Смекни!
smekni.com

Литература и искусство в конце XIX – начале XX вв. (стр. 2 из 4)

Замечательный писатель начала века Джек Лондон (его настоящее имя Джон Гриффит) писал о судьбах простых людей своей страны. Любовь писателя к людям труда, стремление к социальной справедливости, ненависть к эгоизму, корыстолюбию близки и понятны читателям всего мира.

Родившись в семье обедневшего фермера, Лондон с детства начал работать продавцом газет, рабочим консервной фабрики, исходил немало дорог в поисках заработка. В 1897 г. Джек Лондон поехал на Аляску, где незадолго до этого обнаружили золото. Ему не удалось разбогатеть, но полученные на Аляске впечатления послужили ему материалом для первых увлекательных рассказов о борьбе человека с суровой северной природой («Любовь к жизни», «Белое безмолвие» и др.) У писателя немало произведений («Белый клык», «Зов предков», «Майки, брат Джерри»), где он с глубоким знанием и теплотой изображает животных.

Судьбе писателя в обществе посвящен один из самых глубоких романов Джека Лондона - «Мартин Иден» (1909). Герой произведения, Мартин Иден - человек из народа. Ценой огромных усилий и жертв он сумел осуществить свою мечту и стать известным писателем. Но слава принесла ему лишь чувство глубокого разочарования и душевной пустоты. Иден увидел, как корыстны и ничтожны люди, которые казались ему носителями культуры. Во всем мире ценят творчество великого американского писателя, в котором раскрывается его свободолюбие, уважение к творческой энергии, мужеству, силе человека, где видна страстная любовь к величественной и неиссякаемой красоте природы.

В атмосфере общественного подъема, напряженной идейной борьбы развивалась русская литература. Писателями-реалистами, которые снискали мировую известность, было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений: «Война и мир», «Анна Каренина» Толстого, «Преступление и наказание»

Достоевского, «Отцы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Гроза» Островского, «Былое и думы» Герцена, «История одного города» и «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина. В этих произведениях, в полном смысле слова классических, наиболее ярко воплотились характерные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие основных ее противоречий.

Беспощадно изображая угнетателей и паразитов - помещиков, дельцов, крупных чиновников, русскиеписатели противопоставляли им людей труда, в которых ничто не убивает лучшие человеческие качества: трудолюбие и самоотверженность, искренность и душевную чистоту. С глубоким сочувствием изображались в русской литературе и те люди из имущих социальных слоев, которые тяготились своим существованием, стремились к какой-то иной, полной и осмысленной жизни.

В 60-70-е годы в литературу пришел новый отряд талантливых писателей-реалистов: Н.С.Лесков (1831-1895), Н.Г.Помяловский (1835-1863), Г.И.Успенский (1843-1902). В эти годы выступали и талантливые поэты-романтики: А.А.Фет, А.Н.Майков, Я.П.Полонский, но они были сторонниками «чистого искусства», и их творчество меньше привлекало к себе общественное внимание.

Главенствующее положение русский реализм сохранял в России и в 80-90-е годы - сложную, переходную эпоху, когда под напором развития рыночных отношений рушились устои крепостнической России. В это время продолжалась литературная деятельность Л.Н. Толстого, создавшего одно из крупнейших своих произведений - роман «Воскресенье», Г.И.Успенского, М.Е.Салтыкова - Щедрина. В последние десятилетия XIX века выдвинулись новые яркие таланты: В.М.Гаршин, В.Г.Короленко и, прежде всего, А.П. Чехов. Эти художники сумели увидеть и показать, что недовольство жизнью стало в России всеобщим, что протест зреет даже в душах «маленьких», ранее униженных, забитых людей. И ощущение, что «больше так жить нельзя» (Чехов), вызвало в творчестве писателей 80-90-х годов возвышенные, романтические предчувствия лучшего будущего.

Особое место в ряду русских писателей этого периода занимают Л.Н. Толстой и Ф.М.Достоевский, которые, отталкиваясь от повседневной действительности, сумели подняться до «вечных вопросов» о Боге, душе, смысле жизни.

Кризисные явления в обществе заметно проявляются в русской литературе. Мастера реалистического направления - И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев - создают великолепные по форме произведения, в которых, однако, не ощущается жизнеутверждающий пафос классики - сюжеты их становятся все более мрачными и тревожными, идеалы, которыми они вдохновляются - все более неясными. Эти особенности были присущи и ряду произведений А.М.Горького, с удивительной силой показывавшего мрачные стороны русской жизни.

В конце XIX в. в русской литературе возникают модернистские течения, принципиально отличные от реализма - символизм, акмеизм и др. Поэты и прозаики этих направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. При этом стихи В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Н.С.Гумилева поражали своей звучностью, изысканными рифмами. Самые яркие и глубокие представители этих течений А.А.Блок и Андрей Белый (Б.Н.Бугаев) - по-своему все же откликались на проблемы русской жизни, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, неизбежного краха старого, привычного мира.

2. Изобразительное искусство

Традиции реалистического искусства наиболее полно развивались во Франции. Начало реалистическому направлению положила пейзажная живопись художников так называемой «Барбизонской школы». Они писали сельские пейзажи. «Обыкновенная природа являлась неисчерпаемым материалом для искусства», - утверждал глава «Барбизонской школы» Теодор Руссо. Реализм стал определяющим методом в творчестве Жюля Дюпре, Диаса де ла Пеньи, К. Труайона, Шарля Добиньи, Камила Коро, Жана Франсуа Милле. Лидером реалистического направления во французской живописи середины XIXв. был Гюсшав Курбе. Демократическое искусство Курбе вызвало немало нападок со стороны официальных кругов вплоть до того, что однажды Наполеон IIIчуть не ударил одну из картин художника хлыстом. Лучшие картины Курбе «Каменщики», «Похороны в Орлеане» снискали художнику мировую славу.

В Германии самым значительным художником-реалистом был Адольф Менцель. В картине «Железопрокатный завод» он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих. Его творчество отличала выразительность образов, острое чувство современности.

Среди живописцев второй половины XIX века выделяется своим ярким талантом Эдуард Мане. Он был настоящим певцом света, его изысканных и неповторимых сочетаний и оттенков. Мане первым из французских живописцев передал в картине богатство солнечного освещения. Друзья называли Мане «солнечным художником» и говорили, что его картины - настоящий праздник для глаз. Всю жизнь художник боролся против нападок официальной критики, упорно не желавшей принять его новаторское искусство.

Вокруг Мане объединяется группа молодых художников, ищущих новые пути в искусстве. Весной 1874 г. малоизвестные живописцы, называвшие себя «независимыми», представили публике свои произведения. Но их живопись встретила лишь глумливый смех посетителей, а газеты запестрели заголовками: «Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня». За художниками закрепилось название, данное в насмешку ловким журналистом - импрессионисты. Поводом послужило название картины К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (впечатление по-французски - impression).

Импрессионизм- направление в искусстве последней трети XIX -начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении - в солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили перед собой задачу сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения на открытом воздухе, а не в мастерской, как «барбизонцы». Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда предметы недостаточно освещаются, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, импрессионисты писали картины мелким подвижным мазком.

Так же, как и «барбизонцы», импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамичной городской жизни. Сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и одноплановости своего искусства. Тем не менее искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а профессиональные достижения этих художников были настолько значительны, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.