Смекни!
smekni.com

Культура России ХХ века (стр. 3 из 4)

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Ми­халкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказ­ки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Со­юзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святы­ни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР бы­ла опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон».

С первых дней Великой Отечественной войны совет­ское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с ору­жием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.

Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева— Кумача и А. Александ­рова «Священная война». В форме клятвы, плача, прокля­тья, прямого призыва создавалась военная лирика М.Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахмато­вой, A. Cypикова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова.

В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века — 7-я симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о и том, что музыка должна высекать огонь из мужественного чело­веческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать 7-ю симфонию спустя месяц по­сле начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консервато­рии он выезжал на рытье окопов и, как боец противопо­жарной команды, жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора «ВТ» — означающие «воздушная тревога». Когда она наступала Д. Шостакович прерывал ра­боту над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бом­бы с крыши консерватории.

Первые три части симфонии были закончены к кон­цу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленингра­ду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе по­свящаю эту симфонию» — таким был эпиграф к этому произведению.

В 1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резо­нанс. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы деремся за свою культуру, за науку, за искусство, за все, что мы строили и создавали», — писал в те дни Д. Шостакович.

В годы войны советская драматургия создала под­линные шедевры театрального искусства. Речь идет о пье­сах Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля Песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, Солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

В послевоенное время отечественная культура про­должала художественное освоение военной темы. На доку­ментальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

В советской гуманитарной науке этого периода начи­нают разрабатываться новые подходы к исследованию об­щественного сознания. Это связано с тем, что советский на­род начинает знакомиться с культурой других стран и осу­ществлять духовные контакты со всеми континентами.

4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России

Художественный процесс 60-70-х годов отличался интен­сивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно свя­зан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».На формирова­ние культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно— технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы это­го периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, услож­нение жизни и быта в современных городах привели к серь­езным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культу­ре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А, Вампилова, В. Розова, А. Во­лодина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художест­венные произведения тех лет не только более смело раскры­вали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сня­ты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики — В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревен­ской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у кре­стьянства, которые значительно отличались от потребнос­тей других слоев советского общества. Содержание боль­шинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абра­мова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах об­щечеловеческих.

Писатели- «деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского чело­века, но и показали более драматичную, сторону этих сдви­гов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию ста­рых русских деревень с их веками складывающимся бы­том, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого ме­няется коренное понятие деревенской жизни — понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и по­нятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмыс­ление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь по-, колоний. Именно об этом с болью писал в своем романе «Дом» Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар».

Проблема взаимоотношения человека и природы, од­на из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, за­грязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелей­шими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Же­стокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм-панорама тех лет «У озера» кинорежиссера С. Герасимова. Шестидесятые годы явили советскому обществу фе­номен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появ­ляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театральной культуры того времени явилось создание молодых театров-студий «Со­временник» и «Таганка». Заметным явлением художест­венной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Но­вый мир» под руководством А. Твардовского.

В целом художественная культура «оттепели» суме­ла поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти пробле­мы решить.

5. Советская культура 80-х годов XX века

Восьмидесятые годы — время сосредоточения худо­жественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеоб­щего греха, плахи заставляет художников прибегать к та­ким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, выра­батывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов — является возникновение мощного потока «возвращенной" художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слуша­теля, читателя тех лет.

Культура восьмидесятых годов отличается наметив­шейся тенденцией дать новую концепцию человека и ми­ра, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально— историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х на­чала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несо­стоявшийся естественный момент своего развития (спокой­но пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознани­ем личности в ее отношениях с миром природы и миром лю­дей в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синте­зирующему стили разных эстетических ориентаций.