Смекни!
smekni.com

Культура Югославии периода предраспада (стр. 2 из 4)

Хотелось бы рассмотреть два последних исторических периода, а точнее, с периода второй мировой войны. Югославия вступила в эту войну в апреле 1941 года, тем самым отвлекла на себя фашистские войска, которые готовились напасть на СССР, в какой-то мере она помогла тому, что фашисты напали на СССР не весной, а летом. Королевская армия Югославии капитулировала через несколько дней войны, но народ Югославии не капитулировал, начались партизанские движения под начальством коммунистической партии им противостояли помимо немецких фашистов, другие отряды которые сотрудничали с оккупантами (усташи, четники, крьоличевцы, болгарские, итальянские, албанские фашисты и др.). Партизаны сумели заслужить доверие народа, благодаря своей моральной и идейной основе, и они победили в этой войне вместе с союзниками. После войны была образована сначала НФРЮ (Народная Федеративная Республика Югославии), переименованая в СФРЮ, во главе которой встал один из лидеров бывших партизан (маршал народно-освободительной армии) хорват И. Тито. После можно выделить: это ухудшение югославо-советских отношений 1948-1953. Полит. руководство страны вело себя более независимо по отношению к Советам, а конкретнее не выполняла некоторые директивы руководства СССР, по экономическим вопросам, отсылала обратно в Советы советских советников по управлению и руководству страны. Но Югославия не обошла, к сожалению, такой негативный момент, преследовавший соц. страны, это некую идеологизированность (марксовым учением), отражавшиеся в общей стилистике политического поведения в обществе (но не культуры в целом). Приблизительно с периода 1950-х по 1985-е года происходит созревание, развитие югославской экономики, подъёма общественной жизни (образование, культура, просвещения и т.д.). В этом периоде необходимо выделить то, что повлияло на последующие события. В 1971 году в коммунистическом комитете республики Хорватия появились мысли-ропоты о хорватской ущемлённости в Югославии, И. Тито потом разогнал этот комитет, но дело это так не кончилось, с 1979 года немецкая служба разведки (BND) начала поддерживать ущемлённых и даже снабжала этих ущемлённых оружием перед началом войны. Но хорватские радикалы не получали такие политические шансы до того как не начала расшатываться Югославская экономика. Причины этому послужили условия поставленные МВФ, по кредитованию, которые затормозили развитие югославской экономики, в результате чего, правительство Югославии сделало ошибку, оно сначала сделало запросы на помощь и советы у капиталистических стран и финансовых организаций, курирующих их экономику, которая уже к тому времени «присоветовала» и «отпомогала», некоторым странам Латинской Америки и Албании (следствие кризисы), а потом когда правительство взяло «помощь» от них, начала проводить губительные советы, которые, впоследствии, разрушили экономику и страну.

Вот некоторые советы, приведшие югославскую экономику к краху.

Отмена репатриации прибыли (т.е. был отменён контроль за вывозом капитала, прибыль от предприятий, которые находились в Югославии, теперь смогла оседать на счетах иностранных банков); отмена ограничения на размер землевладений и их продажу; пересмотр прав собственности, т.е создана атмосфера при которой одни через мерно обогащаются, а другие (широкие массы) беднеют, уменьшение контроля общества за предприятиями приносившими основной доход; закон об иностранныхкапиталовложениях, открывший им путь во все виды предприятий, включая банки и страховые организации; расширение прав руководителей предприятий в том, что касается найма и увольнения рабочих. После этого за один год было уволено 2/3 рабочих, темпы инфляции зашкаливали. В республиках Словения и Хорватия всё больше получали озвучку такие мысли, что Словения и Хорватия кормит всю Югославию. В 1991 году произошла дезинтеграция этих двух республик, они вышли из Югославии, а так как во всех республиках проживали разные народы других югославских республик, то происходили общее не доверие между этими народами, хорваты притесняли сербов, сербы хорватов, босняки, тоже вошли в эгиду притеснявших и притесняемых. Началась война. В 1995 году было подписано мирное соглашение между бывшими союзными республиками. Потом была в 1999 году поимка «прокоммунистического диктатора» Милошевича, с преднамеренными атаками на гражданские объекты. По этому поводу газета «Вашингтон Пост» (владелец газеты мультимиллиардер Баффет) писала: «Милошевич не смог понять политический сигнал, посланный падением Берлинской стены. Другие коммунистические политики приняли западную модель, но Милошевич пошёл иным путём». После можно отметить такие события, это исчезновение, самого названия страны Югославия, т.е. все бывшие союзные республики разъединились.

