Смекни!
smekni.com

Материальная культура кыргызов (стр. 2 из 4)

Торговые и бытовые связи с соседними народами вели к все большему проникновению в среду киргизов кустарных среднеазиатских и кашгарских тканей. Одежда киргизов, осевших в жарких южных районах края, несколько приближалась по покрою к одежде соседних узбеков. После вхождения Киргизии в состав России чаще приобретались готовые привозные узбекские стеганые халаты, тюбетейки, белые рубашки, а также фабричные ткани, обувь, платки и т.д.

В одежде, как и в жилище, были сильно выражены социальные контрасты. Если феодальная знать носила одежду из лучших тканей, дорогих мехов, кожи и замши, отделанную золотыми и серебряными украшениями, жемчугом и перламутром, то подавляющая масса населения облачалась в самую дешевую одежду традиционного стиля и покроя, использовала до полного износа самодельную обувь.

Вплоть до середины XIX в. киргизская одежда, как и многих других кочевых народов, характеризовалась слабой дифференцированностыо у разных половозрастных групп. Отдельные виды как нательной, так и верхней одежды были по покрою одинаковыми для женщин и мужчин. Во второй половине XIX - начале XX в. в этом отношении также произошел ряд изменений.

Глубоко традиционными у киргизов были широкие в поясе и суживавшиеся книзу мужские овчинные штаны (шым). Нарядными считались штаны из замши или из выделанной кожи горного козла (кандагай), украшенные вышивкой. Они были очень прочными, поэтому их надевали также борцы во время состязаний (эциш, курвш). Летом носили штаны из кустарных тканей (таар) различного качества, а также из фабричных материалов.

Обычной верхней мужской одеждой служил нагольный овчинный тулуп (тон, постун). С конца XIX в. использовали европейского покроя шубы (бущрмв-тон).

Одним из видов киргизской мужской верхней одежды являлся кементай. Шили его из тонких или грубых накатанных кошм естественных цветов. Белые тонкие кошмы шли на изготовление0 кементая для состоятельных лиц. Наряду с нагольным тулупом этот вид одежды - кементай, кебенек - имеет у киргизов наиболее давние истоки6.

Другую мужскую верхнюю одежду - чепкен, одинаковый по покрою с кементаем, шили из ткани таар. изготовляемой из верблюжьей и овечьей шерсти различных естественных цветов.

Разновидностью овчинных тулупов можно считать и крытые тканью шубы (ичик) из шкур ягнят, лицевая сторона которых покрывалась материей темных цветов; шуба имела большой шалевый воротник. Самые богатые шили шубы из дорогих мехов - волка, лисы и соболя. С середины XIX в. на севере края стала широко распространяться верхняя одежда чапан из цветного ситца, сатина и других видов хлопчатобумажной ткани на подкладке.

Наиболее древней, уже начинавшей выходить из употребления, расты проявлялись особенно разительно. По мере роста торговли с Центральной Россией кустарные материалы для верхней и нижней одежды заменялись фабричными тканями.

Глава 3 Пища

Пища киргизов в XVIII - начале XIX в. характеризовалась традиционными обусловленными основным направленном хозяйства - скотоводством. Преобладал молочный и мясной рацион8, хотя мясная пища и не составляла основу питания киргизской бедноты Вместе с тем с развитием земледелия киргизская кухня пополнялась мучными и овощными блюдами.

Пищу бедноты в течение всего дня составляла жидкая похлебка (жарма) из толокна - поджаренного смолотого зерна.

Предпочтительной едой у киргизов была пища из мяса домашних, отчасти и диких животных, а также птицы. Излюбленным кушаньем был нарын или ту ураган эт - мелко накрошенное мясо с лапшой, разбавленное бульоном.

Из овечьей печени и жира готовили особые колбасы - олобо, ж&ркое-куурдак, пережаренное с луком. В состав традиционной кухни киргизского населения южных районов Киргизии входи, и плов, воспринятый, возможно от узбеков и таджиков.

Молочные продукты являлись одной из основ пищевого рациона киргизов. Повседневным и самым распространенным продуктом было кислое коровье и овечье молоко - айран. При квашении в него иногда добавляли толокняной крупы (акшак). Этот вид кислого молока назывался ашайран, процеженное или отжатое кислое молоко - сузмо. Из сузме при просушивании его готовили сыр (курут).

Приготовленный путем сквашивания п кипячения особый сыр назывался эжигей. Из накопленной за определенное время сметаны (каймак) получали топленое масло - сары-. чай. из его сгустка - чвбвгв.

Любимым напитком у киргизов издревле был кумыс из кобыльего молока, подвергшегося брожению. По способу приготовления и вкусу кумыс делили на саамал кымыз, тунма кымыз, шырбан кымыз и т.д.

Мучная пища была мало доступна кочевникам, но у киргизов полуоседлых районов она занимала значительное место. Из кислого теста в котле выпекались мелкие лепешки (жапкан нал, (квмкврмв нан), из пресного - лепешки тонкие (колама, таптама) или слоеные (каттама).

