Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 4 из 7)

Художественная литература эпохи Просвещения переносит читателя в мир отношений, более близких к действительной жизни людей, ломая условные границы «высокого» и «низкого» жанра, установленные классицизмом. Выдающимся французским прозаиком и драматургом был знаменитый энциклопедист Дени Дидро. В повести «Монахиня», рассказывая о судьбе девушки, насильно постриженной в монахини, он показывает царящие тогда в монастырях отнюдь не благочестивые нравы и порядки. Повести «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист» при жизни автора не были напечатаны. Здесь в форме живого диалога (что приближало их к философским трактатам, часто также написанным в форме диалога) вскрываются социальные язвы времени. «Что за дьявольское устройство! Одни обжираются, а другие, у которых такой же ненасытный аппетит, не имеют ни куска»,- говорит герой повести «Племянник Рамо».

XVIII век иногда называют «веком театра»: театр оказался чрезвычайно близким своему времени. И в этом искусстве Дидро стал провозвестником нового поворота. По его мнению, героями драмы должны быть не король или знатный человек, а рядовой буржуа ; содержание же драмы должна составить не борьба человека с роком, а борьба человека против общественных несправедливостей. Дидро иллюстрирует свою теорию собственными пьесами «Побочный сын» и «Отец семейства», которые, сказать по правде, не имели большого успеха. Но за Дидро пошли другие драматурги.

Драматургическая реформа Дидро открыла дорогу знаменитому Бомарше (1732-1799 гг.). всемирно известные комедии Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» являются лучшими произведениями этого жанра. Людовик XVI долго противился тому, чтобы «Женитьба Фигаро» попала на подмостки театра, но в конце концов уступил настояниям своих придворных.

Не только театр, но и другие виды искусства испытывали на себе влияние Просвещения. Великого французского живописца Антуана Ватто (1684-1721 гг.), историки искусства назвали «самым французским из всех французских живописцев XVIII в». в большинстве своих картин Ватто изображает в основном галантные празднества («Венецианские праздники», «Беседа в парке»), хотя он уже обращается и к сюжетам, взятым из простой сельской жизни.

Скульптура XVIII в. представлена именами выдающихся мастеров – Фальконе (1716-1791 гг.), Гудона (1741-1828 гг.). Фальконе известен как создатель великолепного памятника Петру Первому в Петербурге («Медный всадник»), Гудон запечатлел облик лучших людей своего времени – Монтескье, Дидро, Даламбера, Жан Жака Руссо, Вольтера.

Таким образом, при характеристике культуры эпохи Просвещения нужно не забывать о том, что стремление к Разуму и концепция просвещения (осуществлялись в эпоху кризиса ортодоксальной религии, - и поэтому это была эпоха мистики и суеверий, которая, как правило, всегда сопровождает религиозные кризисы. И в высшем обществе, и в пароде, мистические настроения находили одинаково благодатную почву: необыкновенно быстро распространялось масонство (масонами были многие известные люди той эпохи – и Вольтер, и Гётте, и Моцарт). В конце просветительской эпохи(к. XVIII в – нач. XIX вв.) резко возрос интерес, к таинственному и мистическому в человеческой индивидуальности. Стали осознаваться сложность, богатство, таинственные глубины духовной жизни человека. В каждом человеке открывались неизведанные миры страстей, чувств, ощущений.

События на рубеже XVIII – XIX вв. в Европе ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу.

Великая французская революция 1789г. у многих просветителей вызвала разочарование. Идеи Просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься о своём историческом предназначении. На смену оптимистической вере в возможность разумного, совершенного мироустройства, гармонично согласованного со свободным развитием личности, приходит сознание недостижимости гармонии между идеальным и реальным, сознание неустранимости этого конфликта. Это будут проблемы культуры XIX века.

Мифы и легенды Древнего Востока.

Культура древнего и среднего Востока.

Возникновение и трансформация мифологии.

В современной антропологии до сих пор не создано общепринятой теории мифа. Едва ли найдётся другое такое явление в области духовной культуры человечества, о которой высказывались бы столь различные, прямо противоположные суждения, как мифология.

По вопросу о сущности и происхождении мифологии в западной научной литературе в разное время сложились четыре главные точки зрения.

1. Натуристическая или астрально-мифологическая теория.

Видит в мифах олицетворённое описание и объяснение явлений природы, преимущественно небесных. Основные положения этой теории были развиты сторонниками «мифологической» школы (англичанин М. Мюллер, немецкие учёные А. Кун, В. Шварц), которые сводили сказочные и эпические сюжеты к мифологическим – солярным и грозовым символам, метеорологическим, солнечным и лунным циклам.

2. Эвгемеристическая теория.

Полагает, что мифологические персонажи суть реальные люди, предки, а мифы – разукрашенные фантазией рассказы об их подвигах. Этой теории придерживался Г. Спенсер и др. приверженцы эволюционистской школы.

3. Биологическая или психо-аналитическая теория.

Понимает мифологию как фантастическое порождение подавленных подсознательных сексуальных влечений человека. Основателем данного направления является З. Фрейд.

4. Социологическая теория.

Рассматривает мифы как непосредственное выражение связи первобытного общества с окружающим миром (французский этнолог Л. Леви-Брюль), или как «переживаемую реальность» и обоснование социальной практики (английский этнограф Б. Малиновский).

Греческое слово «миф» означает «сказание», «предание».

В мифах имеет место олицетворение явлений природы, которым придаются человеческие черты – природные явления, предметы животные изображаются как люди и ведут себя как люди.

Главные предпосылки этой своеобразной «мифологической» логики – это, во-первых, то, что первобытный человек ещё не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной, и, во-вторых, элементы логической диффузности, нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося ещё отчётливо от эмоциональной, аффектно-моторной сферы.

Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства.

Классификация мифов по сюжетам:

- Мифы о животных.

- Мифы о небесных явлениях (о солнце, луне, звёздах и т.д.).

- Космогонические и антропогонические мифы (отсутствуют у примитивных народов).

- Эсхатологические мифы – рассказы пророчества о конце известного нам мира.

- Мифы о происхождении смерти.

- Мифы о великом потопе.

- Мифы о девственном или непорочном зачатии.

- Мифы об умирающем и воскресающем боге.

Основные отличия сказки от мифа :

1. Сказка не связана с обрядом, с культом.

2. Миф слушатели принимают за правду, а сказку за вымысел.

3. Сказка рассказывается для развлечения или морального назидания.


Древний Восток в истории мировой культуры:

Культурные особенности и общая характеристика.

Приступая к изучению особенностей формирования и характеристике культур древних цивилизаций, отметим, что речь пойдёт о культурах Древнего Востока, которыми принято считать классовые общества на огромном пространстве Азии и Африки, которые охватывают долину Нила и Месопотамию(Двуречье), то есть территории двух древневосточных культур.

Некоторые исследователи определяют Древний Восток, как культурную целостность, которая включает в свой состав культуры Южной Азии, Северной Африки, а также Индию и Китай. Ряд авторитетных исследователей считает, что древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков также относятся к древневосточной цивилизации – типологически, но не географически. Такая точка зрения не лишена оснований, так как типологическое сходство в действительности существует.

Значение Древнего Востока в истории мировой культуры огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного строя и переход к осёдлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и появления социальных классов. Культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй.

При всех несходствах и контрастах древние цивилизации имеют ряд общих и характерных черт, придающих им статус культурно-исторической однотипности и уникальности в сравнении с культурами иных исторических типов. Такими чертами являются :

- Сильная тенденция сохранения общинных структур ;