Смекни!
smekni.com

Литература как часть культуры Османской империи (стр. 2 из 2)

♦ Поэзия

а) Поэзия интеллектуалов.

Количество поэтов в интеллектуальной среде не прекращает расти по мере расширения Империи. С обоснованием в Стамбуле, после его завоевания, султана со своим двором культурная жизнь в Империи обрела новый размах. Отныне поэты пользуются поддержкой — порой даже находятся на содержании — со стороны султанов и высокопоставленных сановников, которые надеются на повышение своего авторитета за счет интеллектуалов. Последние, на основе богатой арабской и персидской лексики и в духе классической персидской поэзии, начинают развивать поэтический язык, все более искусный и замысловатый, в котором в основном сохраняются структура и грамматика турецкого языка, но заметно сокращается употребление тюркских слов. Они ищут вдохновения в персидских традициях, создавая свои сюжеты и образы, но для них характерно большое воображение в новом прочтении символов, в игре слов и придании музыкальности стихам.

Именно в «век Сулеймана», XVI в., золотой век Империи, появляются самые большие поэты: наиболее блистательными из них были Физули (1494— 1555) иБакы (1526—1600), каждого из которых еще при жизни именовали «султан среди поэтов». В последующем классические жанры и сюжеты продолжают развиваться, однако без большого количества оригинальных идей. И все-таки, в XVI в. выделяются такие поэты, какРевани (ум. в 1524 г.), Зати (ум. в 1546 г.) и Хайали (ум. в 1556 г.), который соперничал с Бакы и которого некоторые ставят даже выше; в XVII в. — Нефи (ум. в 1635 г.) и Юсуф Наби (ум. в 1712 г.).

В начале XVIII в. произошло глубокое обновление османской поэзии благодаря поэту Ахмеду Не-диму (1681—1730), чувственная поэзия которого воспевает радость, удовольствие и любовь, обманчивое великолепие Стамбула с гармоничной меланхолией или фривольной распущенностью. Но у него не было прямых последователей, и придворная поэзия пришла в упадок. Последние десятилетия XVIII в. были, однако, отмечены творчеством другого талантливого поэта Галиб Деде (Шейх Галиб) (1757—1799), который считается последним истинным поэтом Османской империи. В любовной поэзии особое место принадлежит Фазиль-бею (1757—1811).

Имела в Империи место и женская поэзия, но она ограничена пределами гарема и почти не была известна вне его, среди литературной публики, которая была в основном мужского пола. Редкие тексты классической эпохи, дошедшие до нас, относятся к лирической поэзии. Назовем в качестве примера сборник стихов, посвященных любовной тематике, автором которых была Михри Хатун (ум. в 1512 г.), чей поэтический талант был оценен при дворе сына Баязида II, и в XVIII в., поэмы Зюбейде Фитнат Ха-нум (ум. в 1780 г.).

б) Народная поэзия.

При всей аристократической престижности интеллектуальной поэзии, занятие которой было прерогативой образованных людей, не следует забывать, что в тюркских провинциях Империи было немало народных и полународных поэтов. Они используют живой турецкий язык, а не трехязыковую идиому поэтов-классиков; они создают свои поэмы в силлабическом, а не метрическом стихе. Самым знаменитым из них был Юнус Эмре (к 1240—1320), который писал на турецком, доступном для народной аудитории языке.

К народной поэзии, чаще всего безымянной, принадлежат также длинные поэмы-легенды и эпические сказания, герои которых иногда рассматриваются как авторы. Так и с Кероглу, «сыном слепого»: этот благородный разбойник, храбрый воин, поборник справедливости, а изначально солдат в конце XVI в., становится предводителем бунтовщиков во время крупных восстаний против османов. Легенда об этом герое продолжала дополняться до последних дней Империи.

В османской литературе присутствует и проза. Устные предания хранят многочисленные свидетельства: сказки, легенды, романтические рассказы (в известных случаях сочиненные и рассказанные профессионалами, меддах) или текстовые отрывки из сборников в стихах и прозе. Что касается письменной прозы, то она также широко представлена в турецкой литературе Османской империи. Ранние прозаические произведения, первые из которых восходят к XIV в., довольно скромны. Они состояли главным образом из переводов и обработок арабо-персидских оригиналов — поучительных рассказов и легенд о сотворении мира, о жизни пророков и героев священной войны, а также занимательных сказок. Язык этих произведений сравнительно прост и близок к разговорному турецкому языку.

♦ Историография

Литературный язык породил не только поэтические произведения. Прозе при дворе также уделялось внимание, особенно историческому жанру, главным образом хронике. Авторы обычно довольствовались тем, что излагали события прошлого, подчеркивая заслуги и величие монархов османской династии: таким образом, хроники представляют собой скорее источник официозной историографии, чем объективный исторический материал. Такими источниками следует пользоваться с осторожностью, поскольку они далеки от правдивого отражения действительности, в особенности в том, что касается описания хода событий при первых османских правителях. Между тем в этих текстах есть и некоторая доля достоверности, которую можно проверить по греческим и арабским источникам того времени, хотя и они, по большей части, тоже откуда-то переписаны и оригинальность отнюдь не их сильная сторона.

