Смекни!
smekni.com

Культурные традиции эпохи Просвещения (стр. 3 из 5)

Нравственно идиллические черты неизменно соседствует с сатирическими. В романах (например, «История Тома Джонса, найденыша» английского писа­теля Г. Филдинга, нередко прибегали к параллельному построенюсюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, ка­ждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Впервыев английской литературе Филдинг (1704—1754) продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения.

Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естест­венного человека представлено в трактатах Ж. Ж. Руссо(1712— 1778) и его романах "Юлия, или Новая Элоиза"и "Эмиль, или о воспитании".

Образцом всего благородного, возвышенного, лирического, поэтического и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения[11].

Это было время новых философских убеждений и эстетических поисков, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапа­зон просветительской мысли представлен в творчестве англий­ского поэта и сатирика А. Попа (1688—1744). Его дидактическая поэма "Опыт о человеке" стала для Европы учебником новой фило­софии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения.

Распространению идей Просвещения в Германии способство­вали поэма "Мессиада" Ф. Клопштока (1722—1803), в которой автор стремился к выражению интимно-рациональных начал, которые лежат в основе многих поступков человека, а также "Обращение с людьми" — самое известное произведение А.фон Книгге(1753— 1796). В этой работе Книгге изложил представления о светском, аристократическим образе жизни и жизни буржуазии, ориентиро­ванной на обыденные ценности, дал много практически жизнен­ных советов, основанных на опыте и знании людей.

В музыке кконцу XVII—XVIII вв. начинает складывать­ся тот язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоган Себастьян Бах(1685—1750) и Георг Фридрих Гендель(1685— 1759)[12].

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер симфонии.Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительна музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.

Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения — оратории "Израиль в Египте", "Мессия".Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школаи ее виднейшие мастера — Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

"Отцом симфонии" называют Йозефа Гайдна(1732—1809), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них — темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества — "12 Лондонских симфоний",написанных во вре­мя триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочи­нений, довел до классического совершенства симфонию, квартет сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории — "Сотворение Мира" и "Времена года", в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт(1756—1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, со­чинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способно­сти Вольфганга развивались под руководством его отца — скрипа­ча и композитора Леопольда Моцарта. С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из Сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и жи­вые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья — к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концер­там, квартетам, в которых он создает высшие классические образ­цы жанров. Вершинами классического симфонизмастали три его симфонии (всего Моцартом было написано около 50): "Ми бемоль мажор" (№ 39) — жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; "Соль минор"(№ 40) — глубокая лириче­ская поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений; "До-мажор" (№41), названная современниками "Юпитер", - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утвер­ждая разумность и гармоничность его устройства.

Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.

"Музыка должна высекать огонь из людских сердец", — гово­рил Людвиг Ван Бетховен(1770—1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера "Фиделио"и увертюры "Эгмонт", "Леонора", "Кориапан", фортепианная соната № 23. Завоевание свободы в результате упорной борьбы — вот главная идея его творчества.

Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он уже юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор — все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат(всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы Четырнадцатой ("Лунной") и Семнадцатой сонатотразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей ("Героической")симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Компо­зитора привлекали и камерные жанры (вокальный цикл "К далекой возлюбленной").Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глу­бины внутреннего мира человека.

Апофеоз его творчества — Девятая ("Хоральная")симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шилле-ровской "Оды к радости", избранной гимном Европы.

Изобразительному искусствуXVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизве­дение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) — харак­терные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировойхудожественной культуры[13].

Итальянское искусствоXVIII в. достигло своего расцвета толь­ко в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо(1696—1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо. Тьеполо принад­лежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и свет­ские. Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом.

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведутыгородского архитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Виды родной Ве­неции писал и Франческа Гварди(1712—1793), поэтический, романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света ("Венецианский дворик").

Расцвет национальной школы живописи в Англииначинается с Уильяма Хогарта(1697—1764), живописца, графика, теоретика ис­кусства, автора серии гравюр "Карьера проститутки", обличительных жанровых зарисовок "Карьера мота". Хогарт был единственным ху­дожником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусст­вом театра, сатирическими журналами, с литературой Просвеще­ния. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате "Анализ кра­соты", где осудил некритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетического восприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введения в практику ху­дожественных выставок.

Замечательным художником-портретистом был Томас Гейнсборо(1727—1788). Портретным образам художника, нередко помещен­ным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны ду­шевная утонченность, одухотворенность и поэтичность. Знаменательно, что этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Ака­демии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей ко­торой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров стал следовать реалистическим традициям в пейзажной живописи.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим на­правлением в искусстве ФранцииXVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые "триумфы" и "туалеты".

Живописцем рококо был Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Он разработал и развил новый жанр картин — галантные праздники, причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы ("Отплытие на остров Киферу"). Ярким пред­ставителем французского рококо стал Франсуа Буше(1703—1770). "Первый художник короля", директор Академии, Буше был истин­ным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для оте­лей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет и т.д. Типичные сюжеты его полотен — "Триумф Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы"и т.п.