В особо торжественных случаях жарили на масле маленькие кусочки кислого теста - (боорсок), а также круглые ритуальные плоские лепешки (май-токоч). оладьи-куймак. Из пресного теста готовили полужидкие блюда - кесме, зкуппа, кулчвтай и т.п.

Из крупы ячменя пли пшеницы варили жидкие каши - Квж (:. а из пшена (проса) со сметаной готовили кептургвн таруу.

Из проса приготовляли также хмельной напиток (бозо). Некоторые киргизы, по преимуществу бедняки-земледельцы, выделывали его для продажи.

В пищевом рационе у киргизов встречался и чай, часто с добавлением молока и соли. Более широко был распространен так называемый куурма чай, который употреблялся не только как напиток, но и входил в состав пищи.

В начале XX в. в киргизскую кулинарию начали проникать национальные блюда узбеков, уйгуров, дунган, русских (лагман, чучвара, мантуу, шувале, борщ, жаркое и др.).

Глава 4. Искусство

Изобразительное искусство киргизов, носившее прикладной характер, богато, самобытно и красочно. В нем особенно ярко проявилась высокая художественная одаренность народа. Многие его формы, возникнув в своей основе еще в глубокой древности, оказались жизнестойкими бытовали в течение многих столетий.

В условиях кочевого образа жизни киргизы стремились создавать бытовые вещи, не только удобные при частых перекочевках, верховой езде пли сидении на полу, но при этом еще п не ломающиеся, прочные при упаковке и переездах. В то же время эти предметы должны были удовлетворять эстетические потребности народа. Поэтому жилище, одежда, утварь, конская сбруя украшались орнаментом, вышивкой, аппликациями, чеканкой и т.д. Поколениями безвестных мастеров были созданы неповторимые, уникальные образцы народного искусства.

Произведением высокого прикладного искусства можно считать саму юрту и ее интерьер. В них отражены художественный вкус народа, своеобразный колорит, изящество форм. В украшении юрты сконцентрированы такие виды искусства, как резьба и роспись по дереву и металлу, художественное ткачество шерстяных и изготовление чиевых изделий, орнаментация и аппликация по войлоку и ткани, вышивка и узорное плетение и т.д.

Самым распространенным и ходовым материалом для создания бытовых изделии был войлок. Им покрывали юрту, из него шили одежду, сумки разных форм (аяк кап, жапсар, текче и др.) для хранения женских хозяйственных мелочей. Замечательными произведениями народного искусства в интерьере юрты являлись войлочные ковры для пола (шырдак), широкие полосы, обертывающие изгибы купольных жердей юрты (жабык баш). Техника их изготовления идентична: вырезание узоров пз цветных войлоков и сшивание их, в результате чего получалась красочная кошма с контрастным сочетанием цветов. Таким же способом делали и указанные выше "мозаичные" сумки.

Не меньший уют и красоту убранству юрты придавала узорная кошма - ала кийиз. В ней отсутствовала четкость очертания узоров, характерная для войлочных мозаичных ковров-шырдаков. Высокохудожественными являлись и многие изделия из ткани. типа пиази из тонкой однотонной и терме таар - цветной ткани для одежды и убранства юрты. Для внутреннего украшения юрты применялись узорные ткани (терме таар) в виде полос различной ширины. Ими опоясывали решетчатую стенку (тегирич), связывали части юрты (кереге боа, уук чалзыч). Сшитые из узорных тканой различной величины паласы шли для покрытия пола ц для изготовления лошадиных попон, нарядных переметных сумок (куржун), различных мешочков для хранения вещей, продуктов и т.п. В южных районах широко бытовали красочные ворсовые ковры (килем).

Большой художественной выразительностью отличались изделия из чия. На простом сооружении из трех шестов искусные киргизские мастерицы создавали узорные циновки (чырмалган чип) для ограждения кухонной утвари и пищи (чыгдан), для покрытия решетчатой стены юрты и завешивания входа в нее (эшик), а также всевозможные футляры для предметов хозяйственного обихода.

Для циновок, цветных войлочных изделий, ворсовых художественных тканей характерных сочетаний - красного с синим, черного с узоров, в которых поэтизировалась окружающая природа, - животный и растительный мир, различные предметы кочевого быта и хозяйства.

Кожаные и замшевые узорные потники (тердик) украшались серебряными пластинками. Из сыромятной кожи плелись сложные по техники плети (камчы), мастерились уздечки (жугвн), подхвостники (куюшкан), подпруги (басмайыл).

На примитивном станке изготовляли и домашнюю утварь из дерева (табак, аяк, кашык, чвйчвк и т.д.) Высоко ценилась посуда из арчи. Некоторые виды и формы такой посуды по своим художественным достоинствам не утратили своей привлекательности и сегодня.

Художественные изделия из металла - один из важнейших видов народного искусства киргизов - также достигли значительного совершенства. Художественное ремесло, связанное с обработкой металла, делилось у киргизов на две группы. К первой относилось изготовление и украшение предметов чисто утилитарного назначения - седел (ээр), стремян (узвнгу), подпруг, подхвостников, уздечек, а также различных сундуков (уквк). домашней утвари и т.д. Более всего киргизские мастера стремились художественно украсить конское снаряжение (ат жаб-дыктары). Выполнение такого заказа считалось почетным делом.