К основным представителям этого жанра в XV— XVI вв. можно отнести Ашик паша-заде (1392—1484), Энвери, Оруджа, Нешри (ум. около 1520), Кемаль паша-заде (ум. около 1534), Саади, Джелал-заде Мус-тафа Челеби (1490-1567), Лютфи (ум. в 1569), Саа-деддин Ходжа эфенди (1536—1599) и Селаники Мус-тафа эфенди (ум. около 1600). В ту же эпоху стало возрастать персидское влияние, поскольку литературный персидский язык при дворе главенствовал. Большой успех имела написанная на фарси Шах-паме («Книга о царях». — Прим. пер.), сборник текстов, прославляющих султанов; составителями были Шук-рулла (ум. в 1488), Идрис Бидлиси (ум. в 1520); а на турецком, с большим влиянием персидского, — Тур-сун-бей (ум. после 1500). В XVII в. известны такие имена, как Мустафа Али (1541—1600), Кочибей Ге-мюрджинский (ум. около 1650) и Найма (1655—1716). Некоторые османские историки — Ибрагим Печеви (1574-1650) и Хусейн Хезарфен (ум. в 1671-1691) -использовали европейские источники.

♦ Научная литература

Помимо поэзии и истории, получили расцвет, благодаря некоторым выдающимся людям, и научная литература. В XVI в. и XVII в. большой интерес вызывают география и астрономия.

Всплеску интереса к географическим исследованиям способствовала османская экспансия в Европу, Северную Африку и на Восток. Турки пишут географические труды и составляют уточненные карты с помощью документов, оставленных первыми итальянскими и португальскими навигаторами (морские карты, описания портов и побережья). Наиболее известными среди них были Пири Рейс (ум. 1498), Сейиди Али Рейс (1498-1562), Маджар Али Рейс и Сейфи (ум. после 1590). Самым великим османским ученым XVII в., несомненно, является Хаджи Халифа (или Катиб Челеби, 1609—1657) — энциклопедических знаний ученый, пользовавшийся как исламскими, так и европейскими источниками; его труды, написанные на турецком языке, охватывают вопросы истории, географии, точных наук.

Что касается астрономии, эту науку представлял Мехмед Таджуддин (1520—1585), ученый который в 1578 г. построил обсерваторию в Стамбуле и опубликовал ряд интересных работ о своих астрономических наблюдениях. К области литературно-научных познаний можно отнести переводы, а точнее обработку арабских философских трудов, касающихся теорий Аристотеля; следует упомянуть и о нескольких исследованиях по химии. Блестящих успехов достигла медицина, в особенности благодаря трудам Ахи Ахмеда Челеби (1436—1523).

Среди литературных жанров следует также упомянуть «Книгу путешествий» (Сейяхат поме) Эвлия Челеби (1611—1684). Этот неутомимый путешественник побывал в самых различных районах Империи; он не просто описал эти места, он сделал экскурс в их историю, институты, общественную и экономическую жизнь, традиции и нравы, и все это отраизл самым живым образом. В XVIII в. наблюдается активность в дипломатических отношениях Турции с иностранными государствами. Самыми известными трудами в этой области являются мемуары Иирмисекиз Мехмеда Челеби (ум. в 1732), работавшего во Франции в 1720— 1721 г., и Ахмеда Ресми (1700-1783), посла в Вене в 1757-м и в Берлине в 1763 г. Их свидетельства, пробудившие любопытство высшего общества, станут причиной все возрастающего интереса к различным аспектам европейской культуры.

И, наконец, не будем забывать о похождениях народного героя Ходжи Насреддина; его забавные анекдоты, словечки и афоризмы, веселящие турок и в наши дни, были собраны Махмудом Челеби, прозванным Л ами (ум. в 1531). Множащиеся век от века благодаря устной традиции истории Насреддина облетели весь исламский мир, от Африки до Центральной Азии.

Литература

1. Бирюлев Илья Михайлович. Всемирная история: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Ф.Г. Турченко (ред.) — 4. изд. — К. : Генеза, 2004.Ч. 1 : Новое время (ХVІ- конец ХVІІІв.). — К. : Генеза, 2004 — 256с.

2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. — Изд. испр., доп. — М. : АСТ, 2000. — На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3 : Новая история. — М. : АСТ, 1999 — 719с.

3. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с

4. История Востока: В 6 т. / РАН; Институт востоковедения / Р.Б. Рыбаков (ред. ) — М. : "Восточная литература" РАН, 2000. Т. 3 : Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI- XVIII вв.. — М. : "Восточная литература" РАН, 1999 — 696с.