила в Москве. Типичным для нее является величественный портик с колоннами, фронтонами и скульптурным фризом за колоннами портика. Над ним возвышался купол или ротонда (Дом Пашкова – арх. В.М. Баженов, здание Сената в Кремле – арх. М.Ф. Казаков, ныне Совет Министров СССР, его же здание Московского университета на Моховой). В Петербурге – это архитектурные сооружения И.Е. Старова (Таврический дворец, Собор Александро-Невской лавры), Д. Кваренги (Академия наук, Ассигнационный банк, Смольный институт). Идеи классицизма, воплощенные в каменных постройках крупных городов, оказали огромное влияние на загородное строительство в Царском Селе, в Павловске и деревянное зодчество усадеб (Кусково, Останкино и др.). Развитие живописи также определялось потребностями аристократии украшать свои дворцы, особняки, усадьбы. Классицизм здесь проявился в типичном выборе мифологических и исторических сюжетов и тем, в парадно-торжественном их оформлении. Ведущим жанром эпохи стал парадный портрет (Д.Г. Левицкого «Екатерина-законодательница», парадный портрет князя Куракина кисти В.Л. Боровиковского).

Так же, как и в литературе, в живописи рядом с классицизмом соседствовал сентиментализм: отчасти в портретах Левицкого – воспитанниц Смольного института, в большей степени – в женских портретах крепостного художника И.П. Аргунова и в знаменитых портретах Боровиковского княжны М.И. Лопухиной и А.И. Безбородко с дочерьми.

В это же время зарождается пейзаж (С.Ф. Щедрин) и жанровая живопись (М. Шибанов – крестьянская тема, И. Ерменев цикл «Нищие»).

Скульптура как вид искусства эпохи просвещенного абсолютизма развиваясь в монументальных (памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса, А.В. Суворову в аллегорическом образе бога войны Марса М.И. Козловского, его же статуя знаменитого золотого Самсона в Петергофе, памятник Петру I работы Э.М. Фальконе под названием «Медный всадник»), парковых, украшающих сады и парки дворцов и усадеб царствующих особ и высшей знати, а также портретных формах (работы земляка М.В. Ломоносова помора Ф.И. Шубина – «Екатерина II – законодательница», портрет А.М. Голицына, Павла I и других). Искусство скульптуры в России развивалось стремительно, хотя не имело фундаментальных традиций в предшествующее время.

Заключение

Эпоха просвещенного абсолютизма середины XVIII в. – важный этап в развитии отечественной театральной культуры. Еще до царствования Екатерины II в Петербурге (1756 г.) учрежден первый государственный театр «для представления трагедий и комедий». Основу его труппы составили ярославские актеры во главе с купцом Ф.Г. Волковым. В это же время существовал школьный театр в сухопутном шляхетском корпусе, в 1779 г. на Царицыном лугу (Марсово поле) возник частный театр И.А. Дмитревского, выходца из труппы Волкова. На сцене его театра увидела свет рампы комедия Фонвизина «Недоросль» (в 1783 г. театр был закрыт по указанию Екатерины II).

В Москве театральные спектакли шли в университете, их играла итальянская труппа Д. Локателли. В 1780 г. открылся Петровский театр со смешанной оперно-драматической труппой. Этот театр дал много талантливых актеров.

В отношении развития и распространения музыкального искусства следует сказать, что в эпоху просвещенного абсолютизма широкую популярность приобретает итальянская и французская придворная опера. Но в последней трети XVIII в. начинает формироваться отечественная композиторская школа (Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич). Ведущим жанром становится опера, особенно комическая, «замешанная» на родном фольклоре.


Список литературы

1. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – Л.: Наука, 2005.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб: Искусство, 2001

3. О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 2000.