3.2 Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века

Как мы знаем в Югославии, после второй мировой войны, организовался своеобразный экономической строй, как принято называть социализм, социализм с правом деятельности мелким и средним предпринимателям-производственникам, с принципом деятельности рабочего самоуправления на индустриальных предприятиях.

Это значит, что крупные промышленные предприятия и культура подпадала под общественный контроль, а производство мелких товаров и услуг под управление тех людей, которые хотели этим заниматься. И это показало свою эффективность, те люди, которые по своей природе были энергичными, самостоятельными и предприимчивыми находили способы куда деть свой потенциал. Такая же политика в экономике происходила и в сельском хозяйстве, больше половины крестьян, а конкретно около 85% были частниками. Крупные индустриальные предприятия (а до развала именно они приносили основной доход) работали под контролем общества, и следственно приносимый доход от этих предприятий распределялся по нуждам общества (образование, оборона, просвещение, медицина, искусство и т.п.) а не оседал в карманах через чур предприимчивых.

Югославская экономика была открытой, не ориентированная только на социалистический лагерь, наоборот показатель товарооборотов, с капиталистическими странами был больше.

Управление над культурой, здесь мы видим, что контроль проходил по такой линии: не было возможности для низких проявлений культуры, эффективная поддержка искусству, как правило, искусство не представлялась самому себе, большой спрос на различные виды искусства среди граждан. Концепции культурной политики проводимые в Югославии, включали в себя концепции децентрализации (внимание и помощь не только одному центру) и анимации культуры (выпуск специалистов по организации культурной и художественной деятельности). Примером концепции децентрализации культуры являлась поддержка народного творчества, выраженная в помощи организации выставок, звукозаписи, концертов, гастролей; проявления народного творчества в живописи это стили наивизм и примитивизм, в музыке эстрадно-народное направление. Отдельные произведения этих направлений очень колоритно, отображают дух югославской культуры, и находят продолжения в произведениях югославского искусства и сегодня. Выделим те направления виды культурной деятельности, которым государство уделяло наибольшее внимания, т.е. способствовало поднятию этих видов до мирового уровня: университетское образование в области искусства, музейной работы, организации выставок, кинематограф, театр. Были и свои успехи, на этом уровне, выраженные в официальном признании, т.е. премий: нобелевская премия писателю Иво Андричу, премии на международных кинофестивалях, большой спрос на приобретение картин на международных выставках, югославских художников-примитивистов, музыка югославских композиторов и исполнителей, проигрывалась на радиостанциях других стран и была узнаваема среди слушателей.

Культура Югославии, была чем-то близка к здравому общественному устройству, принцип которого – содействие в выработке полезного для культуры и сознания всего общества, а не полезному и вредному эффективная преграда. Одной, из полезных преград являлась выработка атмосферы дружбы народов, происходил диалог культур, яркие деятели разных союзных республик были повсеместно принимаемые в других республиках независимо, из какой местности или республики они были. Следующие, это стирание религиозно-идеалогических предрассудков, не было гонений на церкви, но религиозной пропаганды, при которой увеличивается не доверия между людьми состоящих в разных конфессиях, не наблюдалась. Почему только близка, потому что оставалось такие проявления, как тенденциозно-превозносимый культ личности, от которого веяло наносной любовью, происходила дезориентация некоторых людей на этот культ, если человек гений, и если этого человека долго и рьяно превозносят это не будет правильно, потому что даже эта самая деятельность гения за которую общество признало его гением была направлена и сонаправлена деятельностью других людей, любая деятельность любого человека направлена и связана с деятельностью другого человека. Но если мы будем говорить, что кризис общества, кризис экономики в Югославии произошел именно из-за этого, то это будет не совсем верным, тем более происходили подходы к здравому взгляду на этот культ и идеологию. Существенную роль в появлении кризисов сыграли сторонние силы (увы, но эта историческая случайность пока что преследует южнославянские народы).

Теперь рассмотрим второй период предраспада, начавшиеся после отделения республик, Хорватия и Словения, и общей дезинтеграций республик Югославии, кончившиеся полным разъединением бывших союзных республик. Вот что пишет сербский культуролог М. Дражичевич-Сесич, по этому поводу, в своей статье «Культурная политика, институциональная система и направления в развитии искусства сегодняшней Сербии»:

«Эта дезинтеграция, породила ряд неблагоприятных факторов, влияющих на культурную жизнь, касающиеся свободы творчества, свободы восприятия возможности личных встреч с произведениями искусства: