Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 7 из 16)

♦ Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма.♦ Реформация — возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.♦ Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.

11. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕСТО ЕЕ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.

Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.

Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.

Что касается науки о культуре - культурологии, то она сложилась еще позднее, практически уже в нашем столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX века этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки - этнография, филология, антропологиии т. д. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э.Тайлора "Первобытная культура" (1871 г.).

Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей. В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.).

Культурология это наука, изучающая основные законы сущности человеческого бытия (религия, искусство, наука). Культурология как специальная наука о культуре начинает формироваться в конце XIX-начале XX веков. Предметом культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук.

Таким образом, предмет культурологии как науки представлен 4-мя аспектами: 1 это наука о способах существования коллективной жизни людей и социальных соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей; 2. наука о процессах формирования комплекса социально значимых знаний и социального опыта; 3. наука о содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации; 4. наука о процессах и способах воспроизводства общества и личности - межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих. На современной стадии своего развития культурология представляет собой систему наук, в которой принято выделять два уровня: фундаментальный и прикладной. Предметом фундаментальной культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов. Прикладная культурология исследует, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики. Эта политика осуществляется специализированными институтами культуры и общественными организациями.

Философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.

Вторым видом являетсяистория культуры. В той или иной мере историческая культурология также решает философско-теретические вопросы. Однако главная еезадача - дать конкретное знание о той или иной культуре. Еепредметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например - эпоха Возрождения. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.

Третьим видом выступает социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур - массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества.

К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Ее предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

В западных странах широкое распространение получилаэтническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых "архаических" народов.

До недавнего времени большое влияние имелафилологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучаются через призму языка и литературы.

В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы.

Цель культурологии – выявить дух культуры, опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфического человеческого способа жизни, дать анализ способов культурного развития.

Задача культурологии - построить структуру культуры, которая бы могла объяснять происходящие процессы, прогнозировать их и управлять ими.

Предмет, задачи и методы культурологии как науки Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленных продуктов материального и духовного производства в системе соц.норм и учреждений, в духовных ценностях в совокупности отношений человека к природе, другим людям и самому себе. Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец. исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний

Культурология изучает универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Каждая культура - это неповторимая сфера, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы открываем для себя другие человеческие миры.

Задача культурологии - построить структуру культуры, которая бы могла объяснять происходящие процессы, прогнозировать их и управлять ими.


12. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.